В этом году на территории субъектов Российской Федерации было проведено объединение станций (отделений) скорой медицинской помощи и территориальных центров медицины катастроф в одно юридическое лицо — центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф субъекта Российской Федерации. На его базе в каждом российском субъекте была сформирована единая диспетчерская служба скорой медицинской помощи.
В Смоленской области единая диспетчерская начала работу с первого декабря. Теперь звонки с вызовами поступают в единый колл-центр в Смоленске.
Эта реформа вызвала активный общественный отклик, поэтому газета «Вести Привопья» постаралась разобраться в ситуации и донести до своих читателей максимально полную и объективную информацию.
В
се началось 20 марта 2019 года. Именно тогда вышло Письмо Министерства здравоохранения РФ N 14-3/и/2-2339 «Об обеспечении доступности и качества оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и специализированной медицинской помощи» за подписью В.И. Скворцовой. «В рамках развития трехуровневой системы здравоохранения» в числе прочих шагов предписывалось объединить станции скорой медицинской помощи и сформировать в каждом субъекте РФ «единую диспетчерскую службу скорой медицинской помощи».
Ключевые цели нововведений в документе обозначены, в том числе следующим образом: «успешно использовать их общие силы и средства для оказания экстренной медицинской помощи», а также «централизовать и автоматизировать прием вызовов скорой медицинской помощи и передачу их для исполнения выездным бригадам скорой медицинской помощи в целях обеспечения своевременной медицинской эвакуации пациентов в медицинские организации 2-го и 3-го уровня». Например, больного с острым нарушением мозгового кровообращения (инсультом) или сочетанными травмами должны доставить на скорой сразу в специализированный центр, минуя ближайшие учреждения, у которых нет возможности оказывать необходимую экстренную помощь. Также реформа подразумевает формирование «понятной и прозрачной системы оплаты труда всех сотрудников, улучшение логистики движения бригад, сокращение времени прибытия бригад на вызов».
6 июля этого года на странице «ВКонтакте» Департамента Смоленской области по здравоохранению появилась информация о том, что в нашем регионе «приступили к формированию единой общеобластной службы скорой медицинской помощи» с единым диспетчерским центром.
На вопросы отвечает
специалист
Газета «Вести Привопья» постаралась объективно разобраться в ситуации, сложившейся с работой скорой в Ярцевском районе. Мы связались с главным врачом Станции скорой медицинской помощи Смоленской области Ларисой Савкиной и задали ей волнующие ярцевчан вопросы.
— Лариса Юрьевна, в чем состоит цель создания единой областной диспетчерской службы скорой медицинской помощи?
— Прежде всего, я хотела бы пояснить, что единая диспетчерская служба создана не только в Смоленской области. Поручение Министерства здавоохранения РФ о создании такой службы получили все регионы Российской Федерации, и мы тоже выполняем это поручение. Единая диспетчерская служба создается с той целью, чтобы эффективно использовать ресурс скорой помощи, но самое главное, чтобы наши пациенты оказались в том медицинском учреждении, где им будет оказана помощь в соответствии с их заболеванием. Для этого в единую диспетчерскую стекаются все вызовы, там они сортируются по степени срочности. Особенно это касается пациентов с острыми сердечными патологиями, такими как инфаркт миокарда, острым нарушением мозгового кровообращения, хирургическими проблемами, сочетанными травмами и др. Такие серьезные состояния, которые могут привести к смерти пациента, должны очень серьезно контролироваться. Также важно, в какое медицинское учреждение мы повезем пациента. Единая диспетчерская как раз помогает контролировать госпитализацию пациентов. Другая цель создания единой диспетчерской службы – исключение из функций службы скорой помощи несвойственных для нее задач, то есть, решения каких-то хозяйственных проблем на территории отдельно взятых районов. Управление скорой помощью концентрируется в одном месте и нацелено на максимальное оказание помощи населению.
— Как это происходит на практике? Предположим, мне нужно вызвать скорую помощь и я дозвонилась до единой диспетчерской службы. Что происходит с моим звонком?
— Раньше в любом из районов области был организован прием обращений от населения, но в разных районах — по-разному. Например, в Ярцевском районе в скорой помощи работали диспетчеры (это были отдельные функциональные единицы), в функционал которых входили только прием вызовов и направление их на бригады скорой помощи. Любой житель Ярцевского района набирал «103» или номер районной скорой и попадал в свою диспетчерскую. Вызов принимался и отправлялся на бригады, которые работают в Ярцеве. А в каких-то районах из-за кадрового дефицита диспетчеров не было вообще, и вызов принимал тот, кто поднимет трубку телефона, например, медсестра приемного отделения, у которой и своей работы полно, или даже санитарочка. Вызов принимался, передавался бригаде. При этом процесс этот не всегда контролировался.
