Интервью с директором Дворца культуры Татьяной Пастуховой
— Татьяна Петровна, возвращаясь к Году культурного наследия народов России, что интересного впереди?
— Для нас год уже начался интересно – необычной фотовыставкой «Костюм, гуляющий на морозе». Ее высоко отметили в области. Да и во всей России выставка вызвала резонанс. Эта маленькая зарисовка привлекла большое внимание к нашему городу, к нашему учреждению. Ограничительные меры привели к тому, что значительный пласт нашей работы ушел в режим онлайн. Но благодаря этому мы познакомились со многими культурными учреждениями России, с очень интересными людьми – нашими коллегами, среди которых есть профессионалы всероссийского уровня. И вот они пишут нам: «Ребята, где вы живете? Вы делаете такие интересные проекты!». И нам это, конечно, очень лестно. Мы же не только себя пропагандируем, но наш город, нашу Смоленщину.
— Как родилась идея «Костюма», и как шла работа над проектом?
— Если честно, идею «подсмотрел» у одной якутской художницы наш худрук Антон Михайлович Орел. Это были небольшие зарисовки, но мы развили и расширили этот замысел. У нас на морозе «гуляет» и женская, и мужская народная одежда, а наши летающие платки вообще вызвали необыкновенный интерес. Все спрашивали, как мы это сделали.
— А как вы это сделали?
— Дело в том, что платки были не совсем замороженными. Их только прихватило холодом, но ткань сохранила свою пластичность. Платки подбрасывались вверх и фотографировались «в полете». Конечно, это была огромная работа наших коллег. Наши сотрудницы, намочив костюмы, голыми руками расправляли и расставляли на морозе штаны и сарафаны, пока они не застынут. Нескольким минутам съемок предшествовали часы работы на морозе, обмороженные руки Ларисы Ломакиной, Раисы Пищиковой, Елены Сеченковой и нашей юной коллеги, которая все это фотографировала, Насти Буковой. Ведь нужно было выбрать такой ракурс, чтобы это было не смешно, а эстетично, чтобы создавался некий образ. Сначала «выстраивали» костюмы у Дворца для тренировки, а потом снимали в лесу.
— Что в планах Дворца на 2022 год из наиболее ярких мероприятий?
— К сожалению, сложно определенно ответить на этот вопрос. Мы планируем много интересного, но из-за ограничительных мер не все удается реализовать.
Самым, наверное, значимым для всего нашего района станет фестиваль патриотической песни «Наша добрая Смоленщина». Это такое «Евровидение» по-смоленски, когда район-победитель через год принимает у себя гостей со всей области. В прошлом году фестиваль проходил в Новодугино, и гран-при взял наш вокальный дуэт Дмитрий Полун и Владимир Сибатуллин. Поэтому в конце лета или в начале будущей осени Ярцево будет встречать лучших вокалистов Смоленской области, и дело чести принять их достойно. Также мы запланировали много выставок, концертов. Например, перенесли с прошлого года концерт «Алла», будем продолжать проект «Начало», цель которого — показать разнообразие хореографических коллективов, работающих в районе: их у нас много, и у каждого свой стиль, каждый хореограф талантлив по-своему, по-своему выражает свой взгляд на мир.
— Кроме традиционных форм работы — концертов, спектаклей — в последние годы Дворец активно ищет что-то новое, необычное. Я говорю, в частности, о квестах по произведениям «Мастер и Маргарита», «Двенадцать стульев», «Подземелье Дворца». Намерены ли вы «креативить» и дальше?
— Конечно, хотя квесты требуют большой подготовки. Режиссура (этим занимается Антон Михайлович Орел), подготовка костюмов и декораций, поиск подходящих локаций, ради которых наши сотрудники бегали буквально по всему городу.
— Насколько квесты востребованы в нашем городе? Все-таки, это командная игра.
