Ведущий концертов, музыкант, актер, интересная неординарная личность – таким в нашем городе знают Владимира Сибатуллина. Его любят зрители, любит большая дружная команда Дворца.
— Владимир для нас — находка, — говорит директор Ярцевского ДК Татьяна Пастухова, — потому что это талантливый человек, который может все. Причем он сам себя сделал. Володя любит сцену, зрителей, поэтому всегда получает такой же отклик. А еще он отзывчивый, надежный: помогает, утешает, молится за нас.
Согласитесь, после такой характеристики хочется познакомиться с человеком поближе. Сегодня у читателей «Вестей Привопья» есть такая возможность.
— Владимир Николаевич, Ваша деятельность в «культуре» началась в 2016 году, когда Вы стали директором Мушковичского сельского дома культуры. Расскажите, пожалуйста, об этом периоде своей жизни.
— Можно сказать, все произошло чудесным образом. В то время я работал в Ярцеве слесарем-ремонтником на деревообрабатывающем предприятии и параллельно заочно учился в Смоленском государственном институте искусств по специальности «режиссер театрализованных представлений и массовых праздников». А в свободное время посещал народный театр «Зеркало» под руководством Натальи Козловой. И в один прекрасный день Наталья Валентиновна на репетиции спросила: «Никто не желает стать директором Дома культуры в Мушковичах? Там нет директора». Я понял, что это мой шанс занять какое-то место в сфере культуры. К тому времени у меня уже был опыт проведения различных мероприятий, так что это предложение было для меня одновременно и вызовом, и шансом. В Мушковичах я проработал 4 года и получил колоссальный опыт и в организации культурной работы, и в общении с людьми.
— Директор сельского ДК – это не только «культурная» работа. Это и швец, и жнец, и на дуде игрец?
— Абсолютно верно. Директор СДК — это не только организатор мероприятий, но также и звукорежиссер, и грузчик, и сантехник. Например, у меня бывали случаи, когда ломался котел отопления или перемерзала канализация и приходилось чистить ее самому. А навыки слесаря-ремонтника пригодились при изготовлении декораций: включалась смекалка, и находилось оригинальное решение. Так что директор должен быть разносторонним человеком.
— Четыре года – довольно большой срок, и за это время, наверное, менялся и Ваш взгляд на профессию, и отношение к Вам местных жителей.
— Приняли меня хорошо: в Мушковичах добрый и отзывчивый народ, с которым мы подружились. Конечно, в деревне есть своя специфика. Здесь информация распространяется иначе, чем в городе, а к людям нужен индивидуальный подход. То есть, недостаточно повесить афишу о предстоящем мероприятии — надо использовать любую возможность, чтобы рассказать, каким оно будет, какого числа состоится. Неважно, встретил ты человека в магазине или просто на улице. Должность директора Дома культуры обязывает быть общительным, находчивым.
— Удалось Вам за это время создать какие-то новые творческие коллективы или открыть кружки?
— Удалось. Например, я вел кружок, в котором учил детей собирать кубик Рубика – тогда в Мушковичах это было нечто новое.
— Несмотря на большой опыт, полученный в Мушковичском СДК, в 2020 году Вы перешли на работу в наш Дворец культуры. Это было обусловлено желанием творческого роста?
— С одной стороны, это так, а с другой, это была вынужденная мера. Я женился и хотел быть ближе к дому.
— Очевидно, что в ДК Вы тоже очень востребованы, а деятельность Ваша весьма разнообразна. Хотя по штатному расписанию Вы звукорежиссер и звукооператор, я бы назвала Вас синтетическим актером: Вы поете, играете в драматических постановках и даже участвуете в хореографическом спектакле. Недавняя постановка «Сказ об Иване-дураке и его подвигах» имела хороший отклик у зрителей. Давайте остановимся на ней подробнее.
— Спектакль ставил Антон Михайлович Орел, талантливый режиссер, очень скрупулезно продумывающий все детали постановки. Он очень наблюдательный человек со своим особым взглядом на вещи, и все это отразилось в спектакле. В постановке принимал участие весь основной костяк работников Дворца.
— Знаете, мне очень симпатична эта практика ДК, когда чуть ли не каждый сотрудник, независимо от своей официальной должности, периодически выступает в роли актера. Как Вы считаете, это у вас во Дворце такая атмосфера, что в каждом просыпаются творческие способности, или люди подбираются какие-то особенные?
