Юлия Парфенова: «Я стараюсь дарить людям праздник»

Юлия Парфенова — человек в нашем городе известный и даже популярный. Без ее выступления не обходится ни один концерт во Дворце культуры и почти ни одно его выездное мероприятие. В средней школе №9 Юлию Сергеевну знают как педагога-организатора и учителя музыки с многолетним стажем. А кто-то из наших читателей наверняка обращался к ней с просьбой провести юбилей, свадьбу или корпоратив. Но кроме всего этого, Юлия — интересный человек с четкой жизненной позицией, что далеко не всегда встретишь в творческой среде. Словом, мы уверены, что читателям «Вестей Привопья» будет интересно ближе познакомиться с нашей сегодняшней собеседницей.

— Юлия Сергеевна, когда в Вашей жизни появилась музыка?

— С музыкой связана вся моя жизнь. Вообще, у нас вся семья музыкальная. Моя мама до сих пор великолепно поет. А я едва научилась ходить — уже приплясывала. С самого детства ходила в коллектив под руководством нашего знаменитого хореографа Александра Сергеевича Япрынцева, позже пела в вокально-инструментальном ансамбле Анатолия Евгеньевича Самуленкова. Но вплоть до старших классов я хотела связать свою жизнь не с культурой, а с медициной. Хотела лечить людей. А потом резко поменяла свою точку зрения, тем более что все мне говорили: «Юля, по тебе сцена плачет».

— Вы помните тот момент, когда окончательно сделали выбор в пользу культуры?

— Это был 1989 год, как раз завершился вывод советских войск из Афганистана. В феврале наш вокально-инструментальный ансамбль поехал на концерт в Витебск, мы выступали перед ребятами, которые вернулись из Афганистана. Это произвело на меня сильное впечатление. А кроме того, я поняла, что чувствую себя на сцене как рыба в воде. Перед концертом я очень волновалась, а когда вышла на сцену, почувствовала себя комфортно. Наверное, тогда я и сделала окончательный выбор профессии (в тот год я оканчивала школу) и поступила в Смоленское высшее училище-колледж культуры и искусств. Сейчас это Смоленский государственный институт искусств.

— А сегодня Вы волнуетесь, выходя на сцену?

— Конечно, каждый раз. И это, наверное, правильно, потому что, когда поешь, песня проходит через твое сердце. Во всяком случае, я стараюсь прожить каждую песню, донести до зрителя каждое слово. А потому я волнуюсь, как слушатель воспримет мое выступление. Мне хочется дарить людям то, чем я владею. Есть у меня такой талант — я хочу подарить его людям.

— Много лет Ваша жизнь связана с Дворцом культуры.

— Первый раз я выступала на сцене Дворца, когда мне было пять-шесть лет. Я танцевала танец барабанщиков и страшно гордилась, что меня ради выступления забрали с тихого часа в детском саду. Конечно, тогда я не могла предполагать, что буду здесь работать. Став взрослой, я приходила сюда, уходила, снова возвращалась. Начинала как руководитель детской вокальной студии. Потом Антон Михайлович Орел, с которым мы большие друзья по жизни, пригласил меня в качестве вокалистки и ведущей мероприятий, так что последние лет 15 я работаю во Дворце по совместительству. 

— Правильно ли я понимаю, что во Дворце Ваша основная роль — это вокал?

— Нет, неправильно. Я участвую в организации концертов, написании сценариев. Вот сейчас нам с Ириной Борзовой поручили подготовить концерт, который пройдет седьмого марта. Мы должны написать сценарий, собрать номера, все отрепетировать. Ну и сами мы, конечно, будем петь.

— Ваш репертуар очень разнообразен. Здесь и песни Пахмутовой, и ретро, и музыка 90-х и 2000-х. А каковы Ваши музыкальные пристрастия? 

— Мне ближе песни, в которых есть драматургия. Таких много, например, в репертуаре Пугачевой. И в 90-х и 2000-х годах было написано много хорошего. А вот современные песни не люблю из-за очень ограниченного смысла. Да и голос для их исполнения не требуется.

— Вы часто участвуете в выездных мероприятиях, и это не только выступления в залах других городов. Например, прошлым летом в составе команды Дворца Вы выступали на летнем фестивале «АРТ-Маяковский» в Смоленске. 

— Это была своеобразная эстафета: разные районы области выступали один за другим.

— И каково это, выступать на улице?