Что изменилось сейчас? Когда Вы позвоните, Вы попадете в единую диспетчерскую службу. Диспетчер выяснит Ваш адрес, расспросит, какие у Вас жалобы, вызов запишут в информационную систему и передадут в бригаду, которая работает в Ярцеве. Подчеркиваю, ваши ярцевские бригады никуда не делись. Они находятся по прежнему адресу, машины скорой помощи также находятся там же, где и были. Единственное изменение состоит в том, что Вы, набирая номер, попадаете в центральную диспетчерскую. Здесь работает единый принцип вызова скорой медицинской помощи. На территории Смоленской области установлена информационная программа – скорая помощь переведена на цифровые рельсы. У каждой бригады есть планшет, на который приходит вызов. Бригада видит Ваш вызов и реагирует на него.
— Но если в конечном итоге вызов все равно передается в Ярцево, то в чем смысл нововведений? Ведь очевидно, что на свою подстанцию я дозвонилась бы быстрее, чем в единую диспетчерскую.
— Реформа проводится не ради одного района, где, может быть, все хорошо, а для всей области, и для всей России – в конечном итоге. Нам нужно контролировать работу всех бригад скорой помощи в масштабах Смоленской области – не только в городе Ярцево, но и, например, в Угранском или Темкинском районах, где очень-очень давно нет диспетчеров вообще.
— Как нововведения повлияют на скорость прибытия бригады? Раньше, например, по моему адресу скорая ехала пять минут. А теперь сколько она будет ехать?
— Те же пять минут. Произошедшее объединение не влияет на доезд скорой. На доезд влияет другой фактор – это обеспеченность бригадами скорой помощи в районе. В Ярцевском районе сейчас работает две бригады скорой помощи, плюс бригада неотложной помощи – в дневное время. По нормативам (одна бригада на 10 тысяч населения) в вашем районе должно работать пять бригад, и мы бы с удовольствием отправили в Ярцево эти пять бригад, но, к сожалению, людей для этого нет.
— Но раньше в Ярцеве действительно было больше бригад. И речь идет о том, что после реформы людиушли из скорой помощи.
— Как раз в Ярцевском районе после объединения люди в основном остались. К нам на работу пришли почти все медики, которые работали в ярцевской скорой. Уволились пенсионеры, которым уже сложно было работать в силу возраста. К сожалению, остались «за бортом» диспетчеры. Их должности были упразднены, но мы предложили им работать в бригадах скорой – образование позволяет. Они не захотели. Но мы их не уволили, нашли им работу. Те же, кто работал непосредственно в бригадах скорой, по-прежнему трудятся на Ярцевской подстанции. Я хочу акцентировать внимание на том, что очень часто слышу высказывания вроде такого: «Вот теперь к нам машины ездят из Смоленска». Это не так. В вашем городе работают ваши машины, ваши бригады, но служба скорой помощи испытывает острый кадровый дефицит.
— Правильно ли я понимаю, что наши ярцевские бригады скорой работают только в Ярцевском районе и за его границы не выезжают?
— Нет, не совсем правильно. Бывает маршрутизация из Ярцева в Смоленск. Скорые и до объединения занимались медицинской эвакуацией пациентов в Смоленскую областную клиническую больницу, например, в сосудистое или хирургическое отделение, если не было возможности оказать помощь в Ярцеве, или в Перинатальный центр. Так же происходит и теперь: бригады выезжают в Смоленск, чтобы доставить больного в медучреждение более высокого уровня.
— То есть, к больному в Смоленск или, например, в Сафоново наши бригады не поедут?
— Конечно, нет. Это было бы нерационально.
— Но на видеоконференции Вы говорили о том, что при необходимости, например, в Глинковский район может поехать скорая из Ельнинского района.
— Речь идет в основном о деревнях, находящихся на границах районов. Так, если вызов поступает из деревни, которая административно относится к Глинковскому району, но ближе к ней находится скорая из Ельнинского района, то этот экипаж и поедет по вызову. Принцип очень простой: едет та машина, которая в данный момент находится ближе. Она просто быстрее доедет до пациента.
— Насколько я понимаю, вся реформа затевалась, чтобы улучшить качество работы скорой помощи?
