Патрульно-постовая служба (ППС) — одно из структурных подразделений, входящих в состав МВД. К ее основным задачам относятся предупреждение и пресечение беспорядков на улицах города и в общественных местах. Сотрудники ППС всегда на виду. Это те, кто контролирует тишину и спокойствие на наших улицах. Как правило, полицейские патрули первыми оказываются на местах происшествий. По работе ППС большинство горожан судят о деятельности полиции в целом.
Треть сотрудников патрульно-постовой службы Межмуниципального отдела МВД России «Ярцевский» составляют женщины. Возглавляет подразделение Полина Глаздова. Нередко ее можно увидеть патрулирующей город вместе с большой немецкой овчаркой по кличке Сатурн. Полина Евгеньевна – полицейский — кинолог. Согласитесь, редкое сочетание: женщина – полицейский – руководитель – кинолог. На службе характеризуется как
профессионал своего дела.
Полина Евгеньевна работает в Межмуниципальном отделе МВД России «Ярцевский» уже более пяти лет, — отметил подполковник, заместитель начальника полиции по охране общественного порядка Константин Шуленков. — Она пришла простым полицейским, через несколько лет стала полицейским кинологом. Сегодня Полина Евгеньевна занимает должность командира патрульно-постовой службы. Несмотря на то, что она молодой сотрудник, за короткий период времени ей удалось проявить себя. В коллективе, состоящем в большинстве своем из мужчин, она быстро завоевала авторитет и уважение.
Такие отзывы руководства приятны, особенно, когда за ними стоит большой интерес и результативно проделанная работа. Но лучше всего рассказать о службе женщины в полиции может только сама женщина, поэтому наша короткая беседа в коридорах подразделения МВД превратилась в интересное и насыщенное интервью о службе государству, специфике профессии и… любви к животным.
— Полина Евгеньевна, насколько распространена профессия кинолога среди женщин-полицейских?
— Я бы сказала, это явление редкое. 1 из 10. Это значит, что на десять полицейских — кинологов мужчин приходится только одна женщина. Здесь нельзя действовать по Уставу, нужно иметь призвание, любить то, чем ты занимаешься, уметь слышать своего четвероногого друга. Со временем перестаешь относиться к животному как к собаке. Оно становится твоим напарником и коллегой. На счету служебных собак много сложных и запутанных раскрытых преступлений.
— Насколько тяжело женщине сочетать службу в органах безопасности и домашние дела?
— Тяжеловато. Здесь так: если ты хочешь достигнуть определенных результатов на службе, нужно много времени посвящать работе. Причем, это не только дневные смены, но и неожиданные вызовы по выходным, в праздничные дни, в ночное время. Представьте: выходной, ничего не предвещает беды, вдруг раздается телефонный звонок и переворачивает все намеченные планы. Считанные минуты на сборы, и ты уже в отделе или на выезде. Как правило, никогда не знаешь, сколько времени задержишься на работе. Такие условия не все домашние выдержат. Но мои – привыкли. Для женщины на службе здесь всегда неравноценный выбор между работой и домом. К счастью, семья принимает такие условия и относится с пониманием.
— Удается хоть иногда закрыть служебную дверь и оставить мысли о работе по ту сторону?
— Нет. Потому что ты несешь ответственность за всех, кто входит в состав подразделения: 13 человек личного состава, 5 из которых — женщины, готовые в любую минуту оказать достойное сопротивление, иногда жизненно необходимое, но небезопасное. Даже дома приходится незримо присутствовать на работе, патрулировать город, созваниваться с дежурными. Уж и не знаю, чего здесь больше: романтики или упорного и тяжелого труда, но такова специфика профессии.
— Насколько сложно находить общий язык с разными категориями граждан, ведь среди нарушителей немало лиц с девиантным поведением?
