Большинство из нас знает о профессии дефектолога только понаслышке – и слава богу! (Да простят меня все дефектологи мира). Если же случилось иначе, и Вашему ребенку понадобилась помощь этого специалиста, то, вполне вероятно, Вы знакомы с Натальей Антоненковой, учителем-логопедом и дефектологом детского сада №3. Ярцевчанам хорошо известна специфика этого дошкольного образовательного учреждения: ежегодно в детский сад набирается группа компенсирующей направленности, в которую зачисляются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Наталья Антоненкова более 28 лет работает с детьми со всем спектром речевых нарушений, в том числе со сложными диагнозами, с 1994 года – в детском саду № 3. Также она является одним из специалистов Консультационного пункта при дошкольном учреждении и автором пособий по развитию речи.
— Это замечательный, опытный специалист высокого уровня, — говорит о Наталье Валерьевне заведующая детским садом №3 Ирина Полякова. — Она умеет найти подход к каждому ребенку, знает психологию детей с особенностями развития, постоянно находит неординарные методы и приемы коррекции речевых нарушений и высших психических функций. Ее отличительная черта – вера в каждого ребенка. Наталья Валерьевна – человек в нашем городе известный, ее имя на слуху. Она награждена Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ, Смоленской областной Думы, Администрации и комитета по образованию и молодежной политике Ярцевского района.
Поводом для беседы с Натальей Антоненковой стало ее успешное участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России», региональный этап которого завершился 30 июня. В областном этапе конкурса приняли участие 12 педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и Наталья вошла в тройку лауреатов.
— Наталья Валерьевна, специалистов-дефектологов при всей их востребованности немного. Распространено мнение, что логопед и дефектолог – это одно и то же. В чем особенность этой профессии?
— В то время, когда я училась на факультете дошкольной дефектологии Московского педагогического государственного университета, дефектология как профессия только начиналась, и сам этот факультет работал только второй год. Сейчас же эта профессия с каждым годом становится все более востребованной.
Дефектолог работает с детьми, имеющими и речевые нарушения, и нарушения в сфере высших психических функций: восприятие, мышление, память, внимание. Сейчас, как правило, у детей встречаются сочетанные диагнозы. Это нарушения и коммуникации, и поведения, и интеллектуального развития, и социального взаимодействия. Много детей, которые испытывают большие трудности в обучении. Родители не понимают, в чем причина, а это может быть связано, например, с незрелостью лобных долей головного мозга или нарушением межполушарных связей. Все это сфера дефектологии. В своей практической деятельности я занимаюсь запуском речи, коррекцией речевых нарушений, задержек психического развития и умственной отсталости, комплексной коррекцией при алалии, сенсорных нарушениях, расстройствах коммуникации и двигательных нарушениях, расстройствах аутистического спектра (РАС), дефиците внимания, моторными трудностями.
— Что нужно понимать родителям, если их ребенок имеет один или несколько из перечисленных диагнозов? Ведь порой чисто психологически сложно обратиться за помощью к дефектологу, пугает само это слово.
— Часто такие родители вначале испытывают шок и стресс. Они потеряны, подавленны и не знают, как им быть. Некоторые не хотят принять реальность, отказываются от помощи специалиста и теряют время. В этот момент крайне важно правильно донести до родителей информацию, вовремя дать нужные рекомендации. Пока родители не примут ситуацию, не осознают, что у ребенка есть проблема развития, положительной динамики не будет. Очень часто за помощью обращаются незадолго перед школой – за год, за полгода, а работы — непочатый край. Это очень поздно, в такой ситуации сложно помочь ребенку.
— Какова роль родителей в работе по развитию ребенка с проблемами?
— На результат всегда работает команда: специалисты, ребенок и его родители. Когда родители знают и принимают своего ребенка, когда они готовы к совместной работе, это чрезвычайно положительно сказывается на результатах развития малыша. Большинство родителей принимает эту данность – кто-то раньше, кто-то позже. И с этого момента родители начинают поддерживать ребенка на каждом этапе, радуются каждому, даже минимальному результату, который со стороны может казаться ничтожным: ребенок произносил одно слово, а через неделю — три, сам сложил из пазлов картинку. У каждого ребенка своя программа и свой путь к успеху. Я не могу никому дать «волшебную таблетку». Для родителей это большой, постоянный, ежедневный труд. Очень важна система и понимание того, что даже простые, рутинные занятия работают на развитие ребенка.
— В детском саду Вы работаете и учителем-логопедом, к Вам часто обращаются именно с проблемами речи. Какие факторы препятствуют нормальному развитию речи у ребенка?
— Это множество факторов: болезни матери во время беременности, отягощенная наследственность, курение и алкоголь во время беременности, особенности развития, выявленные во время беременности или в первый год жизни малыша. Очень сложно со стопроцентной уверенностью сказать, какой из этих факторов отвечает за речевую задержку конкретного ребенка. Также большое значение имеет речевая среда. Родители, как правило, заняты зарабатыванием денег, с маленькими детьми мало кто занимается. Они не слышат живой, богатой речи. В коляске годовалого малыша – смартфон с мультиками. Вместо книги в руках ребенка планшет. И это одна из причин того, что дети стали говорить позднее. Ребенку нужно читать — много и вслух.
