11 октября в Ярцевском историко-краеведческом музее открылась выставка «Живописная Смоленщина», посвященная 85-летию Смоленской региональной организации Союза художников России. Образ Смоленска (а экспозиция представлена в основном пейзажами, изображающими узнаваемые и близкие многим смолянам уголки областного центра) отражен здесь в работах двадцати художников, каждый из которых любит и по-своему видит и чувствует этот город.
Выставка носит характер передвижной. До Ярцева она побывала в Дорогобуже, Рославле и Вязьме, а по завершении работы в нашем городе поедет в Сафоново.
Руководит художественным проектом «Живописная Смоленщина» член молодежного объединения Союза художников России Георгий Моисеенков.
Сейчас Георгий завершает обучение в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина и через несколько месяцев получит диплом искусствоведа, а кроме того, он читает лекции по современному искусству студентам СмолГУ.
Кстати, работ самого Георгия Моисеенкова на выставке мы не увидим: молодому художнику ближе постимпрессионизм, реди-мейд (один из приемов художественного авангардизма) и вообще современное искусство, чем сентиментально-ностальгическое искусство, связанное с архитектурой города. Тем не менее Георгий согласился ответить на вопросы газеты «Вести Привопья» и провести небольшую заочную экскурсию для наших читателей.
— Георгий Олегович, по какому принципу отбирались работы для выставки?
— В Смоленске есть определенное количество художников — это и коренные смоляне, и приезжие, — которые специализируются в области пейзажа и стабильно работают в этом жанре. В проекте нам хотелось раскрыть всю палитру города, представив кисти разных художников. А второй критерий, по которому отбирались картины, можно охарактеризовать словами «и стар, и млад». Мы стремились показать мастерство и размах опытных профессиональных художников, которые проявили себя в Смоленске как мэтры, на которых можно равняться. Но нас интересовали и молодые авторы, только начинающие свой путь. Выставка дает им возможность по-новому увидеть свои работы в сравнении с картинами состоявшихся художников. Представлена здесь и прослойка не очень молодых по возрасту, но ищущих художников. То есть, мы старались отобрать работы и по градации возраста, и по уникальным живописным способностям художников.
— Давайте остановимся на некоторых представленных на выставке работах. Например, обращает на себя внимание картина Игоря Солдатенкова «Воспоминания о детстве»: пейзаж с видом на Смоленскую крепостную стену, а в центре — портрет, причем в рамке. Получается такая картина в картине.
— В центре действительно представлен автопортрет художника. А картина — это своего рода ретроспектива его жизни: люди и события, с которыми она ассоциируется. Многие смоляне, и я в том числе, в детстве и молодости ходили к крепостной стене, где можно было прогуливаться и проводить время. Поэтому смоленский кремль является местом не только исторического, но и культурного значения. Это место значимо и для художников, и вообще для людей искусства. Сейчас доступ к крепостной стене ограничен, но осталась ностальгия по возможности взаимодействовать с этим архитектурным памятником.
— Многие посетители выставки подолгу стоят у работы Александра Зорина «Филармония». Привлекает не только манера письма, но и «вытянутый» горизонтальный формат картины.
— Это этюд (картон, масло), выполненный на пленэре. Выйдя на пленэр с двумя плоскостями, двумя картонками, возможно, художник планировал реализовать свой замысел в двух этюдах, но, видимо, его взгляд уловил какую-то архитектурную динамику в здании филармонии в это время года.
Вообще есть два варианта формата, которые используются пейзажистами: вертикальный и горизонтальный, и для русского менталитета горизонтальный формат ближе и часто более актуален. Если можно провести такую аналогию, страна у нас большая, и, передвигаясь по ней, например, на поезде, мы видим огромные просторы, панораму сменяющих друг друга лесов, полей, рек и озер. Может быть, поэтому для русского человека гораздо естественнее горизонтальный формат, который не требует такой жесткости, как вертикальный. Художник Александр Зорин смог поймать нужный миг — услышать музыку архитектуры и передать ее в своей достаточно смелой манере.
— Картины очень разнообразны по цветовому решению. Есть яркие, очень активные пейзажи, такие, например, как «Дом художника» Светослава Арайса или «Старый джип» Сергея Богомолова. А есть «Сумерки» Валентина Кожевникова, написанные в болотных тонах, где едва читаются размытые очертания деревьев и зданий. То же можно сказать и о пейзажах. Очень по-разному «звучат», скажем, «Красные пионы» Веры Козиковой и «Натюрморт с костром» Геннадия Русецкого.