— Здесь есть свои особенности и нюансы. Когда граждане вызывают полицию, ее ожидание, как правило, усиливает агрессию со стороны правонарушителей. К моменту прибытия патруля многие из них ведут себя вызывающе, агрессивно. По Уставу мы должны стараться уладить конфликт, обезопасить окружающих, поэтому правильное и грамотное поведение полицейского на месте происшествия – залог успеха дальнейшей работы. Мы стараемся обойтись без применения физической силы и спецсредств, придерживаемся принципов добровольного желания граждан сотрудничать с правоохранительными органами. Хотя бывает по-разному.
— А бывают ситуации, когда потерпевшие и преступники испытывают своеобразный стресс и не могут адекватно реагировать на присутствие полицейских? Что тогда делать?
— Бывают, конечно. Но в любом случае преступник осознает, что перед ним стоит человек в погонах. В процессе разговора он, хотя и сложно, но все же идет на контакт. Как правило, к моменту доставки таких граждан в отделение они уже успокаиваются.
— С какими правонарушениями патрульно-постовой службы чаще всего приходится иметь дело?
— С разными. Сложно выделить что-то особенное. Со временем начинаешь относиться ко всему как к постоянной, ежедневной работе. Огромный процент нарушений общественного порядка составляет распитие спиртных напитков несовершеннолетними в общественных местах. Согласно статье 20.20 КОАП РФ распитие алкогольной продукции запрещено и детям и взрослым. Некоторые заявляют: «У меня только пиво!». Но пиво – это такой же алкогольный продукт. Единственное, что его отличает, – это низкое содержание спирта. В остальном – все идентично.
— С детьми понятно. Хочу уточнить про взрослых. Присесть на лавочку и выпить пиво, скажем, в районе детской площадки или общественной территории наказуемо?
— Тут же подойдет патруль и сделает замечание. В обязательном порядке будет составлен административный протокол. Нередко мы слышим возмущения от подобных нарушителей в свой адрес, что они тихо — мирно сидят себе, никого не трогают, культурно отдыхают. Но основной целью нашей работы является предотвращение и профилактика преступлений, поэтому такие деяния наказуемы.
— Что еще привлекает внимание полицейских патрулей, помимо распития спиртных напитков?
— Кража сумок, личных вещей, сотовых телефонов. Расскажу один случай. Осенним вечером женщина возвращалась домой. На неосвещенном участке дороги ее толкнули сзади и вырвали дамскую сумочку. Естественно, быстро среагировать в таком случае потерпевшая не успела. Только спустя время, женщина позвонила в дежурную часть. Мне сообщили об этом уже ближе к ночи. Мы выехали на место происшествия с моим четвероногим напарником Сатурном. Он обнюхал потерпевшую и взял след. В таких случаях мы работаем совместно с участковыми и другими подразделениями. В полиции нет обособленных структур, все взаимосвязано. Мы сообщили участковому, в каком направлении движется собака за предполагаемым преступником. Он сразу просчитал возможных нарушителей. Преступление раскрыли по горячим следам.
— В каких случаях обученная собака может потерять след, такое бывает?
— Бывает. Это происходит в условиях большой загазованности атмосферы, пересечения многолюдного пространства. Животному трудно идентифицировать, узнать искомый запах. Собака может потерять след у железнодорожных переездов, на берегах рек и озер, а также при условии, что на месте преступления были оставлены другие сильные запахи. В целях увеличения эффективности работы полиции, кинологи первыми допускаются на места происшествий, потому что для собаки главное, чтобы все оставалось нетронутым.
— Полина Евгеньевна, как созрело решение стать полицейским-кинологом? Это Ваша личная собака?
— Нет. Это специально обученное животное, служебная собака. Мне предложили попробовать себя в этой роли, я заинтересовалась, согласилась. Почти сразу мне выдали щенка. Тогда ему было 11 месяцев. Сегодня ему уже шесть лет. Все это время мы были вместе: взрослели, проходили обучение в специальной школе, расположенной в ростовском филиале в городе Егорьевске. Сатурн работает с розыском людей по запаху следов. Такие собаки называются следовыми.
— Расскажите о конкретном случае, где работа в паре с обученной собакой дала хороший результат.
