В России будет принят «золотой стандарт» школьного образования

Госдума во втором и третьем, окончательном, чтениях приняла законопроект о единых федеральных общеобразовательных школьных программах. Это значит, что со следующего учебного года во всех школах России будут введены единые федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) «в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования». 

Кроме того, вводится новый порядок разработки школьных учебников. Так, государственный заказ на подготовку учебников и учебных пособий будет осуществлять Минпросвещения. Ведомство также будет утверждать авторский коллектив учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ.

Закон вводит единый стандарт качества школьного образования — как программ, так и учебников. Принятие «золотого стандарта» позволит решить проблемы с необходимостью родителей нанимать репетиторов для подготовки детей к итоговым экзаменам. «Итоговая аттестация будет также осуществляться только на основании этих программ. Мы возвращаем нашей стране единое образовательное пространство», — говорил вице-спикер Госдумы Петр Толстой.

Для начальной школы будут утверждены единые базовые программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней школе обязательными для применения станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.

Кроме того, предполагается ввести федеральную рабочую программу воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.

Михаил Артеменков, член Экспертного клуба региона, член Общественной  палаты Смоленской области, председатель комиссии по образованию и науке, Ректор Смоленского государственного университета:

 — Принимаемый Государственной Думой закон о единых федеральных общеобразовательных школьных программах крайне важен, поскольку должен помочь преодолеть ту ситуацию, которая существует в современном школьном образовании. Различия в содержании образовательных программ, отсутствие в них обязательного ядра, различия в учебниках приводят к тому, что результаты образования спланировать чрезвычайно сложно. Соответственно, школьники при сдаче итоговых экзаменов – ОГЭ или ЕГЭ испытывают трудности, которые приходится компенсировать через занятия с репетиторами. Также возникает масса проблем при переходе школьника из одной школы в другую, а зачастую, и при переводе из одного класса в другой в рамках даже одного образовательного учреждения.

Также сложно выстроить свою образовательную траекторию бывшему школьнику при поступлении в учреждения высшего образования или среднего профессионального образования, поскольку общий уровень подготовки и наличие необходимого стандарта знаний и умений, которые формируются в школе, также отсутствуют.

Уверен, что принимаемый законопроект сможет серьезно продвинуть ситуацию к восстановлению единого образовательного пространства в стране, при этом сохранив возможности учитывать в школьной программе региональные и иные особенности при подготовке учеников.

Наталия Семенцова, член Экспертного клуба регионауководитель исполкома Народного фронта в Смоленской области, депутат Смоленского городского совета VI созыва, учитель физики МБОУ «СШ 33»:

 — В России принимается «золотой стандарт» школьного образования. Учителя и родители дождались единого подхода к образованию для всех детей нашей страны, независимо от того, где учится ребенок, в столице или отдаленной сельской местности. Теперь при переводе ребенка в другую школу у родителей не будет головной боли из-за различия учебных программ, разных требований и подходов в образовательном процессе. Дети легко будут включаться в образовательное пространство новой школы, так как это единая образовательная программа страны, единый учебник заказчиком которого является Министерство просвещения РФ. Принятый стандарт будет способствовать улучшению качества образования и повышению его уровня, в связи с тем, что в основу контрольных измерительных материалов,  в том числе и государственную аттестацию, будут включены вопросы соответствующие  единой программе с единым подходом к изучению предметов и фактическому материалу в учебниках.

Николай Потапенков, член Экспертного клуба региона, главный редактор СОГУП «Северо-Западная объединенная редакция»:

— Итак, с нового учебного года школьники страны начнут учиться по единым федеральнымосновным общеобразовательным программам. Я поговорил на эту тему с несколькими учителями, имеющими большой педагогический опыт. Приведу их мнение. С начала 90-х и по сей день российская система образования не выходит из экспериментов. Один из них воплотился в вариативности образовательных программ. В этом не было бы ничего плохого, если бы каждый ребенок в течение всего периода обучения не менял школу: все российские школьники, по какой бы программе они ни учились, к окончанию начальной, основной и полной школы должны получить обязательный минимум знаний, умений, компетенций.Тогда не так важно, изучается ли, например, причастие в шестом или седьмом классе.

Однако при переходе из одной школы в другую ребенок рискует продолжить обучение не по той программе, по которой учился до этого. Если совсем просто, может оказаться, что его новые одноклассники изучили это самое причастие год назад, а он с этой темой не знаком. И здесь без дополнительных занятий – в любой форме – не обойтись.

Еще один «плюс»: нам обещают, что «итоговая аттестация будет осуществляться только на основании этих программ». Это дает надежду на то, что из материалов ОГЭ и ЕГЭ исчезнут задания, выходящие за рамки школьных программ. А вот победить репетиторство это вряд ли позволит: его причины гораздо сложнее и глубже.

И еще одно замечание. Новые программы требуют новых учебников. Значит, их нужно разработать, утвердить и отпечатать в необходимых объемах менее чем за год. Как бы такая спешка не повредила качеству.