— Коллектив Дворца – это уникальная команда. Я не знаю, как это работает, но, видимо, люди заражаются примером друг от друга. Они не закрываются у себя в каморках и занимаются только непосредственно своими обязанностями, но и развиваются в других сферах. Очень важна инициатива самого человека, а коллектив всегда ему поможет. Дворец – это прежде всего слаженная команда, которая очень ответственно подходит к тому, что она делает для себя и для людей. И я не исключение. Когда надо, могу и потанцевать, и на музыкальных инструментах сыграть.
— У Вас в спектакле главная роль – Ивана-дурака. Иван – это классический образ русского фольклора. То он Иван-дурак, то Иван-царевич, что, по сути, две стороны одного и того же образа. Каким Вы видите своего героя?
— Это человек, который не умеет говорить людям «нет», всем сочувствует, всем помогает, порой даже в ущерб собственным интересам. Он готов пожертвовать всем, ничего не получая для себя. Со стороны это может показаться признаком «дурачины»: многие из нас сосредоточены только на себе, своей личности, своей выгоде. А Иван другой, поэтому в глазах некоторых людей он чудак.
— Когда режиссер выбирает актера на ту или иную роль, он, вероятно, видит в нем какие-то черты персонажа?
— Согласен, очень важно правильно подобрать актера для воплощения того или иного образа. И могу сказать честно, что Иван в определенном смысле — это отражение моей личности. Думаю, Антон видит во мне присущие Ивану качества: мы знакомы с детства и давно работаем вместе. А еще я часто соглашаюсь на разного рода авантюры. Кто-то может считать это плохим качеством, но благодаря этому я получаю колоссальный жизненный опыт.
— О каких авантюрах идет речь?
— Ну, например, не так давно мы провели концерт «На один день». Вокалистка из Дворца Катя Овчинникова организовала из своих друзей кавер-группу: две гитары, вокалист, а мне было предложена партия ударных. Причем это не обычные акустические барабаны, а электронные. И мы сделали небольшое нестандартное рок-шоу. Параллельно я готовился к джазовому фестивалю «Смоленский проект». Фестиваль проходит раз в году, на нем собираются джазовые коллективы Смоленска, и мой коллега Дмитрий Полун пригласил меня поучаствовать в проекте — барабанщиком в составе группы «Люди МУ». Джаз интересовал меня давно. Еще в институте искусств я смотрел на джазовый оркестр – в своих золотых пиджаках они выглядели очень клёво — и мечтал тоже сыграть джаз. В этот раз моя мечта исполнилась.
— В золотом пиджаке?
— Нет. Но в классическом костюме.
— А нет желания совместно с Дмитрием создать джазовый коллектив в Ярцеве?
— Думаю, пока это сложно осуществить.
— Ваше музыкальное творчество довольно разнообразно. В городе Вас знают главным образом по квартету «Каприз».
— Первая песня, которую я спел на сцене Дворца – «Комарово», ее все помнят в исполнении Игоря Скляра. Кто-то заметил этот номер, и в 2016 году меня пригласили в «Каприз». К этому времени у меня уже были музыкальные проекты, была своя группа, с которой мы участвовали в рок-фестивалях. Но там мое пение было ближе к речитативу, к рэпу. Я понимал, что мне нужно учиться вокалу, и «Каприз» как раз помог моему развитию в этой сфере. А теперь мне уже дают и сольные номера.
— У Вас ведь нет музыкального образования, а профессиональный вокал требует большой специальной подготовки.
— Спасибо руководителю анса- мбля Юлии Игнатенковой, которая много работала со мной, поставила мне голос. Конечно, рано или поздно приходишь к осознанию того, что надо получать образование, изучать музыкальную теорию, чем я сейчас и занимаюсь. Учусь самостоятельно. Желание, упорство и труд – и все возможно. И, когда это требуется, — совет профессионалов, таких как Юлия Игнатенкова или Дмитрий Полун.
— В 2020 году в дуэте с Дмитрием Вы взяли Гран-при на областном песенном фестивале «Наша добрая Смоленщина».
— Да, номер готовился для ви- деопроекта Дворца «Песни Победы», а уже потом был фестиваль.
— Для своего выступления Вы выбрали песню «Лизавета». Но ведь это песня не героическая, а скорее лирическая?
— Песни военных лет все выстраданные, пережитые. «Лизавета» дает какую-то надежду, ноту света, любви и радости. И в то же время там звучат слова: «Как бы дожить бы до свадьбы, женитьбы». То есть за кажущейся легкостью есть что-то подлинно драматическое, наверное, поэтому песня и цепляет людей.
— Еще Вы играете в составе софт-рок группы «Светлая» — в последнее время прошло несколько ее выступлений в баре «Лагеръ». Расскажите о группе немного подробнее. Что значит софт-рок группа?
