Предупреждён — значит вооружён

В 2024 году в Смоленской области было зарегистрировано 3397 случаев мошенничества и краж, совершенных с использованием информационных технологий. Об этом сообщили в Смоленском отделении Банка России на встрече с участием представителей УМВД России по региону. При этом в области, как и в целом по стране, преобладали типы мошеннических атак с использованием телефонной связи и методов психологического воздействия на человека. Да что далеко ходить, по данным МО МВД России «Ярцевский», не далее как 25 января текущего года доверчивый ярцевчанин перевел на неустановленный расчетный счет 600 тысяч рублей.

Хотя «классическая» схема со звонками от якобы попавших в беду родственников по-прежнему в ходу, преступники постоянно изобретают новые способы отъема денег у граждан.

Следуя принципу «предупрежден — значит вооружен», «Вести Привопья» решили рассказать своим читателям о некоторых схемах телефонных мошенников.

 Пройдите диспансеризацию

Минздрав призывает россиян быть бдительнее при записи на диспансеризацию или профосмотр.

Мошенники предлагают бесплатно пройти флюорографию, медосмотр или оформить электронную запись к врачу, но при этом просят назвать те или иные личные данные или код из СМС, который они же сами и присылают. 

Кстати, напоминаем, что в настоящее время сотрудники Ярцевской ЦРБ обзванивают горожан и приглашают их на диспансеризацию, в том числе и повторную. При этом они не пытаются получить никаких дополнительных данных: ни номера и серии паспорта, ни СНИЛС, ни данных банковских карт, кодов из СМС, не предлагают записать на прием по электронной очереди. Если звонящий пытается получить такую информацию, сразу кладите трубку.

Также вас должен насторожить звонок из клиники, в которой вы раньше не обслуживались.

 Внимание: дети

Правоохранительные органы предупреждают о массовых случаях обмана детей через игры и звонки.

Схема первая: мошенники звонят ребенку, представляются сотрудниками полиции, службы безопасности или других организаций и сообщают о «чрезвычайной ситуации». Например, утверждают, что родителям угрожает опасность, и требуют срочно перевести деньги или взять наличные из тайника в квартире и передать курьеру.

Схема вторая: мошенники звонят ребенку, представляются друзьями и знакомыми родителей и от их имени просят сообщить код с банковской карты родителей. 

Схема третья заключается в обмане детей через онлайн-игры: злоумышленники обещают призы и выигрыши в онлайн-играх, но, чтобы получить «приз», просят ввести данные банковской карты родителей. Родителям при этом, разумеется, нельзя ничего говорить.

Есть и такой вариант. Во многих онлайн-играх есть своя игровая валюта. Мошенники обещают зачислить ее на счет ребенка, а для этого опять-таки просят ввести данные банковской карты родителей.

Схема четвертая: мошенники под предлогом защиты или помощи убеждают ребенка установить те или программы и в итоге получают контроль над смартфоном родителей и их банковскими приложениями.

Чтобы оградить детей от подобных мошеннических схем, объясните ребенку, что  нельзя никому передавать данные карты или устанавливать какие-либо приложения. Научите ребенка не отмечать на вызовы с незнакомых номеров. Установите родительский контроль, настроив ограничение доступа на мобильных устройствах ребенка. А если у ребенка есть своя банковская карта, подключитеуведомления в онлайн-банке и контролируйте транзакции ребенка. А главное, почаще интересуйтесь жизнью своего ребенка: с кем он общается (в том числе по телефону), в какие онлайн-игры играет.

 «Спасибо за помощь ВСУ»

Новый способ кражи денег у россиян придумали украинские мошенники. Схема выглядит так: человек получает денежный перевод на небольшую сумму. В комментарии к нему идет фраза «за помощь ВСУ», а затем человека начинают шантажировать тем, что пошлют соответствующий скриншот в ФСБ.

Ниже вы видите реальный пример подобного мошенничества.

Это не первая подобная схема. Людям на почту или в мессенджер приходит письмо от якобы «представителя» ФСБ, Следственного комитета, МВД или прокуратуры. К письму прилагается «скан» постановления о возбуждении против получателя уголовного дела в связи с дискредитацией российской армии, распространением заведомо ложной информации, финансированием ВСУ. «Протокол» выглядит очень правдоподобно. Далее следует предложение «решить вопрос» за определенную сумму.

 Вас выбрали в присяжные

Через электронную почту или мессенджер гражданин получает сообщение, что его вызывают для участия в судебном разбирательстве в качестве присяжного заседателя. За неявку грозят административной и уголовной ответственностью. Если же гражданин хочет отказаться от обязанностей присяжного, ему предлагают перейти по ссылкам и указать причины неявки. Переход по ссылке открывает мошенникам доступ к паролям от различных приложений, включая банковские.

Более старый вариант этой же схемы: мошенники пишут гражданам от имени сотрудников силовых структур и направляют им якобы вызовы в правоохранительные или налоговые органы в связи с подозрением в соучастии в преступлении. К таким «вызовам» прикрепляют активные ссылки. Далее — по схеме.

 Мессендж от босса

В последние месяцы распространилась еще одна мошенническая схема, от которой пострадало и несколько ярцевчан.

