Неравноценный выбор
Теплым весенним утром 2020 года Лариса не шла, а буквально летела на работу. Рабочая неделя в Ярцевской центральной районной больнице начиналась с планерки, опаздывать на которую было никак нельзя. Практически чрезвычайное положение, связанное со стихийно распространяющейся коронавирусной инфекцией, как по тревоге, поднимало все медицинские службы, выявляло скрытые резервы, заставляло работать на износ не только медиков с большим стажем, но и младший медицинский персонал.
«Как хорошо на улице! — думала Лариса. — Как тепло! Весна! Все просыпается после долгой зимней спячки, оживает, как будто кто-то вдыхает во все новую разноцветную жизнь. Жалко, ограничения. Людей на улицах нет. Город будто вымер. А как хочется увидеть счастливые, улыбающиеся лица, нарядную молодежь!..». Но, как только мысли уходили куда-то в сторону, в нормальную, привычную, весеннюю, женскую жизнь, врачебный долг молодого врача-эндокринолога и ультразвуковой диагностики Ларисы Арсеньевой еще настойчивей возвращал их обратно в терапевтическое отделение Ярцевской центральной районной больницы. Интересно, как прошла ночь у больных?
Ярцевский ковидный госпиталь, открывшийся на базе терапевтического отделения центральной районной больницы, требовал присутствия новых специалистов. Причем, «новых» – не значило выписанных из столичного региона с «крутыми» навороченными дипломами. Нет. Такие кадры в последнее десятилетие обходили Ярцево стороной. «Новых» – значило дополнительных. То есть помимо своей ставки, а то и полутора в условиях непрерывной работы с пациентами, врач должен был заниматься больными, поступающими с симптомами новой коронавирусной инфекции в ковидный госпиталь. Это предполагало ежедневный тесный контакт с людьми, ходящими по краю. Как при наличии острого дефицита кадров наладить работу такого специфического инфекционного отделения? Этот вопрос был главным на каждом совещании и планерках, проходивших в последнее время в ЦРБ.
В небольшом кабинете главный врач обратился к немногочисленному собравшемуся медицинскому персоналу:
— Коллеги, понимаю, что работа в сложившихся условиях сложна и непредсказуема. Коронавирус — инфекция малоизученная. Прогнозировать развитие болезни у конкретных групп населения сложно. Каждый из нас подвергается смертельной опасности. Это вызов. Но работать нужно. Мы врачи. Сегодня мы не можем показать слабину, у нас нет права сделать шаг назад. Я никого не могу заставить работать в госпитале в принудительном порядке. Это может быть только добровольное решение. Конечно, государство выделяет материальную поддержку, но в ситуации, когда на одних весах балансируют деньги и жизнь, выбор очевиден. Решение может быть только за вами.
Лариса Юрьевна подняла руку.
— Я готова! – твердо сказала она. – Когда приступать?
В этот день команда медиков, решивших работать в ковидном госпитале, была сформирована.
Выходных в медицине
не бывает
С заместителем главного врача по поликлиническому разделу работы Ларисой Юрьевной Арсеньевой мы встретились намного позже. Позже, чем нужно было говорить о цене за сотни спасенных жизней, выматывающих бессонных ночах у кровати каждого больного, работы практически «на автомате». Сегодня, когда ярцевские врачи выдержали напор инфекции и многое для них осталось уже позади, мы напросились на интервью к человеку, который координирует работу всех звеньев поликлинической цепи.
В невысокой, необыкновенно обаятельной женщине чувствовалась огромная внутренняя сила, неподдельная любовь к профессии, заинтересованность и самоотдача. Разговаривали без пафоса, наигранной субординации и излишней скромности. Обо всем.
— Лариса Юрьевна, как возникло желание связать свою жизнь с медициной? В Вашем роду были медики?
— Не было. В основном мои родственники выбирали строительные специальности. Но желание стать врачом возникло у меня еще в детстве. Нравилось лечить животных. Кошки, собаки были моими бессменными пациентами. После школы я решила учиться на фельдшера. Окончила Вяземское медицинское училище. Потом около года работала в отделении скорой помощи в Ярцеве. Позже поступила в Смоленскую государственную медицинскую академию. Шесть лет обучения, плюс два года ординатуры по специальности «эндокринология». После окончания учебы пришла работать в Ярцевскую ЦРБ. Совмещала обязанности врача-эндокринолога в терапевтическом отделении со ставкой в ЦРБ. В течение последних пяти лет работаю еще и в кабинете ультразвуковой диагностики. 15 лет пролетело как один день.
— Лариса Юрьевна, Вы заведуете всей поликлинической работой. Понимаю, что проблем в ярцевской системе здравоохранения немало, но, наверное, самой острой из них по-прежнему остается кадровый дефицит. Как сегодня обстоят дела с квалифицированными врачами?
— Проблемы с кадрами сегодня существуют во всех российских регионах. Даже крупные областные центры испытывают недостаток кадров. Возможно, в крупных городах дела обстоят чуть лучше. Если говорить о нашей поликлинике, то молодежь по-прежнему устраивается к нам на работу неохотно. В этом году пришла молодой врач-терапевт участковый Анастасия Пропастинова. Таких примеров немного.
Ежегодно мы отправляем заявки на врачебные специальности в Департамент по здравоохранению, но, к сожалению, система трудоустройства молодых специалистов не предполагает обязательного распределения после окончания вузов. Отсюда такие проблемы. Молодежь не желает ехать в провинцию и в сельскую местность, предпочитая продавать свой труд за более выгодную оплату в крупных городах.
— Каких врачей не хватает в настоящее время больше всего?