— Группа существует давно, это проект Андрея Бережного. Я начинал в ней как барабанщик году в 2014-м. Тогда мы делали фестиваль «Яркий рок». Софт-рок – это легкий рок или простой рок. Таким образом мы определили свое направление в музыке — его подтверждает и название «Светлая». Но так как в песнях Андрея тексты стоят на первом месте, я бы назвал это и авторской песней. Состав группы менялся неоднократно, сейчас мы с Андреем остались вдвоем и выступаем как дуэт.
— Рок, джаз, поп – Вы пробуете себя в разных жанрах. А каковы все же Ваши музыкальные предпочтения?
— В молодости мое знакомство с музыкой началось с британской группы «The Prodigy». Это электронная музыка. Пожалуй, ее я и люблю больше всего. Я пробую сочинять в стиле техно, осваиваю специальное оборудование для сочинения электронной музыки. Также сейчас я слушаю христианскую музыку. Мне нравится сам процесс живого выступления, когда музыка создается в моменте: здесь и сейчас.
— Недавно Вы попробовали себя в хореографии. Я говорю о роли Дроссельмейера в хорео- графическом спектакле «Щелкунчик» в исполнении «Технологии танца».
— Это роль дядюшки-волшебника, который погружает девочку Мари в мир новогодней сказки, волшебства, оберегает ее, окружает своей любовью и теплом. Конечно, непросто в 36 лет пробовать себя в амплуа танцовщика, хотя танцевать – это еще одна из моих «мечт». Возможно, это начало чего-то нового. Я к этому иду, и, надеюсь, Вы меня еще увидите и в этом качестве.
— В числе Ваших увлечений природа и туризм. На своей страничке «ВК» Вы выложили фото на пакрафте (легкая и компактная в сложенном виде надувная лодка,- ред.). Следует ли из этого вывод, что Вы сплавляетесь по рекам?
— Пока только мечтаю. Однажды мы с друзьями решили за две недели доехать на машине от Ярцева до Ледовитого океана. (Это к вопросу об авантюрах). И мы это сделали! Мы доехали до Мурманска, а потом до села Териберка. Причем около пяти тысяч километров мы преодолели не за 14, а за 10 дней. И вот когда мы проезжали Карелию, видели много рек, по которым сплавляются на байдарках и пакрафтах. Отсюда и мечта пройти по горным рекам, хотя пока мы сплавляемся только по Вопи и Днепру. Еще одно новое увлечение нашего туристического коллектива – это байкпакинг (велотуризм, — ред.). Возможно, летом мы стартанем куда-нибудь подальше на велосипедах.
— Входит ли в этот коллектив отчаянных путешественников Ваша жена?
— Я надеюсь, у меня будет два велосипеда.
— Если позволите, такой вопрос. Мы все помним Ваши эксперименты с внешностью. То это были дреды, то очень короткая стрижка. Сейчас у Вас более классический образ. Это значит, что Вы остепенились?
— Не стоит обнадеживаться. Боюсь, что это затишье перед бурей. Но может быть, и остепенюсь – в этом направлении я за себя не ручаюсь.
— Трудно быть оригинальным человеком в маленьком городе? Оригинальным не только по внешности, но и по образу мыслей?
— Быть оригинальным нетрудно. Но человек может сам зажать свою оригинальность, боясь осуждения со стороны, думая, что его неправильно поймут. Но обычно этого не происходит. Мои дреды, например, не вызвали никакого негатива. Правда, было много однотипных вопросов, так скажем, технического плана. Я считаю, если ты хочешь быть оригинальным, будь им. Делай что угодно, но важно, чтобы это не противоречило Божьим заповедям и приносило пользу людям, а тебе – удовольствие.
— В интервью «Рабочему пути» в 2017 году Вы поделились некоторыми планами на будущее. Например, Вы хотели создать семью и организовать «Театр танца». Семью Вы создали, а как с театром?
— Дело в том, что я на самом деле молчаливый человек, поэтому мне ближе такие виды творчества, в которых действие на сцене происходит без слов. Танец, например. «Театр танца» — это авторский экспериментальный проект, который, возможно, мне когда-нибудь удастся осуществить.
— О чем Вы мечтаете сейчас?
— Конечно, мечты есть. Но сейчас для людей есть нечто более важное, чем наши личные желания. Есть что-то общее и важное – хочется мира, хочется быть спокойным за будущие поколения и радоваться каждому дню. И еще я хочу пожелать читателям Вашей газеты, чтобы в их жизни всегда находилось место для доброго дела и для любви к ближнему.
Татьяна Филимонова