Классика звучит со сцены

Для российских школьников март традиционно связан с участием во Всероссийском конкурсе «Живая классика», когда ребята соревнуются в чтении отрывков из русской и зарубежной прозы. Завтра в Смоленске завершится уже региональный тур конкурса, проходящий в онлайн-формате.

В этом году за право представлять Ярцевский район на уровне области боролись двадцать юных чтецов из школ №№ 2, 4, 8, 10, школы-гимназии, Суетовской и Засижьевской средних школ, Мушковичской основной школы и Центра детского творчества (ЦДТ). В результате победителями муниципального этапа конкурса, который состоялся 15 марта во Дворце культуры, стали воспитанник Центра детского творчества Азизбек Султанов и ученики средней школы №10 Иван Царев и Владислав Шутиков. На снимке: Азизбек Султанов, Наталья Ситкина, Иван Царев, Любовь Коврина, Владислав Шутиков, Ирина Арсентьева

«Мэтры» и дебютанты

Определяя победителей муниципального тура, жюри оценивало выбор текста произведения, его соответствие возрасту чтеца, способность оказать на слушателей эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие, грамотность, выразительность и четкость речи.

И снова тройку победителей возглавил бессменный лидер последних лет Азизбек Султанов.

Азизбек Султанов

Семнадцатилетний воспитанник ЦДТ сумел так прочитать рассказ Чехова «Сирена», что у слушателей в зале буквально потекли слюнки: настолько ярко вслед за русским классиком Азиз живописал селедку «с лучком и с горчичным соусом», сочную, жирную, аппетитную до бесстыдства кулебяку, «борщок из свеклы на хохлацкий манер, с ветчинкой и с сосисками» и прочие яства.

Не могу не отметить как всегда точно подобранный материал, соответствующий темпераменту исполнителя. Прибавьте сюда филигранный чеховский язык, много труда, и вы получите формулу успеха.

Кстати, о том, насколько важно правильно выбрать текст для чтения, говорят и подготовившая чтеца Наталья Ситкина, и сам Азизбек:

— Мы долго подбирали материал вместе с педагогом, спорили, отказались от нескольких вариантов и в итоге остановились на Чехове. При подготовке к конкурсу я смотрел записи с чтением известных советских актеров. Наиболее интересной показалась исполнительская манера Ильинского, но мы попытались подать чеховский текст по-своему, сделали ставку на экспрессию.

Двух других победителей в этом году воспитала средняя школа №10.

Открытием конкурса я бы назвала восьмиклассника Ивана Царева, и не только потому, что кроме отрывка из романа Германа Гессе «Степной волк» в его исполнении прозвучал саксофон. Это могло бы стать беспроигрышным приемом: при достойной игре впечатление слушателей обеспечено. Однако напомню, что жюри оценивало только исполнительское мастерство чтеца: ни музыкальное сопровождение, ни использованный реквизит, ни режиссура номера баллов не добавляют. Иван выбрал достаточно сложный и драматичный текст и справился с ним достойно. Подготовили чтеца заместители директора школы №10 Яна Петрусева и Любовь Коврина. И, конечно, частица успеха принадлежит педагогу Детской школы искусств по классу саксофона Евгении Голаковой.

Иван Царев

Пятиклассник из десятой школы Владислав Шутиков также участвовал в конкурсе впервые. С выбором текста ему помогала учительница русского языка и литературы Ирина Арсентьева. И хотя на первый взгляд «Лимонад»  Зощенко не вполне соответствовал возрасту Влада,  а внешность и голос мальчика вступали в диссонанс с содержанием рассказа, обаяние и оригинальная манера исполнения сделали свое дело.

Владислав Шутиков

Отступление от автора

Не первый год присутствуя на конкурсе не только в роли корреспондента газеты, но и в качестве одного из членов жюри, позволю себе поделиться с читателями некоторыми субъективными наблюдениями и оценками. При этом подчеркну, что они могут не совпадать с мнением других «судей».

Прежде всего хочу отметить ребят, не ставших победителями, но определенно имеющих потенциал.

Ярко заявила о себе ученица школы-гимназии Вера Миронова. Отрывок из рассказа Анны Игнатовой «Джинн Сева», по сути, стал мини-спектаклем с узнаваемой режиссурой Татьяны Шпилевой. Уже то, что для исполнения был выбран неизбитый текст современной петербургской писательницы (впервые рассказ был опубликован в журнале «Октябрь» в 2017 году), на мой взгляд, — это большой плюс. Эмоциональность и пластика исполнительницы, реквизит, даже такая «мелочь», как коробка с апельсиновым соком, работали на создание образа юной мечтательницы, которая встретила в повседневной жизни самого настоящего джина, но не сумела этим воспользоваться. К сожалению, Вера не оказалась в числе победителей, но ее исполнение было одним из самых интересных.

Вера Миронова

Немного не дотянул до победы один из лидеров 2020 и 2021 годов Илья Фролов. Прошлым летом юноша окончил Мушковичскую основную школу, а сейчас учится в 10-м классе четвертой средней. В этот раз Илья решил не рисковать и снова читал Григория Горина, который принес ему удачу годом раньше. Тот же автор, та же экспрессивная манера исполнения – возможно, в этом и была ошибка Ильи.

И ещё два замечания

С сожалением приходится отметить, что общий уровень чтецов на этот раз был заметно ниже, чем в прошлые годы. На мой взгляд, это в значительной степени связано с выбором текстов для выступления.

Хотя традиционно звучали отрывки из Чехова, Тургенева, Зощенко и Теффи, явное предпочтение чтецы (или их педагоги) отдали так называемым «детским» писателям: Борису Ганаго, Марине Дружининой, Ольге Савельевой, Елене Липатовой, Евгению Клюеву и др. При всем уважении, художественному уровню этих произведений все-таки далеко до Чехова и Тургенева. Иногда выбранные для конкурса тексты (к тому же исполняемые из года в год) были откровенно скучны и вряд ли смогли бы «зацепить» слушателя в любом – даже очень талантливом  — исполнении.

Также хотелось бы, чтобы при подготовке к конкурсу учитывался психотип и темперамент чтеца, его соответствие выбранному тексту. Далеко не каждому профессиональному актеру по силам играть роль «на сопротивление» — что уж говорить об обычных детях.

А вообще, как хорошо, что сейчас, когда многие школьники читают обязательные по программе произведения в их кратком изложении, а по доброй воле не выходят за рамки Тик-Тока, есть ребята, получающие удовольствие от раскрытой книги в руках. И низкий поклон учителям, научившим их любить книгу.

Татьяна Филимонова