— Действительно, в этом заключается слабая сторона квестов. Когда мы начинали их делать, в них активно участвовали команды ООО «ТМК-ЛПЗ», библиотеки, Индустриального техникума, «ЯрТим» Олега Дадонова, ребята, которые играют у нас в КВН. Нам было приятно, когда приезжала команда из Смоленска. В основном адресная аудитория квестов – молодежь. Хотя, например, в квесте по «Мастеру и Маргарите» самой старшей участнице было 73 года, и она с удовольствием выполняла все задания вместе с остальными. Но игроки прошли по маршруту один раз, а других команд пока нет. При этом силы на подготовку затрачены большие. Но, несмотря на все это, мы намерены продолжать готовить квесты.
— Еще одна относительно новая форма работы Дворца – круглый стол. Темы для обсуждения выбираются довольно острые. Заметный резонанс в городе имел, например, круглый стол, посвященный закону о запрете употребления мата в общественных местах.
— Я думаю, что обсуждение на нашем «круглом столе» — это зеркало нашего общества. Многих употребление мата вообще не коробит: говорю, как дышу. Но ведь и некоторые даже очень крупные деятели искусства высказывались об этом законе отрицательно. Наверное, общество еще само не определилось в отношении этого явления.
— Но не кажется ли Вам, что по этой теме прозвучала только одна точка зрения, скажем так, «ЗА» мат?
— В качестве гостей мы стараемся приглашать лидеров общественного мнения в нашем городе, не всегда их точка зрения совпадает с официальной. И за это нам уже «прилетало». Но даже если с нами не все согласны, это тоже хорошо. Нас поругали, но, значит, нас заметили. Для искусства, для таких учреждений, как наши культурно-досуговые учреждения, хуже всего, когда все тихо и гладко и ничего не происходит: прошло мероприятие и никого не затронуло. Как говорил Сергей Есенин, «Дар поэта — ласкать и карябать».
— После введения антиковидных ограничений учреждения культуры ушли в онлайн-формат. Эта мера была во многом вынужденной, но сейчас, просматривая страницу Дворца «ВКонтакте», понимаешь, что вам «в онлайне» вполне хорошо.
— Нам хорошо. Мы ведь тоже как кур в ощип попали в эту новую реальность. И очень боялись, что потеряем контакт со зрителем. Не сразу и не у всех получилось изменить стиль работы. Дворец работает не только на город — это централизованная система, включающая в себя и сельские Дома культуры. И их руководителям (а среди них есть уже немолодые женщины, которые раньше не знали, как включается компьютер) приходилось осваивать работу в Интернете, и теперь они вполне вписались в онлайн-реальность. Сейчас наиболее популярен формат Тик-тока, но мы выбрали более серьезный формат с разнообразными рубриками, рассчитанными на зрителей разных взглядов, вкусов, возрастных групп.
— Наверное, наиболее популярны на страницах Дворца видеоклипы. Их смотрят не только «ВКонтакте», люди пересылают их друг другу на телефоны. Как рождается клип?
— Бывают клипы тематические, например, снятые к Новому году – как у Надежды Афанасьевой или квартета «Каприз». Но обычно все начинается с песни. Под нее выбираются локации. Мы договариваемся о съемках с ресторанами, «уходим в леса», едем в другие города. Это Вязьма, Смоленск, Сафоново, даже Петербург. Например, клип «Я лечу над Россией» мы снимали в Вязьме часов пять, стремились показать все храмы этого города. Перед этим получали разрешение и благословение местного благочиния. Клип идет три минуты, а работа заняла целый день.
— Обращает на себя внимание операторская работа. Кто у вас стоит за камерой?
— К сожалению, профессиональной камеры у нас нет. Все снимаем на телефон, иногда на несколько телефонов. Наш главный оператор – Настя Букова.
— Ваш клип «Мурка» «ВКонтакте» набрал более 6,5 тысячи просмотров, а сколько их разошлось репостами, не знаю. Это такая шутка артистов?
— Конечно, хотя она требовала и определенной смелости. Но популярность «Мурки» связана и с тем, что в съемках участвовал весь Дворец: костюмеры, рабочие по обслуживанию здания, мужья сотрудниц. Важно другое: мы постоянно ищем что-то новое, пробуем, отслеживаем, что дает отклик, идем, как по кочкам. Но мы предоставляем нашим зрителям выбор: смотрите, что вам нравится; на нашей странице можно найти и мастер-классы, и сказки, и фольклор.
