Коронавирусная пандемия, бушующая уже более двух лет, стала, пожалуй, самой продолжительной из всех тех, с которыми ранее сталкивалось человечество, и одной из самых массовых по количеству заражений и смертей. С 2019 года случаи заболевания опасным коронавирусом были зарегистрированы в 197 странах мира. Число умерших вследствие инфицирования превысило 4,5 млн человек.
Для того чтобы развеять все мифы о вакцинации и альтернативных способах укрепления естественного иммунитета, определить все плюсы и минусы воздействия вакцины на организм, мы встретились с врачом аллергологом-иммунологом Ярцевской центральной районной больницы Оксаной Гонштейн.
— Оксана Владимировна, сегодня кривая заболеваемости коронавирусной инфекцией устремилась вниз. Можно ли говорить о преодолении пика заболеваемости и насколько в таких условиях остается актуальной вакцинация?
— Из практики своей работы могу сказать, что вакцинация актуальна всегда. Она обеспечивает защиту от многих инфекций, в том числе и вирусов с возможным смертельным исходом. Согласитесь, всегда лучше встретить опасность во всеоружии и заранее подготовить к ней организм.
Следует учитывать, насколько активно конкретные организмы имеют способность вырабатывать защитные факторы. На некоторых людей вакцина попросту не действует. Но это, скорее, уже не область медицины, здесь она бессильна. Это — индивидуальные особенности, то, с чем человек родился. В настоящее время существует огромная группа людей, организмы которых не отвечают на искусственную стимуляцию. Проблема заключается еще и в том, что их организм не отвечает и на «дикую» стимуляцию. То есть, организмы людей не вырабатывают защитные факторы вообще: ни при вакцинации, ни вследствие болезни. Это большая беда для конкретного человека. В таком случае его защищают вакцинированные группы населения.
— Можно ли говорить о том, что отсутствие защитных факторов — это специфическая особенность современных людей?
— Такие группы существовали всегда. Исследования, проводимые в последнее десятилетие, подтверждают, что при встрече с опасным вирусом некоторые организмы не распознают угрозы, тем самым не отвечая на вакцинирование. Именно для того, чтобы защитить такие наиболее уязвимые категории от губительных осложнений, большинству необходимо вакцинироваться. Это так называемая коллективная иммунизация. То есть, чем больше людей будет иммунизировано, тем больше шансов защитить тех, кто не может сделать это самостоятельно. И когда мы призываем вакцинироваться, это не потому, что у нас есть определенный план, а для того, чтобы защитить тех, кто наиболее уязвим и не умеет формировать иммунную реакцию. Такие люди болеют очень тяжело. Смертность среди них предельно высокая.
— Можно ли как-то определить, к какой группе относишься ты, действует вакцина на твой организм или нет?
— К сожалению, лабораторными способами установить это невозможно. Здесь следует помнить, что таких людей – масса. И нет гарантий, что ты не окажешься в их числе, а человек, находящийся рядом, будет иметь стойкий иммунитет. И тогда, если он вовремя не сделает прививку, шансов пережить эту инфекцию у тебя может не быть.
— Многие считают, что вакцинироваться в условиях пандемии не эффективно, так как организм не успевает выработать иммунный ответ. Насколько они правы?
— Такая позиция правильна. Но только в том случае, когда мы говорим о профилактической вакцинации, то есть вакцинации с большим сроком иммунного ответа. Если рассматривать конкретно коронавирусную инфекцию, то вакцина дает иммунный ответ минимум через три недели. Вакцинирование проходит в несколько этапов. В некоторых случаях организм человека на первую вакцину не отвечает, а начинает работать только на последующие. Существуют вакцины, которые на первый и второй факторы в совокупности вырабатывают более выраженный механизм защиты. Регистрировались случаи, когда в инкубационном периоде люди попадали на вакцинацию и переносили эту болезнь с меньшими осложнениями. Летальных исходов или тяжелой субтотальной пневмонии среди таких групп зафиксировано не было. То есть, к тому моменту, когда начинали формироваться осложнения, у них начинал вырабатываться иммунный ответ. И, благодаря этому, они спасались.
— Существуют вакцины, которые дают быстрый иммунный ответ?
