В первый день весны на территории Российской Федерации вступили в силу сразу несколько новых пунктов Правил дорожного движения. Масштабный пакет поправок был разработан Минтрансом при участии Госавтоинспекции. Часть норм и ранее применялась на российских дорогах в порядке экспериментов, но при этом многих участников дорожного движения они еще не коснулись.
О том, что изменилось для водителей и пешеходов, а также владельцев электросамокатов, гироскутеров, мопедов и других средств индивидуальной мобильности, о новых дорожных знаках и разметке нам рассказал врио командира отделения ДПС Госавтоинспекции Евгений Маркович (на фото).
Новый вид
водительского удостоверения
— Евгений Андреевич, что изменилось во внешнем виде водительского удостоверения? С чем связаны эти изменения?
— С 1 марта этого года с обратной стороны водительского удостоверения исчез штрих-код. Раньше с его помощью инспектор мог легко найти нужную информацию на конкретного водителя в базе данных ГИБДД. Но на практике у многих инспекторов ГИБДД, обслуживающих небольшие населенные пункты, устройства, считывающие штрих-код, были не всегда. К тому же в настоящее время решается вопрос о введении в действие электронных водительских удостоверений, поэтому все постепенно совершенствуется.
Медкомиссия
— На этапе прохождения медкомиссии и получения медицинской справки водителей ждут какие-то изменения?
— Все водители в обязательном порядке проходят осмотр узких специалистов. При отсутствии противопоказаний к управлению транспортом им выдается справка по форме №003-В/у. Раньше она прикладывалась к заявлению в ГИБДД о выдаче водительского удостоверения или его замене по истечении 10 лет.
С 1 марта водителям не нужно предъявлять медицинскую справку при подаче документов. Всю необходимую информацию Госавтоинспекция будет запрашивать в Минздраве в электронном виде. Предполагается, что это позволит водителям экономить время на получении и замене водительских удостоверений.
Хочу обратить внимание, что если водитель, впервые получающий права, предоставит медицинскую справку или паспорт с истекшими сроками действия, его не допустят до экзамена в Госавтоинспекции. Аналогичные санкции применяются к лицам, не явившимся на экзамен.
— В каких случаях прохождение медкомиссии обязательно?
— Перед сдачей экзамена в Госавтоинспекции для получения удостоверения на управление транспортным средством. В этом случае обследование можно пройти до поступления в автошколу или в период обучения. При замене водительского удостоверения с истекшим 10-летним сроком действия. При получении водительского удостоверения после лишения прав из-за управления транспортом в нетрезвом виде или отказа от прохождения медицинского освидетельствования. При ухудшении здоровья или открытии дополнительной категории водительского удостоверения. В случае, когда автомобилист работает профессиональным водителем, в обязательном порядке он проходит медкомиссию один раз в год.
В остальных случаях заменить водительское удостоверение на новое можно без медсправки. В частности, если оно потеряно, украдено, испорчено или водитель поменял фамилию. Новое удостоверение выдается до конца срока действия прежнего. К примеру, если человек потерял права, которые получил три года назад, новые ему выдадут на 7 лет. Также справка не требуется при оформлении международных водительских удостоверений.
Но если во всех перечисленных случаях водитель все же предъявляет медсправку, то новое удостоверение ему выдадут сразу на 10 лет.
— Какова пошлина за замену удостоверения и влияет ли на ее размер наличие медицинской справки?
— Государственная пошлина за каждую замену водительского удостоверения составляет две тысячи рублей. При подаче заявления и медицинской справки через сайт «Госуслуги» пошлина составит 1400 рублей. По-моему, выгода прохождения медкомиссии очевидна.
Приоритет при движении по кругу
— Раньше приоритет при движении по кругу вызывал неоднозначную реакцию всех участников дорожного движения. Что изменилось в Правилах?
— Теперь при регулировании движения на перекрестках с круговым движением используется следующая формулировка Правил: «При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку». То есть, говоря простым языком, круг всегда будет считаться главным, если не установлено иных знаков приоритета.
Если же установлены знаки «Уступи дорогу», «Движение без остановки запрещено», «Конец главной дороги», то водитель руководствуется знаками.
Если подъезд к кольцу обозначен главной дорогой, уступить должен тот, кто уже движется по кольцу. Для них приоритетность проезда будет определяться дорожными знаками или разметкой.
Средства индивидуальной
мобильности
— Раньше немало хлопот всем участникам дорожного движения доставляли гироскутеры, электросамокаты. Их водители приравнивались к пешеходам. Как теперь Правила регулируют их права и ответственность?
— С 1 марта официально зафиксирован новый термин «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). К таким средствам относится транспорт, имеющий одно или несколько колес (роликов), предназначенный для индивидуального передвижения с использованием электрического двигателя: электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие. С 1 марта их водители приравниваются к другим водителям транспортных средств со всей вытекающей отсюда ответственностью.
