Пассажирские перевозки — инструкция по выживанию

В сложных экономических условиях в связи с коронавирусом кризис переживают практически все российские предприятия. Кого-то в большей, кого-то в меньшей степени, но затронул он всех хозяйствующих субъектов российской экономики. К наиболее пострадавшим отраслям сегодня относится сфера пассажирских перевозок.

Всего полтора месяца назад никто не думал, что пассажиропоток на городских маршрутах нашего города снизится в разы, количество рейсов сократится больше, чем вдвое. Но сегодняшние реалии диктуют свои условия.

Одно из наиболее стабильно развивающихся в докризисный период ярцевских автопредприятий «Автолайн», так же, как и большинство российских компаний, вынуждено корректировать свою деятельность, подстраиваясь под нестандартную кризисную ситуацию. О том, как приходится выживать компании-перевозчику сегодня, насколько сильно изменилось ее положение на рынке транспортных услуг, мы поинтересовались у заместителя директора по безопасности дорожного движения ООО «Автолайн» Алексея Алферова.

— Алексей Леонидович, «Автолайн» является самой крупной компанией-перевозчиком в нашем городе и районе. Как сказалась ситуация последних месяцев на работе вашего предприятия?

— Сфера транспортных перевозок отражает обстановку в экономике в целом по стране. Сегодня компании-перевозчики, которые остались на рынке и продолжают работать, – делают это себе в убыток. Говоря конкретно о нашем городе, следует отметить, что общий пассажиропоток с начала объявления пандемии снизился на 70-80%. Это огромные цифры для любого автопредприятия. Люди стараются придерживаться рекомендаций медиков и оставаться дома. В связи с этим мы были вынуждены сократить общее количество рейсов. Тем не менее, несмотря на такие трудности, штат сотрудников предприятия остается прежним. Зарплата выплачивается своевременно и в полном объеме. Надеемся, что все трудности – временные.

— В связи со снижением пассажиропотока предприятие как-то меняет условия своей привычной деятельности, корректирует их?

— Конечно. Сегодня на улицах города Ярцево вы не увидите большого транспорта. Автобусы с повышенной вместимостью убрали со всех маршрутов. Если считать в процентном отношении, то с начала апреля из эксплуатации выбыло около 40% транспортных средств нашего предприятия. Перешли на автобусы среднего и малого класса – ПАЗ и ГАЗ, с максимальной вместимостью 25 сидячих мест. Автобусы ГАЗель Next, закупленные буквально накануне объявленной пандемии, в конце 2019 – начале 2020 года, сегодня выручают нас, как никогда. В общей сложности тогда мы приобрели около 15 единиц новой техники. Сегодня вся она находится в постоянной эксплуатации.

— Изменилось ли количество автобусных рейсов на отдельных городских маршрутах?

— Да. Изменилось. Это связано с общим снижением пассажиропотока. Если раньше на остановках маршрута №7 «Город – Пионерный» собиралось большое количество народа, то сегодня такого ажиотажа нет. На этом направлении количество рейсов раньше достигало 5-7 в день, сегодня 2-3. Транспорт малой вместимости вполне справляется с перевозками. Освободившиеся транспортные единицы переброшены на другие направления.

В настоящее время по инициативе Администрации и многочисленным обращениям граждан города Ярцево мы приступили к перевозке пассажиров по сезонному маршруту №10 «Автозаводская – Юбилейный сад». На этом направлении всегда было много пассажиров. Маршрут следования пролегал через особо значимые для многих объекты – район старого Ярцева, железнодорожный вокзал, коллективные сады. По просьбам горожан в этом направлении мы планируем восстановить перевозки большими автобусами, так как в летний период они становятся особенно актуальными.

