Школьного психолога можно смело назвать связующим звеном между педагогами, родителями и учениками. Он помогает ребенку социализироваться, правильно выстроить восприятие окружающего мира и при необходимости решить конфликтные ситуации.
В Ярцевской средней школе №1 есть штатный психолог и зовут его Артем Богомолов.
Несмотря на небольшой трудовой стаж, Артем Сергеевич знает свою работу. За консультацией к молодому специалисту обращаются не только дети, но также учителя и родители школьников. Причины обращений разнообразны: низкая успеваемость или плохое поведение ребенка, недопонимание в отношениях с ним, излишняя увлеченность подростков компьютерными играми и т.д.
Многие уверены, что психолог сразу решит все проблемы. Однако Артем Сергеевич уверен, что без участия самих родителей, учащихся и педагогов ничего не получится.
— Простых решений в психологии нет, — говорит он. – Только совместная и систематическая работа может дать желаемый результат. Я бы советовал родителям выстроить доверительные отношения со своим ребенком. Ведь зачастую многие родители не говорят с ним о своих мыслях и чувствах, редко делятся тем, что их беспокоит. Не хватает открытости. Также стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. А если нужна профессиональная помощь, всегда можно обратиться за помощью к школьному психологу.
Деятельность психолога, работающего в школе, включает в себя несколько направлений: психологическое консультирование, развивающую и коррекционную работу, психопрофилактику и психологическое просвещение, психологическую диагностику. В центре психологической деятельности остается ребенок, с которым нужно вести комплексную работу по всем направлениям. Что же касается современных детей, то, несмотря на прогресс, они остаются теми же детьми, что и раньше. Им также необходима любовь, внимание и понимание со стороны взрослых. И, по мнению психолога, при желании с ними всегда возможно найти общий язык.
— В каждом возрасте свои индивидуально-психологические особенности, — говорит Артем Сергеевич, – своя ведущая деятельность, социальная ситуация развития, возрастные кризисы. В начальных классах это одни дети, в подростковом возрасте – совершенно другие. На это влияет множество факторов: класс, в котором они учатся, учитель, который был в начальной школе, навыки хорошего воспитания, которые им смогли привить. Влияет еще и атмосфера в классе. Если общая атмосфера доброжелательная, то даже те, кто привык вести себя по-хамски, стараются держаться более прилично.
Помимо психолого-педагогического сопровождения, консультирования обучающихся, родителей и педагогов, одно из главных направлений работы Артема Сергеевича – профориентация в 7-9 классах. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у человека для оказания ему помощи в разу — мном выборе профессий. Он разработал свою собственную систему занятий.
— На этих занятиях происходит знакомство детей с самими собой, — говорит школьный психолог. — Это своего рода самопознание, то есть ребята узнают, какие они по характеру, по темпераменту, что для них действительно ценно, а что нет. А также есть ли у них способности для работы в определенной сфере. Затем они осознают, в какой сфере смогли бы работать. У меня безоценочная система работы, но, поскольку школьная система построена иначе, дети часто говорят, что хотели бы, чтобы я им тоже ставил оценки, что это делало бы их более дисциплинированными. Но для меня главное, чтобы они приходили на мои занятия с удовольствием и узнавали для себя что-то новое и полезное.
Артем Богомолов старается развиваться и сам, принимая участие в профессиональных конкурсах и других интересных проектах. В 2021 году районная Администрация выдвинула его кандидатуру для участия сразу в двух региональных конкурсах. Первый – «Педагогический дебют» для педагогов, чей стаж не превышает пяти лет. Конкурс состоял из двух этапов: заочного и очного. Испытание заочного этапа – составление и реализация методической разработки психолого-педагогического занятия. Артем Сергеевич представил занятие по профориентации «Соотнесение индивидуально-психологических особенностей с возможностями применения «Атласа новых профессий». В ходе очного этапа необходимо было защитить презентацию опыта работы «У меня это хорошо получается».
Второй конкурс – «Педагог-психолог года» состоялся осенью. Среди конкурсных испытаний были визитная карточка, защита психолого-педагогической практики, характеристика профессиональной деятельности. Жюри регионального этапа заочно оценивало представленные материалы.
— Участие в подобных конкурсах – это определенный шаг в развитии, — говорит Артем Богомолов. – Происходит некая систематизация работы. Кроме того, развиваются навыки работы с фото- и видеоредактором, поскольку это нужно для подготовки, например, визитной карточки. К тому же развивается креативность. Ведь для результативного участия в конкурсе прежде всего нужно придумать что-то новое, неизбитое, то, что до тебя никто еще не делал.
Артем Сергеевич стал победителем регионального этапа конкурса «Педагогический дебют», а также лауреатом регионального этапа конкурса «Педагог-психолог года».
С этого учебного года средняя школа №1 участвует в масштабном федеральном проекте «Билет в будущее». Артем Богомолов – школьный педагог-навигатор. На протяжении двух месяцев 76 школьников седьмых и девятых классов проходят самодиагностику, принимают участие в профориентационных уроках, посещают выставки профессий, участвуют в профессиональных пробах. У многих детей появляется шанс сделать осознанный выбор дальнейшего профессионально-образовательного маршрута.
Школьники девятых и одиннадцатых классов под его руководством заняты написанием проектной работы. Артем Сергеевич курирует эти работы, темы которых связаны с психологией. Например, в них идет речь об отношениях между детьми, проявлении эмоций, общении и манипуляции.
— Не так давно обучающаяся 11-го класса под моим руководством писала работу о связи темперамента и склонности к манипуляции, — рассказывает Артем Сергеевич. – Она выдвинула гипотезу, что холерики чаще манипулируют людьми, чем меланхолики, и проводила небольшое исследование в рамках школы. Детям предлагалось пройти опросник, и потом делался вывод, действительно это так или нет. А с учащимися начальной школы у нас проходят занятия по программе «Хочу быть успешным». Программа комплексная, она направлена на развитие интеллекта и эмоций, мышления и воображения. Развитие эмоциональной сферы – это еще одно направление. Здесь идет знакомство с чувствами человека, что помогает справиться с волнением, тревожностью, стрессами.
Школьники с удовольствием посещают эти занятия, ведь на них Артем Сергеевич старается создать доброжелательную атмосферу, дети на равных общаются друг с другом и с педагогом. Со школьным психологом ребята могут общаться на любые темы, даже на те, которые им порой сложно обсуждать с родителями или учителями. И они уверены, что все секреты и тайны останутся между ними, ведь один из принципов таких консультаций – конфиденциальность. Важно, чтобы каждому ребенку было комфортно в школе: в классе царила дружелюбная атмосфера, педагоги и дети общались на принципах взаимного уважения.
— Я получаю вдохновение от своей работы, — говорит Артем Сергеевич, — особенно когда получаю положительную обратную связь от детей, родителей. Это вдохновляет на дальнейшую работу, добавляет мотивации для новых достижений.
Нарине Петросян