— Популярность в Интернете, лайки, число которых постоянно растет. Может ли все это заменить живой контакт со зрителем?
— Нет. Конечно, нет. Улыбки, глаза зрителей, их дыхание – все это подпитывает артистов. Когда после спектакля или концерта зрители говорят: «У вас это получилось» или даже «не получилось» — это необходимая обратная связь. Живое общение ничто не заменит.
— Любой, кто следит за деятельностью Дворца – и в офлайн и в онлайн-формате – понимает, что такая огромная работа невозможна без крепкой команды.
— К сожалению, наша отрасль стремительно стареет. Средний возраст работников учреждений культуры – за 50. Но нам повезло: несколько лет назад к нам пришли молодые, креативные сотрудники, и образовалась команда во главе с Антоном Орлом. Это люди, которые «смотрят в одну сторону» и дышат одинаково: Надежда Афанасьева, Настя Букова, Ирина Борзова, Юлия Парфенова, Дима Полун, Владимир Сибатуллин. Они легки на подъем, они как рыба в воде в современных Интернет-технологиях. К ним подтянулись и остальные работники, которые тоже не хотят отставать от молодежи. Нам повезло и с художественным руководителем. Антон Михайлович – человек молодой, творческий, неоднозначный, что тоже хорошо. Работать приходится много: когда в час ночи у нас идут репетиции, это в порядке вещей. Но все это очень затягивает. Кто окунулся в это, понимает, что жизнь – это количество впечатлений. Любое дело – это, прежде всего, люди. Очень хотелось бы, чтобы у нас выросли преемники, чтобы пришла молодежь. Мы каждый год «поставляем» студентов в творческие вузы, но никто не возвращается, потому как хорошие специалисты востребованы и в крупных городах. И пока не изменится система оплаты в сфере культуры, думаю, это положение не улучшится.
— В течение года есть ряд обязательных мероприятий, связанных с какими-то официальными праздниками. День Российского флага, например. Как сделать, чтобы это было неформально, нескучно?
— Бывает сложно, но важно самим не относиться к этому формально. Например, в ночь на 22 июня Дворец проводит традиционную патриотическую акцию, посвященную Дню памяти и скорби. Мы зажигаем от Вечного огня у мемориала в Яковлеве Свечу памяти, объезжаем весь район, посещаем все воинские захоронения, а к четырем часам утра возвращаемся на Вопь, где погибли первые защитники Ярцева. Мы снимаем Поле Памяти — все в свечах. Мы видим, как год от года преображаются воинские захоронения в Кротове, Петрове, Капыревщине. Мы посещаем памятник в Гуторове – деревне, которую фашисты сожгли вместе с ее жителями. Сейчас только сохранившиеся яблони напоминают, что когда-то здесь жили люди. Но там есть памятник; благодаря главе поселения Александру Александровичу Котову он в хорошем состоянии.
— Часто можно слышать, особенно от молодых людей, что в городе скучно, нечем заняться. Многие ждут, что кто-то будет их развлекать, но сами ничего не предпринимают. Что бы Вы сказали таким людям?
— Проснитесь. Проснитесь: жизнь бежит очень быстро, а время назад не вернешь. Если тебе скучно в шестнадцать, когда есть и здоровье, и энергия, что будет дальше?
Поднимайся – и вперед. Пробуй, ошибайся, общайся с людьми. Общение – это великое счастье. Не меняй его на суррогат в соцсети с мнимыми «друзьями» и с зависимостью от лайков. Соревнуйся каждый день с самим собой. Надо буквально каждый день ставить цель: я завтра буду в чем-то лучше, чем сегодня. Приходите к нам, или в художественную или музыкальную школу, или в спортивную секцию. Человек не должен быть один, и это особенно важно для детей и подростков. Беседовала Татьяна Филимонова