— Правильнее будет сказать, оптимизировать ее работу.
— К сожалению, очень часто за словом «оптимизация» стоит сокращение финансирования отрасли. Мы уже проходили оптимизацию общего образования, в результате которой были закрыты десятки малокомплектных сельских школ. Не получится ли так же и со скорой?
— Что касается финансирования скорой помощи, то оно осуществляется в соответствии с подушевым нормативом, и с каждым годом он становится больше. Это значит, что за прикрепленным населением, застрахованным в рамках ОМС (обязательное медицинское страхование, — ред.), «идут» определенные деньги. Сколько человек жило в Ярцевском районе до реформы, столько и живет, и деньги отдаются нам полным рублем для того, чтобы организовывать медицинскую помощь. Так что деньги нам никто не урезал. Скажу больше, до реформы финансирование скорой помощи шло «в общий котел» районного медучреждения, и какая-то его часть могла переводиться на другие статьи расходов. Сейчас же все средства сконцентрированы только в скорой помощи. Они целенаправленно идут на лекарственные препараты, на содержание автотранспорта, обслуживание медицинского оборудования, на заработную плату сотрудников скорой помощи. Кстати, получив финансирование и тщательно все просчитав, мы уже с первого декабря смогли повысить заработную плату нашим сотрудникам, и я надеюсь, что повысим ее и в новом году.
— Выделялись ли какие-то дополнительные средства из федерального бюджета в связи с реформированием службы скорой помощи?
— Федеральные средства выделялись только на приобретение программного продукта, с помощью которого осуществляется диспетчеризация скорой помощи.
— Из-за сокращения количества экипажей очень возросла нагрузка на оставшихся врачей.
— Да, возросла. С этим я согласна. Как выйти из ситуации? Давайте учитывать, что люди обращаются в скорую очень часто и по разным поводам. Бывает, что больной без сознания, а бывает, что ему нужна только консультация, какой препарат принять. Вот здесь мы как раз и говорим об оптимизации работы скорой. В соответствии с документом, который называется «Порядок оказания скорой медицинской помощи», существует градация вызовов – их деление на экстренные и неотложные.
— Давайте остановимся на этой градации подробнее.
— Экстренные вызовы связаны с угрозой жизни человека, поэтому мы должны «обслужить» их очень быстро. К ним относятся нарушения сознания, дыхания, системы кровообращения, кровотечения, роды, угроза прерывания беременности, инфаркты, инсульты, опасные для жизни травмы и так далее. А есть неотложные вызовы. Они связаны с обострением хронических заболеваний. Например, очень много вызовов поступает от гипертоников в связи с повышением давления. Или сейчас у нас идет эпидемия вирусных инфекций. Вызовы от больных с ОРВИ и с высокой температурой практически застопорили работу скорой. В этих случаях нужно обращаться в поликлинику или вызывать бригаду неотложной помощи, которая организована при поликлинике. Она может выехать на дом, назначить лечение, выдать больничный лист. Я хочу донести вот какую мысль: если человек имеет хроническое заболевание, например, гипертоническую болезнь, он должен знать о своей болезни, следить за своим состоянием и получать лечение постоянно, а не от случая к случаю. Он должен просто подружиться со своим участковым терапевтом. Сегодня есть современные эффективные препараты и современные подходы к лечению. И если терапия подобрана правильно и пациент получает ее постоянно, у него гораздо реже возникает потребность в скорой помощи.
— Бывает так, что больной не всегда может точно определить свое состояние, оценить его тяжесть.
— Это как раз еще одна причина, по которой объединили диспетчерские службы. В единой диспетчерской работают опытные специалисты, которые знают, как расспросить пациента, что с ним случилось. То же повышение давления, о котором мы говорили выше, может быть разным. Если оно сопровождается головокружением, рвотой, то это уже подозрение на гипертонический криз, и такому больному будет оказана экстренная помощь.
— Для того чтобы дать консультацию пациенту, нужно иметь соответствующее образование. Кто работает в диспетчерской службе?
— Это фельдшеры со средним медицинским образованием, которые имеют опыт работы на выезде в бригадах, и они достаточно компетентны, чтобы консультировать больных. Например, объяснить, что нужно сделать до приезда бригады, какой препарат принять. Это входит в их функционал.
— Как сейчас обстоит дело с автопарком ярцевской скорой? Сколько машин осталось в районе?
— Ярцевское отделение оснащено восьмью автомобилями, один из которых — реанимобиль 2020 года выпуска. Но, повторяю, проблема состоит не в количестве машин, а в количестве экипажей.
