16 сентября на должность начальника полиции МО МВД России «Ярцевский» назначен подполковник Евгений Машков
За первое полугодие текущего года на территории Ярцевского, Кардымовского и Духовщинского районов было зарегистрировано 446 преступлений. Значительную долю от их общего количества составили кражи (мелкие хищения), мошенничества, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. За этот период было выявлено более 1700 правонарушений. Самыми распространенными среди них являлись: распитие спиртных напитков в общественных местах, умышленная порча документов, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей.
О том, как сегодня выстроено взаимодействие правоохранительных органов с населением, о самых распространенных правонарушениях, а также приоритетных направлениях дальнейшей работы мы поговорили с новым начальником МО МВД России «Ярцевский» Евгением Машковым.
— Евгений Владимирович, для того чтобы представить Вас ярцевчанам, расскажите немного о себе.
— Я уроженец Смоленска. Мой отец всю жизнь отработал в структуре МВД, поэтому после окончания школы у меня не было сомнений в том, что я должен пойти по его стопам и продолжить отцовское дело. В 2005 году я окончил Смоленский филиал Московского университета МВД, а в 2017 — Академию управления МВД России. Деятельность в правоохранительных органах для меня началась в 2005-м с должности оперуполномоченного Центра оперативно-розыскной информации криминальной милиции, позже я служил в подразделении национального центрального бюро Интерпола УМВД России по Смоленской области. С 2013 года возглавлял отдел Управления уголовного розыска. С мая этого года я был назначен временно исполняющим обязанности руководителя ярцевского отдела полиции, на днях официально вступил в должность.
— За 17 лет работы в структуре МВД и четыре с половиной месяца в Ярцеве можно сделать вывод о том, какое место занимает наш район среди других районов области по уровню преступности?
— Я бы сказал, что на подконтрольной территории трех районов каких-то из ряда вон выходящих случаев в последние годы зарегистрировано не было. Характер преступлений здесь мало чем отличается от общероссийского. Конечно, существуют районы со своей «криминальной спецификой»: где-то распространены кражи металла в сельской местности, хищения из сетевых магазинов, социальные мошенничества, грабежи. В настоящее время бедой для всех без исключения регионов России стала повышенная активность дистанционных мошенников. Сколько бы мы ни предупреждали людей, сколько бы ни говорили об этом в средствах массовой информации, пострадавших граждан меньше не становится. Даже если на какой-то период количество обманутых граждан уменьшается, следом регистрируется их рост. Я связываю это не столько с наивностью потерпевших, сколько с использованием высокотехнологичных средств программного обеспечения, препятствующих раскрытию подобных преступлений. Преступники могут находиться где-нибудь в Сыктывкаре, в Казахстане, на Украине и получать денежные переводы от жителей глухой деревни в Смоленской области. Нередки случаи организации кибермошеннических, «черных» колл-центров.
Практически каждый день пострадавшие граждане разных районов Смоленской области пополняют криминальные сводки. Сумма ущерба, причиненного ярцевчанам только за 8 месяцев текущего года, составила более 7 млн рублей. Тем не менее, можно отметить снижение зарегистрированных случаев мошенничества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий на 5,2% (с 58 до 55 преступлений), «интеллектуальных» краж на 22,2% (с 54 до 42 преступлений). Некоторые граждане все же дают мошенникам отпор.
— Сотрудники полиции чаще других взаимодействуют с людьми, ставшими жертвами дистанционных преступлений. Как Вы думаете, что объединяет таких пострадавших?
— Во-первых – это профессиональная психологическая обработка. Согласитесь, в нормальном состоянии человек не расстанется с финансовыми сбережениями, запросто отдав их незнакомым людям. Причем граждане соглашаются перевести деньги даже тогда, когда не имеют их достаточного количества на счетах: мошенник на другом конце провода принуждает взять кредит. И многие поддаются уговорам таких «профессиональных психологов».
Буквально недавно произошел случай, когда молодой человек, проживающий в Ярцеве, под воздействием убеждений телефонных мошенников через отделение банка оформил кредит на сумму 700 тысяч рублей и готов был перевести данные средства на указанный преступниками счет. Спустя время, поняв, что стал жертвой обмана, он обратился в полицию. Но даже в процессе разговора с оперуполномоченными то и дело у него возникали сомнения, кто кому остался должен. Парень запутался: действительно ли он пострадавший или все-таки ему «одолжили» деньги, которые необходимо вернуть. Причем, когда потерпевшего попросили вспомнить подробности разговора, он с большим трудом осознавал и восстанавливал в памяти последовательность преступных команд.
К сожалению, такие происшествия не единичны. В моей практике был случай, когда мать перевела круглую сумму мошенникам, узнав от них о том, что сын стал участником дорожно-транспортного происшествия, хотя в момент, когда она разговаривала с преступниками и переводила деньги, сын спокойно спал в соседней комнате. И таких примеров по всей России – не сосчитать. Каждый из них – индивидуален.
Жертвами преступлений становятся люди совершенно разных возрастных и социальных категорий: от студентов до состоявшихся руководителей крупных компаний, сотрудников банков, врачей, учителей… Преступные схемы постоянно совершенствуются. Кто-то, желая приумножить сбережения, вкладывает их в сомнительные биржевые сделки, кто-то безропотно передает номера банковских карт и счетов, пароли, коды.
С целью пресечения деятельности мошенников ведется большая профилактическая работа. Теперь мы распространяем информацию не только через СМИ, посредством раздачи листовок, но и адресно: акцентируем внимание руководителей предприятий на предупреждении каждого сотрудника. Человек должен понимать, что при поступлении звонка с неизвестного номера единственный правильный выход – положить трубку.