— Да. Например, вакцины от некоторых штаммов гриппа. Они действуют очень быстро, через три дня уже способны защитить организм, поэтому мы можем эффективно использовать их в очагах заболеваемости.
Нередки случаи, когда человек уже инфицирован и нужно его спасти. Тогда, несмотря на инфицированность, мы проводим вакцинацию. Анатоксины, активные сыворотки, введенные даже в период массовой заболеваемости, способны спасать жизни. Они помогают справиться с уже развивающейся инфекцией. В очаге кори, к примеру, при вспышке мы проводим вакцинацию для того, чтобы спасти тех, кто еще не переболел этим заболеванием и может погибнуть при инфицировании. Защита организма формируется быстро. Поэтому даже в условиях эпидемий пандемий вакцинация эффективна.
— Есть ли гарантия, что после вакцинации человек не заболеет, к примеру, коронавирусом?
— Необходимо помнить о том, что ни одна вакцина не способна на 100% защитить человека от болезни. И речь идет не только о коронавирусе. Эффективность вакцин, которые применяются от ковида, оценивается в пределах 91-95% – это очень высокий показатель. Тем не менее в 5-7% случаев риск заражения остается. Это связано с особенностями организма конкретного человека. Но в любом случае, если привитый человек заразится, то заболевание будет протекать в более легкой форме, защита от летальных исходов при этом составляет практически 100%.
— Если говорить о стремительной мутации коронавируса, насколько актуальной можно считать кампанию по вакцинации?
— Любая прививочная кампания – это в первую очередь тренировка иммунной системы. Поэтому, даже если по каким-то причинам вирус изменил свою первоначальную структуру, то на многие используемые сегодня вакцины вырабатывается несколько факторов защиты. Появляются не только специфические, но и неспецифические клетки. Это способствует повышению общей настороженности иммунной системы к вирусному воздействию. Любую вакцинацию необходимо проводить вовремя и регулярно. Только в этом случае она является повышением квалификации вашей иммунной системы. Чем чаще она встречается с вакцинами и препаратами, тем эффективней ее иммунный ответ.
В некоторых странах, да и в России в том числе, существуют медицинские разработки, которые позволяют использовать вакцинацию для лечения опухолевых заболеваний. Они основаны на том, что иммунитет нужно обучать. Вакцина не ослабляет иммунную реакцию, она существенно повышают ее грамотность и учит иммунные клетки быстро реагировать на изменения входящих агрессоров.
— Способна ли отечественная вакцина защитить от Омикрона?
— Вирусы мутируют – это механизм их выживания. Учитывая то, что коронавирус еще очень мало изучен, специалисты не дают полной гарантии защиты от Омикрона при вакцинировании. Но данные статистики говорят о том, что таких тяжелых осложнений, которые отмечались в начале эпидемии, сегодня намного меньше. Всплеска смертности при заражении Омикроном, в отличие от первой волны, нет. Я считаю, что сказывается постепенно нарабатываемый поствакцинальный иммунитет.
— Оксана Владимировна, какой иммунитет Вы считаете более крепким: естественный или выработанный искусственно?
— На этот вопрос я бы ответила так: хорошо, если организм переболел и выработал иммунный ответ. А если не выработал? Откуда вы можете это знать наверняка? Неизвестно, как организм отреагирует на встречу с возбудителем COVID-19 в следующий раз, и насколько тяжело будет протекать это заболевание, какие осложнения появятся после выздоровления. Кроме того, вирус действует таким образом, что около 50% иммунных клеток в процессе борьбы с вирусами погибают. Остальные 50% не успевают запомнить «как выглядят» эти вирусы, с чем приходится иметь дело, так как встречаются они в процессе вирусной реплекации (размножения). А если учесть, что основные повреждения вирусы наносят организму в период прохождения по нему, то проблема заключается в том, что не все клетки успевают среагировать и запомнить своего врага.
Предполагаю, что противники вакцинации могут сказать: «Вакцинированные люди тоже часто болеют». Но мы же не можем стопроцентно утверждать, что они болеют по причине ослабленного иммунитета. Возможно, это те люди, у которых как раз не формируется иммунная реакция. Кстати, существует очень много людей, которые при каждом повторном заболевании переносят его намного тяжелее предыдущего. В таком случае вакцинация может значительно облегчить состояние. Кроме того, нельзя отрицать факт, что есть те, кто вакцинировался и не болеет.