— Правильно ли будет сказать, что, если найдутся специалисты, готовые работать в скорой, у нас появится третий, четвертый и пятый экипажи?
— Мы с распростертыми объятиями ждем на работу фельдшеров и медицинских сестер. Мы постоянно работаем со студентами медицинских колледжей с тем, чтобы они понимали, что их ждут, что они нужны. Обращаюсь через вашу газету к ярцевским школьникам, чтобы они приходили учиться в средние медицинские учебные заведения, а затем и к нам на работу. Не надо думать, что медучилище или медицинский колледж – это непрестижно. Фельдшер скорой помощи – очень почетная и востребованная профессия.
— В ноябре в областных СМИ прошла информация о том, что в рамках реорганизации службы Скорой медицинской помощи до конца года в Смоленскую область прибудет 16 новых автомобилей «скорой». Можно что-то сказать по этому поводу?
— Машины пришли, сейчас идет процедура их оформления.
— Уже известно, в какие районы они будут распределены?
— Это пока вопрос преждевременный, мы еще не занимались распределением.
— Объединение скорых вызвало много негативных отзывов. Люди считают, что скорая стала работать хуже. Основные претензии: невозможно дозвониться, долго приходится ждать бригаду. На Ваш взгляд, действительно ли все так плохо, или мы просто не привыкли к новой системе, или нужно время, чтобы она заработала более эффективно?
— Я думаю, все имеет место быть. Мы ведь говорили и о нехватке экипажей, и о том, что они не успевают выезжать по всем вызовам. Мне понятно негодование людей. Проблем действительно обозначилось много. Но я не хочу давать категоричные оценки: стало ли хуже или лучше. Я признаю, что у нас много задач, которые нужно решать. Будем решать.
Дополнение к сказанному
Некоторую дополнительную информацию, касающуюся работы скорой помощи в Ярцеве, нам предоставила и. о. главного врача ЯЦРБ Ольга Цветкова:
— Ольга Игоревна, на сайте ЯЦРБ размещено обращение к жителям района, в котором в частности говорится, что «в ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ» в круглосуточном режиме можно получить неотложную медицинскую помощь непосредственно в приемном отделении больницы». Как это происходит на практике?
— Если человек в порядке самообращения приходит непосредственно в стационар, то наши дежурные доктора оказывают помощь в круглосуточном режиме. Кроме этого, по приказу Департамента Смоленской области по здравоохранению мы организовали службу неотложной помощи, которая действует ежедневно с 8.00 до 20.00, включая выходные и праздничные дни. В ней работает фельдшер на машине. То есть, когда поступает вызов, мы обязаны его обслужить в течение трех часов. Это поддержка службы скорой помощи с нашей стороны. Схема уже проработана, и составлен график дежурств.
— Неотложная помощь работает с восьми утра до восьми вечера. А в остальное время?
— В остальное время вызовы обслуживает скорая помощь. Мы работаем, скажем так, «в разгрузку», чтобы в дневное время помочь скорой помощи.
— По каким телефонам нужно звонить, чтобы вызвать скорую или неотложную помощь?
— Скорую помощь можно вызвать по номерам 03, 103 и 112.Также неотложную помощь в дневное время можно вызвать по телефону +7(4812) 22-93-03. Такой вызов сразу будет переадресован в отделение.
Послесловие
Итак, в настоящее время в Ярцеве работает две скорых, а также одна машина неотложной помощи — с 8.00 до 20.00. Плюс функционирует приемное отделение больницы, на базе которой осуществляется круглосуточная неотложная медицинская помощь.
Хотелось бы сказать в финале что-нибудь оптимистичное. Но, думаю, повод для оптимизма может появиться только вместе с новыми фельдшерами, готовыми работать в скорой. А проблема дефицита медицинских работников выходит далеко за границы Ярцевского района.
Татьяна Филимонова
Когда верстался номер
По мнению Департамента Смоленской области по здравоохранению, помочь исправить ситуацию смогут дополнительные выплаты медикам центральных районных больниц с 1 января 2023 года. Так, врачи будут получать надбавку в 18,5 тысячи рублей в месяц, врачи первичного звена — 14,5 тысячи, врачи скорой медпомощи — 11,5 тысячи. Ожидается, что этими выплатами в целом по стране будет охвачено 379 тысяч врачей, около 725 тысяч среднего медицинского персонала и чуть более 65 тысяч младшего медицинского персонала.