— На любом дежурстве присутствие собаки значительно облегчает взаимодействие с нарушителями. Они чувствуют силу животного. В основном к преступлениям, которые можно раскрыть с помощью служебной собаки, относятся кражи, хищения, грабежи, случаи взлома входных дверей. Участвуем мы и в розыске пропавших людей. Но здесь все осложняется продолжительным диапазоном времени между тем, как человек ушел из дома, и тем моментом, когда его начинают искать. Это значительно осложняет поиск. Помощь собаки в таких случаях маловероятна. Тем не менее, иногда удается определить направление движения человека.
Недавно мы участвовали в раскрытии кражи из одного продуктового сетевого магазина. Преступники вынесли продукции на приличную сумму. Нас вызвали. На месте происшествия мы с Сатурном обследовали территорию. Собака быстро взяла след. В течение часа воров удалось поймать.
Или еще случай. В деревне Петрово были зарегистрированы случаи серийных краж из дачных домов, которые происходили в основном в вечернее и ночное время. Воры искали цветной металл. Служба ППС совместно с участковым провели огромную работу по выявлению и поимке преступников. В этом случае снова на помощь пришел Сатурн. Он взял запах, привел к определенному месту. Когда эпизоды с кражами стали повторяться и собака несколько раз приводила к одному и тому же дому, стало очевидно: преступников нужно искать там. Ими оказались граждане, ведущие аморальный образ жизни. Все были привлечены к ответственности.
— Полина Евгеньевна, что для Вас самое сложное в такой работе: я имею в виду не только обязанности кинолога, но и полицейского?
— Вы не представляете, как сложно порой бывает совмещать: дом – семья – работа. Мне кажется, мужчинам в правоохранительной структуре намного легче. Они чувствуют себя более уверенно. Важное значение имеет и физическая сила. А женщина всегда остается женщиной, какую бы ответственную и высокую должность она ни занимала. В полиции это чувствуется особенно. Когда ты идешь на встречу с предполагаемым преступником, внутренне понимаешь, что можешь оказаться один на один с неадекватным, психически ненормальным человеком. Но любую работу следует выполнять хорошо или вовсе за нее не браться. Поэтому, решая идти на службу в полицию, нужно заранее рассчитать свои силы и возможности.
— В Вашей практике были случаи, когда Вам не хватало сил, чтобы справиться с преступником? Что Вас спасло?
— Умение быстро бегать, — улыбнулась Полина Евгеньевна. – Однажды мы сопровождали лиц, заключенных под стражу, в одну из смоленских клиник. У них предполагалась наркотическая зависимость, осложненная психическими отклонениями, требовалось заключение специалиста. Выехали из Ярцева. Все тихо, спокойно. В какой-то момент у одного из заключенных начинаются галлюцинации. Ему кажется, что на него хотят напасть. Он проявляет агрессию, в условиях повышенной тревожности ведет себя неадекватно. На тот момент служебная машина уже приближалась к конечной точке пути следования. Вдруг он стал кричать, вырываться, применять физическую силу. Я стараюсь удержать его. В какой-то момент чувствую: моих сил не хватает. Преступник вырывается и пытается скрыться, раствориться в городской среде. На мое счастье, в погоне участвовали простые прохожие. Они быстро оценили происходящее и помогли его задержать. Вскоре прибыла подмога в лице сотрудников смоленского отдела МВД. Позже за подобное деяние нарушитель был привлечен к ответственности по статье 318. Ему было назначено принудительное лечение.
— А бывает страшно?
— Бывает. Внутреннюю нарастающую тревогу чувствуешь тогда, когда едешь на вызов и не знаешь, что тебя ждет. Представьте состояние, когда тебе сообщают, что нужно задержать невменяемого человека, который угрожает окружающим ножом или разбитой бутылкой. Таких случаев много. Но, как я уже поняла из практики, чаще больше страшит неизвестность, чем реальное положение дел. Какая бы устрашающая информация ни содержалась в вызове, на месте все оказывается намного проще. А страшно бывает в любой профессии. Полицейские – это не универсальные солдаты и роботы, а живые люди. Такая уж наша работа – держать порядок в надежных руках и… в лапах.
Надежда Данюшина