В этом году школьные дворы затихли намного раньше обычного. Уже в апреле в школьных коридорах не были слышны детские голоса и весёлый захватывающий смех. Жизнь общеобразовательных учреждений остановилась неожиданно. Тем не менее, педагогические коллективы даже в период временного затишья продолжали свою работу. Не в полном составе и не так, как было принято всегда. Но многие из них использовали это время для того, чтобы обустроить завтрашний день детворы, добавить приятных детских эмоций в серьёзную и ответственную школьную жизнь.
Полоса препятствий. Преодоление
Совсем недавно, в мае этого года, на территории средней школы №2 была установлена «Полоса препятствий», о которой давно мечтали ребята, участвующие в ежесезонных зарницах. Это событие стало поводом для встречи с теми, кто душой болеет за любимую работу, требующую полной самоотдачи и постоянной занятости. Директор школы Ольга Анатольевна Новикова (на снимке) рассказала, чем запомнился минувший учебный год.
— Он оказался для нашей школы знаковым во многих вопросах. В начале года мы определили для себя несколько основных приоритетных направлений, по которым планировали работать. И сейчас уже можно говорить о конкретных результатах.
Во-первых, на школьном спортивном поле была установлена «Полоса препятствий». Она является важным элементом физического развития молодежи. В государственных программах, направленных на воспитание подрастающего поколения, огромное внимание уделяется допризывной подготовке и физическому развитию учащихся общеобразовательных учреждений. Достижение хороших результатов в этом вопросе невозможно без качественного оборудования.
В этом году у второй средней солидный юбилей. За 140 лет своей деятельности, это учебное учреждение воспитало десятки прославивших Россию выпускников. Общая спортивная направленность школы позволяет ежегодно занимать призовые места на городских и областных соревнованиях, пополняя копилки призеров новыми медалями и кубками, становиться победителями на ежегодных общегородских «Зарницах».
Учитывая, что школьное здание строилось в начале 70-х годов прошлого века, все спортивное оборудование на пришкольной территории было установлено тогда же. Тем не менее, профессиональный подход, заинтересованность и увлеченность педагогов позволяли эффективно работать с ребятами. Но на одном энтузиазме было нелегко.
В 2018 году Администрация муниципального образования «Ярцевский район», став победителем федерального конкурсного отбора инновационных социальных проектов, получила грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в сумме 1,648 млн рублей. 350 тысяч из них было выделено второй средней на покупку спортивного оборудования. В рамках проекта предполагалось, что оснащение дополнительным спортивным оборудованием будет способствовать наиболее эффективной организации работы спортивных секций и клубов, а также вовлечению несовершеннолетних в процесс сдачи норм ГТО, увеличению количества спортивно-массовых мероприятий.
Огромную помощь в установке и монтаже спортивного комплекса «Полосы препятствий» оказал предприниматель Дмитрий Евсеев.
Ставка на спорт
В сфере образования сегодня мало случайных людей. Работать с детьми и родителями непросто. Молодые педагоги, столкнувшись с первыми трудностями, часто выбирают для себя иной путь. Остаются те, кто глубоко вникает в дело своей жизни, кто не привык делить время на рабочее и личное и для кого ненормированный рабочий день становится образом жизни. И, наверное, в современных учебных заведениях, получающих достаточное финансирование, напичканных новейшей аппаратурой по последнему слову техники, работать намного приятнее и интереснее. Другое дело – провинциальная школа, начинавшая свою деятельность еще в 70-е годы прошлого века. Старое здание, оборудование, инвентарь. Но при этом — высокопрофессиональный, сплоченный, дружный педагогический коллектив, высокие результаты учащихся на городских и районных олимпиадах, впечатляющие спортивные достижения и огромное желание идти вперед и становиться лучшими, не зацикливаясь на временных трудностях и условностях.
Сегодня 2-я средняя уделяет огромное внимание спортивному развитию учащихся. В спортивно-патриотической игре «Зарница», которая проводится во второй средней не один раз в год, как в других школах, а каждый квартал, участвуют все. Это не просто спортивные состязания в виде эстафеты. Здесь все по-настоящему. Можно стать лучшим сапером и метким стрелком, подорвать врага гранатой и добыть бесценные сведения вражеской дислокации. Результат может показать только тот, кто обладает сильной волей к победе, стремлением стать лучшим. Каждый этап игры разрабатывается персонально для отдельных возрастных категорий учителем физической культуры Юрием Тереховым. Его заинтересованность и увлеченность передается ребятам.