— Что в Ярцеве «бросилось в глаза» в первые месяцы Вашей работы?
— Распитие спиртных напитков в общественных местах. Странно было видеть компании собутыльников во дворах и на улицах города. В Смоленске с этим строго. На улице не часто встретишь прохожего с банкой пива. В связи с этим внимание сотрудников ярцевской патрульно-постовой службы сегодня направлено на пресечение употребления алкогольной продукции.
— Если уж разговор коснулся сферы борьбы с наиболее распространенными преступлениями, какие из них характерны для Ярцевского района?
— Я бы выделил мелкие хищения из сетевых магазинов и распространение наркотических веществ.
Относительно мелких хищений могу отметить, что на территории Смоленской области существует отдельная категория лиц, которые занимаются кражами продуктов из сетевых магазинов. Как правило, это люди от 25 до 40 лет. Они не воруют по-крупному. Набирают товар на сумму до 1000 рублей и выносят его без оплаты. Причем со временем такая деятельность превратилась для них в постоянную работу: ежедневно они выезжают на промысел в разные районы нашей области. Поймать преступников с поличным сложно. Отслеживаем с помощью камер, но только там, где установлены приборы видео-фиксации. В остальных случаях проводится целая серия оперативно-розыскных мероприятий. В августе текущего года было направлено уголовное дело в суд сразу по девяти эпизодам, совершенным одним молодым человеком в течение месяца.
В отношении распространения и сбыта наркотиков мне хотелось бы отметить, что сегодня наркодельцы все больше втягивают в свой преступный бизнес молодежь, обещая «легкие деньги» и баснословную прибыль. Хочу предупредить, что санкция (наказание) за распространение наркотиков соизмерима с таким преступлением, как убийство, и предполагает заключение под стражу и лишение свободы вплоть до пожизненного. Возможно, на первый взгляд кажется, что забрать наркотики, расфасовать их на более мелкие партии, вывезти в лес и закопать – это ерунда. На самом деле с самого начала — это тяжкий состав преступления. Такие деньги вряд ли можно считать «легкими», потому что изменить свою жизнь и навсегда расстаться со свободой можно в считанные часы. Из практики могу сказать, что рано или поздно такая деятельность заканчивается для всех.
— Наверное, еще рано говорить о результатах работы, но за непродолжительное время пребывания на посту начальника МО МВД России «Ярцевский» уже удалось что-то изменить в масштабах города?
— Я обратил внимание на то, что система видеонаблюдения по городу Ярцево несколько устарела. Камеры, установленные на улицах и площадях, в связи с продолжительной эксплуатацией частично вышли из строя. Это создает дополнительные трудности при контролировании порядка. Я обратился в Администрацию с предложением совершенствования систем видеонаблюдения. «Безопасный город» — это автоматизированная система для удовлетворения основных городских потребностей, основанная на взаимодействии комплекса программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеоохраны и технической безопасности, управления объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими. Администрация пошла нам навстречу, выделив из бюджета средства на закупку системы. В скором времени она появится на многих городских улицах. Первые современные приборы видео-фиксации, позволяющие проводить аналитику регистрации при движении транспортных средств и пешеходов, уже установлены на трех въездах в город.
Помимо этого, совместно с подразделениями «Росгвардии» проводились мероприятия по профилактике уличной преступности. Считаю, что если мы хотим работать на опережение, профилактической деятельности необходимо уделять особое внимание.
— Евгений Владимирович, если говорить об организации работы МО МВД России «Ярцевский», планируются какие-то нововведения?
— Мне хотелось бы отметить эффективную работу подчиненных и положительные показатели раскрываемости преступлений. Я думаю, что каждый сотрудник на своем месте сегодня выкладывается в полную силу. Конечно, есть и свои проблемы. Одной из самых острых, как и во многих структурных подразделениях системы МВД, является кадровый дефицит. Причем, в Ярцеве и Духовщине его уровень самый высокий по области. Не знаю, с чем это связано, но почему-то выпускники школ обслуживаемых районов неохотно поступают в ведомственные вузы. Насколько я знаю, в этом году только два человека подали документы в московские профильные университеты.
Хотелось бы обратить внимание учащихся школ города и их родителей на то, что обучение в специализированных и высших учебных заведениях системы МВД имеет дополнительные преимущества. Во-первых, обучение бесплатное, осуществляется на бюджетной основе. Во-вторых, студенты получают стипендию, им предоставляется жилье и обмундирование. Помимо этого большим плюсом является то, что ребята имеют немало социальных гарантий.
Преимуществом работы в органах можно считать хорошую зарплату, ранний выход на заслуженный отдых (по выслуге 20 лет стажа). Минимальный отпуск для сотрудника, который только поступает на службу, составляет 40 суток (для сравнения, у гражданских лиц – 28 дней). За стаж службы в органах внутренних дел, количество дней отпуска увеличивается до 15 календарных дней, также предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день. У всех сотрудников полиции 100-процентная фиксированная оплата больничных листов, независимо от выслуги лет. Возможно бесплатное санаторно-курортное лечение с оплатой проезда к месту пребывания и обратно, обеспечение летним и зимним обмундированием, страхование жизни и здоровья. Одним словом, работа в органах — это стабильная работа с возможностью серьезного карьерного роста, поэтому ждем всех желающих стоять на страже закона и порядка.
Надежда Данюшина