— Наверное, Вам возразят: какая разница, слушает ли ребенок сказку, прочитанную мамой или бабушкой, или в формате аудиокниги?
— Живая речь – это самое лучшее, что можно дать маленькому ребенку. Когда Вы читаете, у Вашего ребенка развивается фонематический слух. Радио, телевизор, смартфон в этом плане бесполезны. Запомните это! Более того, телевизор, работающий «фоном», мешает развитию ребенка. Звук определенных тонов, мелькающие яркие картинки – все это вредит нервным функциям. Фактически, родители сами провоцируют искусственную задержку в развитии. А потом в школе ребенок не способен читать или запоминать большой текст, не способен даже спокойно сидеть за партой.
— Я знаю, что в рамках консультаций Вы обязательно даете рекомендации по режиму дня.
— Маленький ребенок должен соблюдать режим и ложиться спать не позднее девяти часов. Это банально и всем известно, но далеко не все родители этому следуют. Без полноценного сна, активных игр, обязательных прогулок на свежем воздухе нет нормального развития. Лужи, камни, песочница, черви, улитки – все это часть нормального детства.
— То есть, дефектолог или логопед работает не только с ребенком, но и с его семьей?
— Занимаясь с ребенком, я обучаю и его маму. Это очень важно, ведь с логопедом ребенок встречается пару раз в неделю, а с мамой он в постоянном контакте. Выполнение рекомендаций специалиста – целиком на родителях.
— Часто можно слышать такое мнение: ребенок не говорит просто потому, что ленится. Или такое: его папа (троюродная тетя, дедушка) тоже долго не разговаривал, а потом заговорил, и сразу предложениями.
— Наверное, бывают и такие случаи, но при условии, что все это время с ребенком разговаривали, читали книжки, то есть, мозг накапливал информацию. Но вообще чудеса случаются нечасто. Может быть, ребенок и заговорит без помощи специалиста, но вопрос, когда и как. Существуют определенные возрастные нормы развития, в том числе и развития речи.
— В каком возрасте ребенка родители должны начать беспокоиться, если он не говорит? И в каком возрасте ребенок должен хорошо разговаривать?
— Существуют определенные возрастные нормы, на которые нужно ориентироваться. Чтобы понять, нуждается ли ребенок в помощи специалиста, маме нужно внимательно понаблюдать за малышом и объективно ответить на вопрос: соответствует ли уровень развития речи ребенка его возрасту. Я придерживаюсь мнения, что ранняя профилактика речевых нарушений бесценна. Чем раньше мама заметит, что речь ребенка развивается с задержкой, тем легче будет исправить эту задержку в тандеме с логопедом.
— Часто речевые нарушения требуют комплексной медицинской, психологической и педагогической диагностики и коррекции. В нашем городе нет, например, сурдолога, детского психиатра и многих других специалистов. Как быть в такой ситуации?
— При необходимости ребенок направляется на консультацию в Смоленск к нужным специалистам.
— В детском саду №3 работает консультационный пункт. Кто может обратиться за помощью к его специалистам?
— Это дети от двух лет и до неограниченного возраста. Мы работаем и со взрослыми. Например, много молодых людей, которым для поступления в театральный или военный вуз необходима хорошая дикция.
— Наталья Валентиновна, конкурс «Учитель-дефектолог России», лауреатом которого Вы стали, далеко не первый для Вас. Чем полезны подобные профессиональные конкурсы?
— Это стимул для развития и самообразования. Нельзя работать по инерции. Творить, пробовать, искать, развиваться – можно сказать, это мое профессиональное кредо. Профессия заставляет меня много думать, искать, учиться, и мне это очень нравится. Это к тому же средство от усталости и чувства опустошенности, которое иногда накатывает. Например, в последнее время меня волнует вопрос о ранней диагностике риска нарушений развития детей. Когда ребенок появляется на свет, в фокусе внимания семьи и врачей его физическое здоровье, но не психическое. Проще говоря, профессиональным взглядом развитие ребенка видят не все специалисты. В результате родители начинают бить тревогу, когда проблема развития ребенка становится очевидной для них.
— Если кто-то из родителей, прочитав нашу статью, захочет больше узнать о развивающих упражнениях, играх с детьми, где можно получить информацию?
— На консультациях я делаю индивидуальные подборки для каждого конкретного ребенка, но рекомендации для родителей есть и на моем сайте https://nsportal.ru/antonenkova-natalya-valerevna.
Но я еще раз хочу подчеркнуть, что многие сложности с развитием речи легче предупредить, чем устранить. Поэтому внимательно прислушивайтесь к речи своих детей, сверяйтесь с нормами развития речи. Не бойтесь приводить своих малышей на диагностику к специалисту. Это позволяет исследовать все высшие психические функции, все виды восприятия, двигательную, эмоционально-волевую сферу. Вы не просто увидите особенности развития ребенка, но поймете его актуальные и потенциальные возможности, зоны риска и зону развития. По результатам диагностики даются четкие рекомендации по дальнейшему развитию и обучению, режиму дня.
Татьяна Филимонова