— Самая большая нагрузка ложится на врачей участковых терапевтов. Это основное звено – первичная медико-санитарная помощь. На 22 участка сегодня у нас семь врачей, хотя должно быть по одному врачу на каждый терапевтический участок. Сейчас работает только 50% узких специалистов и 30% участковых терапевтов от необходимого количества. Если кто-то из них уходит в отпуск или заболевает, замены нет. Начинается ажиотаж: очереди, недовольные пациенты.
Чтобы хоть как-то стабилизировать работу с населением, в первую очередь нам необходимо еще хотя бы пять врачей-терапевтов. Тогда мы частично решим проблему кадрового дефицита.
Эпидемия отступила
или… пауза?
На начало июля всего в Ярцевском районе привито 12632 человека. Ревакцинировано 4366 человек. Это составляет примерно 15% от общей численности населения.
— Лариса Юрьевна, как сегодня обстоят дела с коронавирусом? Можно говорить о полной победе над этим заболеванием?
— К сожалению, пока нет. Сложно прогнозировать всплески и спады заболеваемости. В настоящее время ковидного стационара в Ярцеве нет. При выявлении пациентов с коронавирусной инфекцией мы отправляем их в городскую клиническую больницу №1 города Смоленска. На начало июля в Ярцеве выявлено четверо больных с подтвержденным диагнозом «новая коронавирусная инфекция», легкое течение. По-прежнему в целях защиты населения продолжается вакцинация и ревакцинация. Хотелось бы отметить, что, несмотря на спад заболеваемости, люди продолжают прививаться. Сейчас еще не поздно сделать прививку и обезопасить себя.
— Как удавалось справиться с наплывом пациентов в самые тяжелые времена распространения коронавирусной инфекции?
— Можно много говорить о проблемах в здравоохранении, критиковать и перечислять, как все плохо. Но, как человеку, знающему ярцевское здравоохранение изнутри, мне бы хотелось сказать огромное спасибо всем медицинским работникам, которые, несмотря ни на что, продолжают оставаться на рабочих местах. Многие из них уже давно вышли на заслуженный отдых, но в период эпидемии на равных с молодыми коллегами они работали с больными. Несмотря на огромные очереди в коридорах поликлиники, никто не отказал пациентам в помощи.
Помимо этого врачи и фельдшеры продолжали обслуживать вызовы на дому. Если учесть, что в условиях обычной работы в летний период мы принимаем в сутки около 10-15 вызовов на дом, а в период эпидемии эта цифра многократно увеличивалась и доходила до 150, можно представить себе объем работы медперсонала.
Сегодня я не могу выделить кого-то отдельно. Уверена, что ярцевские медики совершили подвиг, награды за который достойны все! Грамотами были отмечены не только врачи-терапевты, но и узкие специалисты. Сегодня они продолжают работать в нашей поликлинике.
— Каких врачей в Ярцеве вообще нет?
— В настоящее время большую проблему вызывает отсутствие врача-окулиста. Один врач уволился, второй – детский окулист — в отпуске. А по востребованности среди населения окулист стоит на первом месте после терапевта. Это специалист, к которому пожилые люди обращаются многократно.
Очень нужен травматолог. У нас работает травматолог с большим стажем Станислав Ясинский. Но, в силу возраста, ему нужен помощник. Огромное спасибо ему за то, что даже в преклонном возрасте он не уходит из профессии.
Сегодня у нас нет кардиолога. Сейчас врач находится в декретном отпуске, выйдет в октябре. В летний период поток пациентов, как правило, снижается. Ярцевчане занимаются дачами и огородами. К осени постараемся решить проблемы с кадровым дефицитом.
– Что будете делать, если к сентябрю найти окулиста не удастся?
— Мы не сидим на месте, ищем. Обращаемся в соседние районы: Сафоново, Озерный, Духовщину. Пока свободных единиц у них нет. Делали запрос на смоленскую кафедру глазных болезней. К сожалению, пока тоже безрезультатно.
— Как обстоят дела с новым оборудованием? Оно поступает в поликлинику?
— В скором времени ярцевская поликлиника получит новый аппарат УЗИ, дефибриллятор. В прошлом году к нам поступило оборудование, позволяющее проводить рентгенологическое исследование, получать рентгеновское изображение внутренних органов (так называемое КТ). Это большой плюс для района.
— Лариса Юрьевна, как удается взаимодействовать с таким большим коллективом? У Вас к каждому индивидуальный подход или строгая дисциплина?
— С людьми работать тяжело. Это вам скажет любой, кто занимает руководящую должность. Мне кажется, здесь важно выбирать правильное решение и придерживаться его. Есть Трудовой кодекс, в котором прописаны трудовые взаимоотношения. Такой важной социальной сферы, как медицина, это особенно касается. Поэтому и говорят, что врачи живут на работе. Для того чтобы сфера здравоохранения работала без сбоев, в коллективе важно соблюдать баланс индивидуального подхода и дисциплины.
— Лариса Юрьевна, недавно по результатам регионального конкурса Вы получили звание «Лучший врач». Как проходил конкурс, какие знания и умения учитывались?
— Участвовать в этом конкурсе мог любой врач. Нужно было предоставить исследовательскую работу. Я сделала отчет о проделанной работе врача-эндокринолога за последние три года в Ярцевском районе. Писала в свободное время. Сложно, конечно, было все совмещать, но… результат радует.
— Есть какой-то секрет, как удается успевать выполнять такой объем работы и оставаться необыкновенно женственной и привлекательной, веселой, открытой и притягательной?
— В медицине, как и на любом предприятии, главное – это люди. Я с утра до вечера занимаюсь их проблемами и заботами. И мне это нравится. Я думаю, человек и рождается для того, чтобы быть нужным. А еще я родилась в Одессе, — улыбнулась Лариса Юрьевна, — а это, знаете, о многом говорит.
Надежда Данюшина