— Председатель молодежного объединения Союза художников Геннадий Борисович Русецкий — прекрасный, очень тонкий живописец. Его работы могут являться хорошим примером для учеников художественных школ, училищ и студентов худграфа. «Натюрморт с костром» представляет собой природную идиллию, в которой мы видим тонкое тональное и выдающееся цветовое и композиционное решение. Это работа мастера, на которого можно равняться.
— В то же время невозможно пройти мимо «Натюрморта с Филимоновской игрушкой» Геннадия Намеровского: при всей простоте сюжета завораживает это сочетание красного и белого. Хочется рассматривать и находить все новые оттенки этих цветов.
— В этой работе мы видим, скорее, не трансляцию духа Смоленска, а разработку внутренней составляющей города и ее разбор. И, конечно, отражение личного переживания художника, его живописные искания. Интересно выглядят открытые авангардные цвета, и при этом имеет место некий схематизм. В целом картина отличается хорошей пластикой, интересным композиционным решением.
— Есть ли на выставке работы, которые особенно близки лично Вам?
— Я стараюсь быть непредвзятым, и каких-то фаворитов среди работ у меня нет. И я этому даже рад, потому что какие-то личные предпочтения, некий фаворитизм ослепляет и не дает увидеть другой художественный язык. Своему «фавориту» ты невольно отдаешь предпочтение и все внимание, а хочется видеть визуальный язык, который используют разные художники. В этом плане даже не так существенна школа художника, его владение ремеслом: у кого-то школа, может быть, лучше, у кого-то немного хуже. Но это не влияет на психологическую передачу, умение отражать на холсте эмоции. Например, ремесленные способности Ван Гога явно отстают от ремесленных способностей Перова или Шишкина. Но при этом уровень психологизма Ван Гога гораздо выше или, по крайней мере, не уступает этим художникам. А о работах Сезанна прекрасно писал Хемингуэй: он сравнивал его с писателем и говорил, что сам стремился работать с текстом, как Сезанн работал с холстом и красками. За кажущейся простотой Сезанна скрывается уникальнейший психологизм и очень глубокий труд с точки зрения грамотности расположения планов, фонов, цветовой грамотности и так далее.
— В чем, на Ваш взгляд, важность передвижных выставок?
— В любом регионе есть город, который является для него своего рода центральной артерией. Конечно, мы сегодня живем в глобальном мире и можем равняться на любого из знаменитых художников: хоть на Марселя Дюшана, хоть на Йозефа Бойса. Тем не менее и в своем регионе тоже должны быть какие-то эталонные вещи, какие-то мастера, которые могут привлечь внимание и заинтересовать молодое поколение. Для провинциальных художников, талант которых я не принижаю, это возможность увидеть другую художественную школу. В то же время для людей старшего поколения наша выставка — это возможность посмотреть на места, с которыми, возможно, была связана их молодость, заметить, как Смоленск преображался со временем, и как это увидел тот или иной художник.
«Живописная Смоленщина» — это в какой-то мере просвещенческий проект, отражающий художественный образ города глазами того или иного художника. Соответственно каждый человек может посмотреть работы и сравнить, переживает ли он этот город так же, как художник, или испытывает по отношению к нему другие чувства.
— Коль скоро выставка организована региональным отделением Союза художников, нет ли в его планах проведения подобных передвижных выставок в дальнейшем?
— Я думаю, со временем можно будет повторить этот проект, но уже в каком-то другом варианте. Передвижные выставки хороши тем, что дают возможность выставлять не только маститых авторов, но и состоявшиеся работы молодых художников. Поэтому следующую передвижную выставку можно посвятить творчеству именно молодых художников. Или представить, например, две работы одного и того же автора, но созданные в разные периоды его творчества. Это позволило бы увидеть, как развивается художник. Надеюсь, что подобные выставки будут интересны зрителям Смоленской области.
От автора
Передвижная выставка смоленских художников «Живописная Смоленщина», безусловно, является событием в культурной жизни нашего региона. Тем более она может быть интересна жителям районных городов, не избалованных возможностью увидеть работы профессионалов практически в шаговой доступности от дома. Так что у всех, кто любит живопись, есть возможность посетить выставку в течение еще двух недель.
Беседовала Татьяна Филимонова