ГИБДД: случайностей на дорогах не бывает

Приказом начальника Управления МВД России по Смоленской области с 1 июня 2022 года новым начальником отделения ГИБДД МО МВД России «Ярцевский»  назначен Ян Петрович Золотарев. Он прибыл в Ярцево из Смоленска. Проходил службу в Управлении ГИБДД УМВД России по Смоленской области в должности начальника отделения дорожной инспекции. Ранее — в государственной инспекции дорожного движения  по городу Смоленску старшим инспектором дорожного надзора. Как видится ему работа в новой должности, на что в первую очередь будет обращено основное внимание инспекторов отделения ярцевской государственной инспекции дорожного движения, он рассказал в интервью газете «Вести Привопья». 

— Ян Петрович, в нашем городе Вы человек новый. Расскажите немного о себе.

— В ГИБДД я работаю с 2011 года. Вся моя трудовая деятельность была связана с организацией безопасности дорожного движения. Если говорить о службе более детально, то я занимался приведением дорог разного назначения в соответствующее безопасное состояние. В этих целях проводил не только их визуальный осмотр, но и выявлял недостатки: отсутствие дорожной разметки, знаков и т.д. У каждой дороги имеется свой балансодержатель, который отвечает за содержание ее в безопасном для движения состоянии. По выявленным фактам нарушений предпринимались меры реагирования: выдавались предписания, вручались представления, информация направлялась в контролирующие органы. Иногда по фактам неудовлетворительного содержания дорог приходилось проводить административные расследования. Нередко участвовал в комиссиях по безопасности движения не только местных уровней или областных, но и федерального. Вот так, если вкратце.

— Вы в Ярцеве уже почти два месяца. Спрошу о том, что Вам близко: как Вы оцениваете состояние дорог Ярцевского района?

—  Несмотря на то, что я приехал в Ярцево недавно, ситуация с дорогами Ярцевского, Кардымовского и Духовщинского районов знакома мне давно, так как все дороги Смоленской области подконтрольны Управлению ГИБДД.

За почти два  месяца нахождения в должности я принял участие в нескольких комиссиях безопасности дорожного движения как при Администрации, так и непосредственно с выездом на место. Как показывает практика, наиболее частым нарушением в вопросе поддержания удовлетворительного состояния проезжей части является разрушение дорожного полотна, его поверхностного покрытия. Так, на некоторых дорогах Ярцевского района был определен перечень необходимых работ.

Главное внимание сегодня уделяется качеству дорог, проложенных в непосредственной близости к детским дошкольным и школьным учреждениям, объектам здравоохранения. Кстати, парковочные места у больниц и пунктов приема больных граждан вызывают немало вопросов. Большинство стоянок не оборудовано местами для парковки  автотранспорта инвалидов. Так, в июне на стоянке автомобилей рассматривалась возможность формирования парковочных мест для людей с ограниченными возможностями. Но Ярцевский район в этом отношении не отличается от своих соседей. Таких недочетов, к сожалению, везде хватает.

— Какие вопросы еще выносились на обсуждение комиссией по безопасности дорожного движения?

— Важным вопросом стала растущая на обочинах городских дорог растительность. В летний период это большая проблема для водителей транспортных средств. Древесно-посадочная растительность не только сужает обзор дорожного полотна, но и препятствует распознаванию дорожных знаков, влияет на оценку безопасности пересекаемых перекрестков.  Необходимо принимать меры.

Также можно заметить, что в городе начались работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки, осевых линий с целью разделения проезжей части  между встречными потоками транспортных средств, оформляются пешеходные переходы, в том числе и в желтом цвете, наносится дорожная разметка на искусственные неровности. На выездной комиссии мной было предложено рассмотреть вопрос обустройства пешеходного перехода, совмещенного с искусственной неровностью.

— Расскажите подробнее о таких переходах. Они чем-то отличаются от обычных?

— К сожалению, в районах, удаленных от областного центра, такие пешеходные переходы встречаются нечасто. Оформленные в соответствии с требованиями ГОСТа, в который они были включены в 2019 году, пешеходные переходы на искусственной неровности  показывают бОльшую эффективность в сравнении с привычными местами перехода проезжей части.

В прошлом году в Смоленске появилось четыре подобных пешеходных перехода, совмещенных с искусственными неровностями. Они вырабатывают привычку у водителей замедлять скорость. Если сначала водители делают это, скорее, интуитивно, то со временем торможение происходит автоматически. Особенно это актуально в районах близости автомобильных дорог к школам и детским садам.

Как правило, сегодня в городе все пешеходные переходы обустроены одинаково: перед ними установлены соответствующие знаки, чуть далее сооружена искусственная неровность — в простонародье так называемый «лежачий полицейский», — потом нанесена разметка в виде зебры, за ней — еще одна искусственная неровность.

Переходы на искусственных неровностях выглядят несколько иначе. При приближении к ним также установлены дорожные знаки, ограничивающие скоростной режим до 20 или 40 километров в час, знаки «Пешеходный переход» и «Искусственная неровность». В соответствии с ГОСТом переход имеет ширину шесть метров. Четыре метра отводится на дорожную разметку, по одному метру с каждой стороны – на расстояние до дорожных знаков. На обычном переходе эти шесть метров проходят по прямой дороге, на пешеходном переходе с искусственной неровностью они приподняты над поверхностью проезжей части. Вот и все отличие. Вроде все просто, а эффект  колоссальный. Хочется, чтобы Ярцево ни в чем не уступало современным городам не только во внешнем облике улиц и дворов, но и в организации безопасного перемещения по ним.

— За прошедшее время Вы уже успели ознакомиться с новым объемом работы. На что будет направлено внимание инспекторов ГИБДД в первую очередь?