— Начинать было сложновато. Но затем это ощущение проходит. Тем более с нашим конферансье — Антон Орел любого заведет. Стоило только зазвучать его яркому, громкому голосу, и люди стали подтягиваться со всех сторон. Я, например, начала с песни «The Best» («Ты лучше всех»), известной в исполнении Тины Тернер. Выбрала в толпе «жертву» — мужчину, к которому я как бы обращалась. Он немного смущался, но вся публика была словно зрители в театре. Конечно, петь на улице акустически сложнее: голос «разлетается», и погодные условия бывают разными, но в уличных выступлениях есть и своя прелесть, романтика.

— На таких мероприятиях Вы сравниваете себя с артистами других районов? По мне, так лучше наших нет. А как объективно?

— Голосую обеими руками «за»: лучше наших нет. У нас прекрасные ансамбли, талантливейшая молодая вокалистка Екатерина Глыбчук. Надежда Афанасьева — замечательный хореограф и при этом прекрасно поет. Владимир Сибатуллин может спеть все, и каждую песню он проживает. 

— С некоторых пор команду Дворца называют еще и «военно-фронтовой бригадой». Это началось с поездки артистов Дворца в Луганскую Народную Республику. Как это было лично для Вас?

— Впервые мы поехали в Ирмино в январе 2023 года. С ребятами из Ирминского ДК нас познакомила актриса Юлия Зыкова. Когда Антон (Орел — ред.) предложил мне участвовать в этой поездке, я сразу сказала «да». На тот момент я не думала о том, что там опасно. Мне было интересно попробовать что-то новое и, конечно, увидеть своими глазами, как живут люди на Донбассе. 

Поездка оказалась очень интересной. Я до сих пор помню глаза наших военных на КПП. Их лица были скрыты масками, и видны только глаза, которыми они сканировали нас. В Ирмино нас встречала директор ДК Марина Являнская. Она вбежала в автобус, обнимала и целовала нас, как будто мы ее родственники и всю жизнь знаем друг друга. Ирминцы вообще пора-зили нас. Там очень много горя (каждый второй или третий потерял близкого человека), но при этом люди очень добрые и открытые. 

Концерт был необычный. Нам объяснили, как нужно вести себя в случае обстрела. Афиш или каких-то объявлений не было: боялись спровоцировать «прилет». Работники ДК ходили по домам и приглашали жителей на концерт, и все равно в зал набилось столько зрителей, что не было свободного места. После концерта люди подходили, обнимали нас и говорили, что мы на пару часов отвлекли их от войны. В эти минуты я действительно чувствовала себя артисткой. 

А на обратной дороге мы читали отзывы, оставленные жителями Ирмина. Это было настолько трогательно, что даже наш водитель плакал. А Владимир Сибатуллин сказал: «Друзья, а вам не кажется, что мы возвращаемся другими людьми?». Да, мы увидели это горе своими глазами и действительно возвращались с Донбасса другими людьми. Мы ездили в Ирмино уже несколько раз и надеемся поехать снова, потому что каждая такая поездка — за счастье.

— Ваша «фронтовая бригада» выступала и перед бойцами в зоне СВО.

— Да, это было в следующую поездку на Донбасс. Ноябрь, полуразрушенное здание без окон и дверей, а мы в тоненьких платьицах. Но все это не страшно, когда чувствуешь отдачу, понимаешь, что людям нужно твое творчество. Бойцы (а среди них были и совсем молоденькие парни, и мужчины за пятьдесят) поначалу были очень суровыми, но к концу концерта стали оттаивать. Мы старались их отвлечь, даже рассмешить. В таких поездках действительно оставляешь сердце. Потом мы выступали в госпитале в Смоленске, где лечатся наши ребята. Кстати, в марте снова собираемся поехать в госпиталь.

— Не секрет, что сегодня среди людей искусства немало тех, кто считает, что все, что происходит на Украине, в Курской области, их не касается. Они тихо ждут, когда закончится война и жизнь станет прежней. Как Вы относитесь к такой позиции?

— Отрицательно. Крайне отрицательно. Не должно быть равнодушных людей, тем более среди артистов. Я не могу этого понять и считаю, что если ты можешь помочь, то должен это сделать. Я не говорю только о финансовой помощи. Но хотя бы добрым словом — песней или стихами. Ирминцы рассказывали нам, что к ним из известных артистов, кроме Юли Зыковой, Андрея Чубченко и Екатерины Лисовой никто не приезжает. Ездят в Луганск: там безопаснее и сцены больше. А может быть, сегодня искусство гораздо нужнее в таких полуразрушенных городах, как Ирмино, где люди потеряли не только своих близких, но и свои дома.