Передвигаться на средствах индивидуальной мобильности можно будет строго в определенных местах и со скоростью не более 25 км/ч. Взрослые водители (старше 14 лет) смогут перемещаться по обочинам и по правому краю проезжей части (при отсутствии велодорожек), велосипедной и велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов. В пешеходной зоне — на тротуаре и пешеходной дорожке – такие средства можно будет использовать только при условии, что их масса не превышает 35 кг.
Новые дорожные знаки
— Какие новые дорожные знаки вступили в силу с начала весны?
— Знак 3.34 «Движение автобусов запрещено» и 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено», а также таблички «Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности» и «Зарядка электромобилей». Некоторые из этих знаков ранее уже использовались на российских дорогах в крупных городах. Теперь они будут окончательно закреплены в ПДД.
Временными дорожными знаками теперь будут считаться не только знаки на желтом фоне, но и установленные просто на переносных опорах. При этом не только желтые, но и белые. Автомобилистам следует быть на дорогах еще внимательнее, так как дорожные камеры стали все чаще настраивать на временные ограничения скорости, например, во время ремонта. К примеру, в Москве такая фиксация идет на МКАД, где на некоторых участках вместо 110 км/ч можно ехать не быстрее 60 км/ч.
Заработал знак, запрещающий движение автобусов. Причем, новый знак не запрещает движение автобусов, следующих по установленным маршрутам общественного транспорта, и школьных автобусов.
На знаке, обозначающем парковки для инвалидов, рядом с буквой «P» появится стилизованное изображение инвалида-колясочника. Таким образом, вместо двух знаков можно будет использовать один.
На знаке платной парковки добавилось изображение монет. В новых изменениях утверждены и дорожные знаки, которые обозначают зарядку для электромобилей.
Остановка и стоянка
— С 1 марта запрещена остановка и стоянка транспорта на «островках безопасности». Такое требование было и раньше, но иногда возникали противоречия: нарушение разметки.
— Стоянка и остановка теперь прописаны в ПДД отдельными пунктами. Раньше неточная формулировка приводила к тому, что в разных ситуациях проезд по «островкам» подпадал под статьи КоАП. Некоторые автомобилисты ошибочно полагали, что на «островках» можно останавливаться безнаказанно. Например, когда заблудился в пути и не знаешь, куда двигаться.
Теперь в ПДД в дополнение к понятию «островок безопасности» появится «островок направляющий» — это элемент обустройства автомобильной дороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью или приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков. За заезд на такие «островки» водителей будут штрафовать на 500 рублей (ч.1 ст.12.19 КоАП «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств»). В Москве и Санкт-Петербурге заезд или остановка на «островке» будет стоить уже 2 тысячи 500 рублей (ч.5. ст.12.19 КоАП).
Заезжать и останавливаться на таких «островках» будет допустимо только в случае крайней необходимости: если остановка в другом месте создаст большую угрозу, например, после ДТП.
— Зоны платных и бесплатных парковок будут иметь визуальные различия? Штраф за неоплату парковочного места предусмотрен?
— Да. Для удобства водителей платные и бесплатные парковки будут обозначаться разными цветами. Так, зоны платных стоянок теперь выделяются синей пунктирной линией. Бесплатная парковка, как и раньше, остается белой. В некоторых европейских странах такая разметка используется уже давно.
Штрафы за неоплату стоянки на платных парковках предусмотрены. Причем, в разных городах их сумма различна. В Москве штраф составляет пять тысяч рублей, в Санкт-Петербурге три тысячи, в остальных городах России наказание варьируется в зависимости от норм местных КоАП — в среднем это 500-1500 рублей.
— На знаках, запрещающих стоянку и остановку, изменилось время действия.
— Да. Под знаками 3.30 «Стоянка запрещена по четным числам месяца» и 3.29 «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца» раньше можно было парковаться с 19 до 21 часа. Теперь временной отрезок немного сдвинулся: поставить на стоянку транспорт в зоне действия знака можно с 21 до 24 часов.
Новая секция на светофоре
— Много вопросов вызвало появление белой секции на светофоре. Расскажите подробнее, что она регулирует?
— В ПДД появилось упоминание о новой информационной световой секции светофоров в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета, расположенной под светофором
Такая секция информирует водителей о том, что на пешеходном переходе, в направлении которого он поворачивает, включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам. Следовательно, поворачивать можно только после того, как водитель всех пропустит.
Конечно, перестроить все светофоры России одновременно не получится. Такое нововведение требует времени. Тем не менее, в Москве и Московской области, а также в других крупных городах России такие светофоры уже давно эксплуатируются. Ранее они были установлены в качестве эксперимента, который доказал свою эффективность.
— Евгений Андреевич, как Вы думаете, насколько быстро ярцевские водители смогут адаптироваться к новым Правилам?
— С учетом того, что все эти новшества будут вводиться в действие постепенно, я думаю, мы справимся. Да и инспектора Госавтоинспекции всегда относятся к участникам дорожного движения с пониманием. Поэтому, я надеюсь, что ответственности и порядка на проезжей части нашего города станет больше, ведь все мы в этом одинаково заинтересованы.
Надежда Данюшина