Район Красного Молота (это маршрут автобуса №4) — сейчас обслуживается пассажирским транспортом малой вместимости. В районы МСО, микрорайон Яковлево, деревня Михейково, м-н Пронькино, исходя из востребованности пассажиров, также направлены автобусы среднего класса — ПАЗы с общим количеством мест для пассажиров – 75: сидячих — 25, стоячих — 50.

— Ситуация нестабильности как-то сказалась на гражданах, пользующихся установленной ранее в вашей компании системой льгот?

— Несмотря на увеличивающийся уровень инфляции, трудности, связанные со снижением общего пассажиропотока, наше транспортное предприятие не отменило установленные льготные условия. Граждане льготных категорий имеют при поездках такие же права, как и раньше. Кроме того, компания ежемесячно продолжает реализовывать возможность приобретения горожанами, часто пользующимися услугами общественного транспорта, проездных билетов. При их использовании можно значительно сэкономить на проезде.

— Как обстоят дела с пригородными направлениями?

— С начала введения ограничений наше предприятие ООО «ЯрцевПеревоз» продолжает осуществлять перевозки пассажиров в пригородных сообщениях: «Ярцево – Смоленск», «Ярцево – Сафоново» и в междугородном направлении «Смоленск – Ярцево – Боголюбово». На указанных маршрутах, в целях соответствия фактическому объему пассажиропотока, предприятие использует автобусы средней и малой вместимости. Вместимость пассажирского транспорта здесь варьируется от 19 до 25 посадочных мест. Перевозки осуществляются в соответствии с прежним расписанием, без изменений.

— На сельские направления автобусы ходят?

— ООО «Экспресс», выполняющее перевозки пассажиров и багажа на территории нашего района, продолжает осуществлять перевозки в сельские поселения Ярцевского района в соответствии с действующим расписанием, в рамках реализации муниципального контракта по предоставлению транспортных услуг населению.

Следует отметить, что, несмотря на многочисленные просьбы граждан, в настоящее время наше транспортное предприятие не имеет возможности осуществлять перевозки по заказному сезонному маршруту «Ярцево – дачные участки Курганово». В случае стабилизации эпидемиологической обстановки, ослабления ограничительных мероприятий на территории Смоленского региона, вопрос начала сезонной перевозки пассажиров и багажа по этому маршруту будет рассмотрен дополнительно. Сейчас для проезда к дачным участкам «Курганово» пассажиры могут воспользоваться общественным транспортом пригородного сообщения.

— Администрация принимает какое-то участие в регулировании деятельности вашего предприятия?

— Конечно. Мы несем убытки: расходы на топливо, содержание и ремонт транспорта, заработную плату работников и водителей. В такой ситуации очень сложно планировать завтрашний день. Часть финансовой нагрузки, которую не в состоянии компенсировать доходы от предоставления транспортного обслуживания населению, субсидирует Администрация муниципального образования «Ярцевский район». Только благодаря этой поддержке автотранспортное предприятие имеет возможность продолжать свою деятельность и оставаться, так сказать, «на плаву» в это непростое время.

— Алексей Леонидович, но какой-то план по выходу из кризиса у предприятия все-таки есть? Ведь это не первая нестабильная ситуация в российской экономике. Раньше транспортной отрасли удавалось возобновлять свою деятельность в посткризисный период.

— Сейчас предприятия-перевозчики стараются оптимизировать маршрутную сеть с учетом формирующегося пассажиропотока и действующей системы ограничений. При стабилизации эпидемиологической ситуации в регионе и повышении спроса на пассажирские перевозки в рейсы будут направлены автобусы большей вместимости.

Для таких транспортных предприятий, как наше, на современном этапе многое будет зависеть от помощи государственных органов. Самим здесь очень тяжело справиться. Мы рассчитываем на поддержку и участие государственных структур, реализацию возможности обещанного кредитования под низкий процент. Только при таких условиях мы сможем возобновить свою деятельность в прежних объемах и планировать дальнейшее эффективное развитие транспортной сферы в нашем городе и районе.

Беседовала Надежда Данюшина