Спортивные секции «Волейбол» и «Баскетбол» во внеурочное время собирают немало желающих и любителей активного отдыха. Здесь занимаются ученики среднего звена, старшеклассники. В 2019 году баскетболисты заняли второе место среди учащихся 5-11 классов на общерайонных соревнованиях и третье место на городских.
В связи с увлеченностью многих учащихся различными спортивными направлениями спортивный зал всегда являлся излюбленным местом встречи после уроков.
— Спортивный зал школы всегда вызывал озабоченность, — говорит директор Ольга Новикова. – Здание старое, но хочется, чтобы учащимся здесь было комфортно. Многие из них проводят здесь большую часть своего свободного времени. Поэтому в период отсутствия школьников мы начали в зале капитальный ремонт. В мае этого года нам удалось заменить все окна. Работа по остеклению оконных проемов была большой и сложной. Сейчас эти работы выполнены полностью. Но это только первый этап запланированного ремонта. За лето мы должны успеть заменить старое покрытие спортивного зала, обновить устаревшие коммуникации, провести общий косметический ремонт. Надеемся, к сентябрю все успеем!
Это тот самый случай, когда период вынужденной изоляции и временного затишья играет на руку тем, кто спешит жить не для себя.
Для тех, за кем будущее
Одним из главных направлений, по которому активно работала вторая средняя школа в этом учебном году, являлась подготовка к открытию на ее базе нового образовательного комплекса, подобных которому в Ярцеве еще не было. В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование» уже в сентябре 2020 года здесь откроется Центр образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста».
— Ольга Анатольевна, это что-то совершенно новое в системе современного образования и работы с детьми?
— Этот Центр представляет собой структурное подразделение отдельной общеобразовательной организации. В настоящий момент проведен косметический ремонт двух просторных помещений, которые в скором времени будут укомплектованы современным оборудованием, позволяющим реализовывать основные и дополнительные общеобразовательные программы цифрового и гуманитарного профилей.
Предполагается, что ребята в свободное от учебы время смогут получать дополнительное образование прямо в стенах школы. Все пространство будет разделено на отдельные рабочие зоны, соответствующие предметным областям: «Технология», «Информатика», «ОБЖ», зоны коворкинга, медиа-зона и «Шахматная гостиная». Деятельность Центра «Точка роста» позволит расширять возможности для предоставления качественного современного образования учащимся, формировать наиболее востребованные, актуальные технологические и гуманитарные навыки.
— Каковы возможности технического оснащения такого проекта?
— Данная модель позволит Центру выполнять функцию общественного пространства для развития общекультурных компетенций, цифровой грамотности, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности и обеспечить формирование современных компетенций и навыков у школьников. Стандартным набором оборудования подобных Центров являются 3D-принтеры, ноутбуки мобильного класса, шлемы виртуальной реальности, квадракоптеры. Такое современное оборудование способно значительно увеличивать заинтересованность учащихся по многим предметам.
Основными целями деятельности подобных Центров являются: создание условий для внедрения на уровнях начального, основного и среднего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей, обновление содержания и совершенствование методов преподавания таких предметных областей, как «Технология», «Математика», «Информатика», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Во внеурочное время в работе Центра планируется задействовать 100% обучающихся, которые осваивают основную общеобразовательную программу по предметным областям и не менее 70% обучающихся в качестве дополнительных общеобразовательных программ, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнерства.
— Ольга Анатольевна, «Точка роста» для ребят — настоящий прорыв в образовательном плане. Но для работы с таким оборудованием нужны специалисты-профессионалы. Среди педагогического состава школы такие преподаватели есть?
— Мы не просто реализуем национальный проект на базе нашей школы. Мы очень ответственно подходим ко всем этапам его реализации и наиболее эффективного внедрения в жизнь обычных школьников. Центр предполагает пять ставок педагогов и одну ставку руководителя. Работа будет вестись в первой половине дня — это «Информатика», «Технология», «ОБЖ». И во второй половине дня – это различные кружки и внеурочная деятельность. Наши педагоги прошли квалифицированную переподготовку. Поэтому сегодня мы уверенно говорим: «Мы справимся!»
Система образования – именно та сфера, где абсолютно все зависит от настроя людей, которые ее формируют. И когда, несмотря ни на внутренние проблемы, ни на внешние политические и экономические факторы, карантины и пандемии, учительский коллектив ни на минуту не сомневается в том, что справится с любыми трудностями, растет уверенность в том, что нашему будущему благодаря таким примерам из настоящего будет под силу многое.