— Самое важное в нашей работе – это пресечение грубых административных правонарушений. К ним относятся управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, обгон в неустановленных местах, проезды светофоров на запрещающий сигнал, непредоставление преимущества при движении пешеходам. Буквально на днях произошло дорожно-транспортное происшествие: на улице Максима Горького на нерегулируемом пешеходном переходе водитель по невнимательности совершил наезд на взрослого пешехода. К счастью, обошлось без серьезных последствий, женщина не пострадала. Тем не менее, водителя транспортного средства привлекли к административной ответственности.

Могу привести короткую статистику. За пять месяцев этого года на обслуживаемой территории Ярцевского, Кардымовского и Духовщинского районов, без учета автодороги федерального значения М1, было совершено 19 дорожно-транспортных происшествий. В 2021 году за аналогичный период было совершено 22 ДТП, в которых 1 человек погиб и 26 человек получили ранения. В этом году ДТП стало смертельным также для одного человека, 23 получили травмы. С участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в текущем году зарегистрировано два ДТП против трех в прошлом году. По вине водителя в состоянии опьянения зарегистрировано одно происшествие. В прошлом году таких ДТП зарегистрировано пять. Но здесь необходимо учитывать тот факт, что водитель имеет право отказаться от медицинского освидетельствования. Но по выявляемости подобных правонарушений  прослеживается тенденция к снижению.

— Из практики Вашей работы, какие правонарушения самые распространенные: пьяный за рулем, превышение скорости, запрещенный обгон, нарушение разметки?

— Если рассматривать  такую классификацию, то самый большой объем нарушений относится к сфере непредоставления преимущества пешеходам на пешеходных переходах. К более тяжким относится управление в состоянии опьянения. 52 водителя в прошлом году было привлечено по этой статье. За отказ от прохождения медосвидетельствования – 14. Также было зафиксировано 25 фактов выезда на полосу встречного движения. Эти три показателя  свидетельствуют о самых серьезных и опасных нарушениях на дорогах.

— А бывают нарушители, которые спорят с инспекторами и, несмотря на установленные правила, доказывают свою правоту?

— Конечно, и такое бывает. Иногда водители привлекаются за нарушение дорожной разметки при обгоне впереди идущего транспортного средства. При этом они возмущаются, что в соответствии с двойной сплошной должны 20 километров плестись позади, скажем, трактора. Но мне хотелось бы отметить, что нет ни одной дороги, где разметка была бы нанесена просто так, без учета сопутствующих факторов. Если где-то есть ограничения скоростного режима – это результат долгого предварительного анализа. К местам совершения дорожно-транспортных происшествий внимание сотрудников ГИБДД всегда повышенное. Установили дорожные знаки — через несколько лет оценили их эффективность. Наметилось снижение количества ДТП на конкретном участке, значит, правильно сделали, что установили. То же самое и с разметкой. Для того чтобы избежать проблем и не спорить впоследствии с инспекторами ГИБДД, советую всем водителям придерживаться правил. Это актуально не только в летний период.

— Из всех  перечисленных нарушений можно выделить наиболее характерные для летнего сезона?

— Летом на проезжей части значительно увеличивается количество велосипедистов и мотоциклистов. Распространенной причиной ДТП бывает обыкновенная невнимательность. Водитель автомобиля остановился, не посмотрел в зеркало зад- него вида, открыл дверь, а там двигалось двухколесное транспортное средство. В результате – авария. Иногда с тяжелыми последствиями. Мы проводим немало акций, направленных на снижение травматизма на дорогах. Конечно, большая работа проводится с детьми. К сожалению, я не могу отметить, что в период летних каникул все родители проявляют к детям повышенное внимание. Детвора часто оказывается на проезжей части. Это чревато для всех.

— С какого возраста ребенок может находиться на проезжей части как равноправный участник дорожного движения?

— Ребенок вообще не может находиться на дороге. Ни в каком возрасте. Ни на самокатах, ни на велосипедах. Для этого оборудованы специальные велосипедные дорожки, а при их отсутствии – тротуары, по которым следует двигаться вдоль дороги, максимально прижавшись к обочине, по противоположной стороне. К сожалению, мало кто эти правила соблюдает.

Хотелось бы обратиться к родителям: только на собственном примере вы можете научить своих детей безопасному передвижению на улице. Помните, что в некоторых случаях это может спасти жизнь вашему ребенку. Прошу вас не допускать детей на проезжую часть.

— Иногда мы понимаем актуальность таких предупреждений только через конкретные примеры. Можете их привести?

— Совсем недавно 15-летний юноша управлял питбайком. Сейчас модно иметь двухколесный спортивный инвентарь, появляется немало новых транспортных средств. Питбайк – это разновидность мини-мотоцикла, пригодного для внедорожной езды в зависимости от комплектации и объема двигателя. Водитель автомобиля отъезжал от парковки магазина, хотел развернуться и не заметил мотоциклиста. В результате произошло столкновение. Мотоцикл перевернулся, юноша получил серьезные травмы. Картина была жуткая. Парня пришлось госпитализировать в смоленскую клинику. Помимо многочисленных ушибов у него были зафиксированы и более серьезные травмы. Инспектора ГИБДД — обычные люди, они переживают за каждого пострадавшего. Позже в телефонном разговоре с матерью этого парня мы узнали,  какое количество врачей им пришлось пройти для того, чтобы минимизировать последствия происшествия. Осложнений не хочется никому. А ведь  тогда все решали секунды. Столкновения могло бы и не быть. Мать не должна была допустить выезда ребенка на проезжую часть на питбайке. Ответственность понесут в первую очередь родители. Хочется, чтобы все, кто имеет несовершеннолетних детей, помнили об этом.

Надежда Данюшина