Развод выглядит так. Представьте себе, что Вы получаете сообщения в одном из популярных мессенджеров, например, в «Телеграм», от имени Вашего непосредственного начальника или руководителя всей организации. Он предупреждает, что в компании развивается неприятная ситуация, предупреждает, что Вам будут звонить из «компетентных органов» (полиция, СК, ФСБ), которым Вы должны оказать содействие и, разумеется, держать все в тайне. Затем раздается звонок, вы берете трубку и далее — по схеме.

Причем современные технологии позволяют генерировать голос любого человека, так что Вы можете получить и речевое сообщение от «босса».

Как вариант, фальшивый руководитель или «коллега» могут попросить у Вас денег «на пару часов». Разве Вы откажете?

Что делать в этой ситуации? Звонить руководителю и выяснять, от него ли Вы получили сомнительное сообщение.

 На всякого мудреца довольно простоты

Многие из тех, кто стал жертвой мошенников, знали о возможных схемах обмана: видели по телевизору, читали в газетах и были уверены, что не попадутся на «развод». Тем не менее, зачастую достаточно фразы «это служба безопасности банка»,  и люди мчатся снимать все свои сбережения, брать огромные кредиты, а потом своими руками дарят всю сумму мошенникам. Как правило, потом жертва мошенников говорит, что не осознавала, что делала, была словно под гипнозом.

Если верить опросу, проведенному одним из российских банков, меньше 1% россиян могут устоять перед уловками телефонных мошенников, представляющихся сотрудниками банка или правоохранительных органов. 54% опрошенных готовы назвать посторонним привязанный к карте номер мобильного телефона. Больше трети согласны сообщить срок действия банковской карты; около 10% — подтверждающий код из СМС; 9% согласны раскрыть третьим лицам CVV/CSC-код с обратной стороны карты, а 7% респондентов — код доступа в мобильное приложение.

Не надо думать, что в зоне риска только пенсионеры и дети. Жертвами мошенников становятся артисты и министры, студенты и профессора, крупные чиновники и даже полицейские.

Не считайте, что по ту сторону телефонной трубки сидят простые аферисты. Телефонные преступники — это чаще всего организации, которые  постоянно обновляют методы обмана и нанимают профессиональных психологов, которые натаскивают их на разговоры с людьми. Уровень психологической подготовки среднего мошенника в разы выше, чем среднего гражданина, которому звонят.

Какие же уловки используют мошенники, чтобы достичь своей преступной цели? 

Во-первых, создают стрессовую ситуацию, чтобы вывести человека из спокойного состояния. Для этого проще всего напугать потенциальную жертву, поэтому мошенники представляются сотрудниками полиции, ФСБ, следственного комитета и т.п. и применяют в разговоре давление, напор или, наоборот, выбирают ласковый и заботливый тон. Или звонят в разгар рабочего дня, когда  наши мысли заняты решением производственных задач, а время поджимает.

Во-вторых, не дают возможности остановиться и подумать. Мошенники передают жертву из рук в руки, держат «на телефоне» по нескольку часов, а то и дней, требуют от человека немедленного принятия решений. Например, нужно прямо сейчас сообщить какой-то код, так как кто-то пытается перевести деньги со счета.

В-третьих, требуют секретности, угрожая различными карами в случае ее нарушения.

 Как противостоять мошенникам?

Кладите трубку сразу, не вдаваясь в объяснения.

Самое верное средство — вообще не отвечать на звонки с незнакомых номеров, но это не всегда возможно. Поэтому психологи советуют продумать тактику своего поведения заранее: что вы будете делать, если вам позвонит «родственник, попавший в беду», «майор полиции», «сотрудник службы безопасности банка». Например, вы сразу же прекратите разговор.

Если вы уже вступили в разговор, запомните фразы-маркеры, после которых нужно сразу прекратить разговор: «на ваше имя оформлена заявка на кредит»; «специальный или безопасный счет»; «идут следственные действия, помогите задержать мошенников и не разглашайте информацию»; «ваши деньги пытаются похитить, зафиксирована подозрительная операция»; «истекает срок действия сим-карты»; «продиктуйте код из СМС-сообщения», «с Вами разговаривает майор ФСБ» (следователь, полицейский и т.п.), «никому не сообщайте о разговоре».

Возьмите паузу

В любых ситуациях, когда на вас оказывают давление и торопят, возьмите паузу, чтобы успокоиться и не поддаваться эмоциям. Задавайте дополнительные вопросы, выясняйте подробности, которые известны только вам и вашим близким. 

Позвоните родственникам, друзьям, коллегам, расскажите о случившемся и не впадайте в панику, если Вам не ответили сразу.  Если звонок поступил якобы от государственных структур, положите трубку и перезвоните сами, но не по тому же номеру, а по номеру, указанному на официальном сайте.

Установите самозапрет на оформление кредитов

Уже с 1 марта 2025 года любой гражданин сможет установить запрет банкам и микрофинансовым организациям на оформление кредитов и займов на его имя. Сделать это можно будет через портал Госуслуг. Самозапрет будет распространяться на потребительские кредиты и           займы. После активации запрета, если кредиторы осуществят выдачу денег, то требовать погашения кредита или займа они не смогут. 

Никому и ни под каким предлогом не сообщайте три цифры на оборотной стороне банковской карты и коды из СМС, присылаемых онлайн-банком.

Продолжение следует.

Полосу подготовила Татьяна Филимонова 

                                                                                                         по материалам открытых источников