— На страничке «ВК» Дворца есть такая запись: «Можно спорить о том, что является самым важным для артиста: вдохновение, самореализация, финансовая выгода… Мы же убеждены: самое важное для артиста — благодарный зритель. Без него наш труд теряет всякий смысл». А что такое благодарный зритель для Вас?

— Благодарный зритель — это тот, кто не позволит себе встать и выйти из зала во время выступления артиста. Кто благодарит тебя хотя бы просто аплодисментами. Кто не пишет гадостей в соцсетях. Ведь у каждого артиста — профессионального или самодеятельного — могут быть промахи. Благодарный зритель — это тот, кто не уколет тебя за ошибку, а поддержит.

— В основном мы видим Вас на сцене в нарядных платьях и с микрофоном в руках. Однако Вам не чужды и «характерные роли». Например, в прошлом году весь «Рыжий день» Вы провели в качестве клоунессы. Обычно женщины хотят быть красивыми и боятся выглядеть смешными. А Вы этого не боитесь?

— Наоборот, мне нравится быть смешной. Даже когда я провожу свадьбы, юбилеи, то стараюсь шутить над собой и вовлекать в этот процесс гостей. Когда ты не просто отрабатываешь свой гонорар, а хочешь создать для людей праздник и при этом не боишься быть смешным и веселым, по-моему, это здорово. Я благодарна Раисе Ивановне Марченковой, которая разглядела во мне способности к этой деятельности, дала мне азы работы. Я помню первую свадьбу, которую провела, а потом пришла домой и расплакалась, потому что была очень недовольна собой. До сих пор помню конкурс, который, как мне тогда показалось, не удался. Но потом решила попробовать еще раз. Постепенно появился опыт, уверенность в себе. И сейчас во время мероприятия мне не нужен планшет или блокнот. Сценарий в голове, и это в основном импровизация.

— Еще одна важная сторона Вашей жизни связана со школой. Есть ли что-то общее в работе учителя и артиста?

— Много общего. Учителю на уроке или классному руководителю часто приходится играть ту или иную роль. Здесь тоже требуется артистизм. Я могу и пошутить с ребятами, и поругать их, но так, чтобы не обидеть. Я надеюсь, что мои ученики станут достойными людьми. Это, может быть, даже важнее, чем просто хорошая учеба. 

То, что я пою на сцене, очень помогает мне как учителю музыки. И как педагог-организатор я разрабатываю и провожу различные мероприятия, участвую вместе с детьми в городских, районных мероприятиях. К сожалению, сейчас большая их часть проходит в онлайн-формате, что очень меня раздражает. Как и то, что в воспитательной работе сейчас многое делается напоказ. Главное — сфотографировать и отчитаться. Система воспитания дала трещину, и реальных дел, которые действительно воспитывают, развивают ребенка, мало. Вот, например, мы в нашей школе регулярно собираем корм, медикаменты для животных и отвозим их в приют. И обязательно берем с собой детей, чтобы они видели глаза брошенных животных. Я не могу пройти мимо людской жестокости — у меня дома живет собака, которую мы спасли от живодера, и два кота из приюта. А почему бы не провести в нашем городе акцию, в ходе которой люди могли бы забрать питомцев приюта себе домой. Думаю, от этого было бы больше пользы, чем от множества формальных мероприятий. 

— Если позволите, мы закончим наше интервью небольшой анкетой. Короткий вопрос — короткий ответ.

Самые важные люди в Вашей жизни?

— Дети и мама.

— Главное событие 2024 года?

— Рождение внучки.

— Любимый праздник?

— Новый год.

— Любимая песня?

— «Джулия» группы «A’Studio».

— Любимый вид отдыха? 

— Работа в огороде.

— Кошки или собаки?

— Кошки.

— Чай или кофе?

— Кофе.

— Чем Вы гордитесь на данном этапе жизни?

— Наверное, тем, что за прожитые годы я построила дом на земле моих предков. И сына вырастила, и деревья посадила. То есть, все, что нужно сделать в жизни, я успела. И еще я горжусь тем, что старалась дать людям праздник и вкладывала в это свою душу. 

Беседовала Татьяна Филимонова