Как мы уже сообщали, в конце пошлого года в Смоленске прошел конкурс профессионального мастерства работников культурно-досуговых учреждений «Люблю свою профессию». Победителем стал Евгений Берестнев – балетмейстер народного ансамбля бального танца «Серпантин» при Ярцевском районном центре культуры и искусства.
Мы встретились с Евгением Берестневым и расспросили про конкурс, с чего все началось, и о его творческой работе.
Войдя в его кабинет, я не увидела никаких грамот, кубков и медалей, которые обычно размещаются около рабочего стола и служат доказательством профессионализма. Евгений сразу же пояснил, что для него награды не показатель мастерства и выставлять их на всеобщее обозрение он не видит смысла.
Родился и вырос в Витебске. В юном возрасте родители привели его в школу бальных танцев. К выпускному классу Евгений Берестнев понял, что хочет заниматься данным видом спорта профессионально. Поэтому выбрал высшее учебное заведение, отталкиваясь от своего увлечения. По первому образованию он преподаватель физической культуры и спорта, а по второму – тренер по спортивным танцам.
– Несколько лет волею судьбы помогал педагогам из Смоленска растить их танцоров, – рассказывает Евгений. – Один из моих знакомых преподавал бальные танцы в Ярцеве, потом он переехал жить за границу, и меня пригласили на его место возглавить народный ансамбль бального танца «Серпантин».
За три года работы во Дворце культуры Евгений показал себя прекрасным специалистом и профессионалом своего дела. Поэтому, когда пришло время выбирать, кто из ярцевских педагогов будет представлять наш город на региональном конкурсе, все дружно проголосовали за него.
В Смоленске в конце ноября 2019 года за звание лучшего в профессии боролись пять участников-победителей межрайонных этапов конкурса, и в их числе наш Берестнев.
– Конкурс проходил в четыре этапа. В первом предлагалось рассказать о себе, о своем крае, о своих профессиональных достижениях, – вспоминает Евгений. – Затем нужно было поставить театрализованную программу и показать сценический номер. В двух программах мне помогали мои ученики. Мы вместе ставили танцевальные номера, так как это показывает специфику моей работы. Процесс был увлекательным и творческим и для меня, и для моих учеников.
Родители и дети
В «Серпантине» дети начинают заниматься танцами в раннем возрасте, примерно с 6 лет. Соответственно, отдать ребенка в школу танцев – это больше решение родителей, чем желание малышей.
– Взрослые должны понимать: чем младше ребенок, тем большая роль отводится родителям в его занятиях танцами, – предупреждает Евгений Николаевич, – так как именно им предстоит быть помощниками и на турнирах, и на тренировках, ведь нужно помочь детям одеться, сделать прическу.
Один в танце «не воин»
Соединить двух танцоров в одну пару в бальных танцах очень не просто. Ведь сначала, когда ребенок только пришел и начал пробовать свои силы, он какое-то время танцует один. И так продолжается до того момента пока тренер не подберет ему партнера или партнершу. Если этого не происходит, значит, нет подходящей кандидатуры или исполнительский уровень танца не позволяет тренеру поставить ребенка в пару. И эта проблема отсутствия партнера заставляет многих детей бросить тренировки бальными танцами.
– Партнеры сильно зависят друг от друга, у них общая цель, – рассказывает Евгений Берестнев. – Заболел один партнер – турнир пропускают оба спортсмена, или кто-то был в плохом настроении и выступил неудачно, то проиграл не только он, а пара. Зато если они постарались, то результат может быть лучше, чем у каждого по отдельности.
По словам балетмейстера народного ансамбля бального танца «Серпантин», пара обычно создается на продолжительное время – на несколько лет. Правда, иногда для открытия новых потенциальных возможностей рекомендуют менять партнера. Но это происходит по наставлению тренера.
Дорогая красота
Конечно, закончить заниматься бальными танцами из-за того, что нет подходящего партнера, очень обидно. Но встречаются случаи, когда и пара есть, и танцор подает надежды, но финансовое положение семьи не дает возможности продолжить занятия.
Как рассказал наставник, на первом этапе, в тренировочном зале можно обойтись спортивным купальником с юбкой для девочек и спортивными брюками с футболкой для мальчиков. А вот в дальнейшем непременно придется купить специальную тренировочную одежду.
Большие финансовые вложения начинаются с категории юниоры, то есть с 12 лет. Костюм для танцоров такого возраста может стоить половину зарплаты родителей, так как шить его надо на заказ. Соревнования по бальным танцам включают в себя два вида дисциплин: европейские и латиноамериканские танцы. Европейская программа бальных танцев – это медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп. Латиноамериканские танцы, или, как говорят танцоры, «латина» – это самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв. И на каждую дисциплину нужен свой костюм. Чем старше танцор – тем меньше ограничений по нарядам и внешнему виду: разрешаются стразы, макияж, украшения, высокий каблук. Но до 14 лет все довольно сдержанно.
Развитие бальных танцев
Для России бальные танцы – вид спорта довольно молодой. В Советском Союзе спортивные бальные танцы не пользовались особой популярностью, про них даже, скорее, забыли. И вот теперь, за короткий период времени танцы, завоевавшие сердца молодежи, стали не только популярным, но и одним из элитных видов спорта.
Конечно же, успех тренировок зависит в первую очередь от целеустремленности учеников и их желания научиться бальному танцу, от того, если ли у них природные задатки и насколько сильно они стараются. Однако без хорошего тренера им будет сложно добиться значительных результатов. Нашим ребятам в этом плане повезло, у них есть Евгений Николаевич, который полностью отдает себя своей любимой работе.
Анастасия Матюхова