— Нужно ли вакцинироваться тем, кто уже переболел коронавирусом?
— Для переболевших коронавирусом вакцинация откладывается на шесть месяцев. Она переносится на полгода, если количественные показатели антител в крови человека выше референтных величин. Но по истечении полугода все же рекомендуется сделать прививку. Коронавирусная инфекция до конца еще не изучена, ее исследования продолжаются. Такую инфекцию, как грипп, мы вакцинируем уже 30 лет, и тем не менее, он периодически нас удивляет. Мы начали управлять им только через 15 лет регулярных прививок. Коллективного иммунитета при коронавирусе достичь до сих пор не удалось. Его уровень по всей России составляет около 30%, поэтому еще раз подчеркиваю: вакцинироваться необходимо.
— Как Вы относитесь к тому, что в Москве, Подмосковье и ряде российских регионов отменен масочный режим?
— Решение об отмене масочного режима принимает Роспотребнадзор или главный санитарный врач. Существуют определенные условия отмены этого режима: снижение пика заболеваемости, формирование популяционного иммунитета. Видимо, в этих регионах сложились определенные предпосылки для принятия такого решения.
— У молодежи возникает немало вопросов по поводу того, как вакцина от СОVID-19 способна влиять на фертильность и беременность.
— Хочу отметить, что в настоящее время негативных последствий воздействия вакцины на фертильность и беременность не выявлено. Вакцины, которые нежелательно использовать в период беременности, не используются. Бесконсервантные вакцины «Спутник-V», «Спутник Лайт» и «КовиВак» при беременности разрешены. Они не содержат веществ, влияющих на развитие плода. Единственным ограничением здесь является отсрочка наступления беременности в течение месяца, пока вырабатываются антитела. А вот в случае, когда не вакцинированная беременная заболевает ковидом, беременность приходится прерывать. Поэтому если вы серьезно относитесь к продолжению своего рода, о вакцинации следует подумать заранее. Кстати, в целях снижения рисков развития плода следует сделать все необходимые прививки.
— Некоторые молодые родители отказываются прививать детей от ранее распространенных заболеваний. Насколько обоснованы такие отказы?
— Приведу пример. Наша иммунная система не умеет распознавать аминокислоты. Чтобы познакомить ее с этими веществами один раз в десять лет вводится ослабленный дифтерийно-столбнячный анатоксин, адсорбированый на вещество, которое в организме вызывает местную воспалительную реакцию. На это воспаление приходят иммунные клетки и распознают все то, что там находится, включая введенный анатоксин. В течение 10 лет эти иммунные клетки сохраняют память о том, как выглядит опасный токсин. Через 10 лет реакцию нужно повторить, так как информация стирается. Таким заболеванием, как дифтерия, могут болеть как вакцинированные люди, так и невакцинированные. Разница заключается лишь в том, что вакцинированные не умирают. У них есть клетки, которые вовремя распознали токсин и «убили» его. Начало этой болезни похоже на ангину. Человек с больным горлом может ехать в автобусе. Только он вакцинирован, а ребенок рядом на сиденье – нет. К сожалению, не вакцинированные от дифтерии люди умирают в муках. И, несмотря на то, что это древнейшая инфекция и в настоящее время не считается распространенным заболеванием, все же фиксируются случаи смерти от нее.
То же самое можно отнести и к кори. Конечно, можно переболеть дикой корью и сохранить иммунитет на всю оставшуюся жизнь. Но неизвестно, сохранишь ли ты только иммунитет или еще плюс осложнения от кори в виде повреждения сердца и головного мозга. И хочешь ли ты такую жизнь уготовить своему ребенку. А если он заразится этой инфекцией не до трех лет, а после 12-летнего возраста или будучи уже взрослым и половозрелым мужчиной, то риск получить серьезные осложнения увеличивается в разы. Чем старше становится человек, тем серьезнее для него последствия банальных детских инфекций.
Хотелось бы напомнить, что сегодня в мире вакцинация проводится от тех заболеваний, лекарств от которых в настоящее время не существует. Поэтому зачастую она является единственным способом защиты от опасных инфекций и возможностью сохранения жизни.
Надежда Данюшина