Молодые учителя: разговоры у школьной доски

Да простят меня педагоги, чей профессиональный стаж измеряется не одним десятилетием  (вашу благородную миссию, ваш ежедневный  труд невозможно переоценить), но  героями этой статьи будут молодые, те, кто еще в самом начале пути. Ведь именно они приходят на смену маститым мастерам, и от них во многом зависит, каким будет российское образование завтра.

…В школах любят молодых учителей. Дети — за то, что те в силу возраста еще не забыли собственного школьного прошлого, а потому лучше понимают учеников, свободно разбираются в современных технологиях, не пугаются подросткового сленга, зачастую слушают ту же, что и старшеклассники, музыку и подписаны на тех же звезд интернета. 

А опытные взрослые учителя, глядя на юных коллег, вспоминают собственную молодость, свои «высокие порывы» и благородные устремления, не все из которых, увы, удается пронести сквозь годы и десятилетия тяжелого и не всегда благодарного труда.

 Динамика положительная

В этом году в Ярцевском районе работает 21 педагог в возрасте до 35 лет. Для сравнения, годом раньше их было всего около пяти человек. Так что положительная динамика на лицо. 

— Очень радует, что в этом году в коллективах образовательных организаций нашего района появляются новые молодые педагоги, причем речь идет не только о школах, но и о дошкольных учреждениях, — говорит и.о. председателя комитета по образованию и молодежной политике Ирина Кузнецова. — Среди них есть молодые люди, которые только в этом году окончили университет или педколледж, а также те, кто пытался найти себя в какой-то другой профессиональной сфере, но все-таки вернулся к педагогической деятельности. Причем энергичные молодые девушки пришли не только на должности школьных учителей и воспитателей в детских садах, но и на должности педагогов-организаторов и советников по воспитанию. Они заражают своим энтузиазмом и задором детей, и ребята идут за ними. Сегодня серьезного дефицита кадров у нас нет. Все школы укомплектованы педагогами, и мы стараемся создавать все условия, чтобы они оставались в школах.

Тем не менее говорить о том, что проблема дефицита учителей в Ярцеве полностью решена, преждевременно. У нас есть потребность в учителях физики, информатики, математики, английского языка.

Изменить ситуацию к лучшему помогает целевое обучение, и эта практика существует в районе уже несколько лет. Так, в этом году по договорам о целевом обучении в район должны были вернуться два учителя английского и немецкого языков. Но одна из девушек вышла замуж за военнослужащего и уехала из региона — в соответствии с законодательством действие договора с ней приостановлено на один год. А вторая молодая учительница уже приступила к работе в средней школе №10.

В этом году Администрацией Ярцевского района заключено с выпускниками школ 14 договоров о целевом обучении: четыре из них — о получении высшего педагогического образования и 10 — о получении среднего профессионального образования. С 1 сентября ребята приступили к обучению в СмолГУ и Смоленском педагогическом колледже. 

— Для целевиков предусмотрены очень хорошие льготы, — продолжает рассказ Ирина Кузнецова. — Кроме гарантированного трудоустройства в одной из школ Ярцевского района по окончании обучения, студенту-целевику предоставляются меры социальной поддержки со стороны заказчика, то есть Администрации района. Это ежемесячная денежная выплата, то есть, по сути, дополнительная стипендия. Для студентов педагогических колледжей, а также студентов вузов с первого по третий курс обучения предусмотрена выплата в размере три тысячи рублей ежемесячно. Студенты четвертого и пятого курсов (если пятый курс не является выпускным) получают четыре тысячи рублей. И студенты выпускного курса — пять тысяч рублей ежемесячно. 

Кроме этого, студенты-целевики получают компенсацию оплаты за общежитие. Молодые специалисты, которые завершили обучение по целевому направлению и трудоустроились в школу, в первые пять лет получают на местах работы дополнительную стимулирующую денежную надбавку к зарплате. Также такому молодому специалисту при отсутствии на территории Ярцевского района жилого помещения в собственности или найме по возможности предоставляется жилье или компенсация за наем жилья в сумме до 10 тысяч рублей ежемесячно. 

Впервые в этом году Ярцевский район участвует и в региональном проекте «Земский учитель», реализуемом в Смоленской области с 2023 года.

— Первоначально заявку на участие в проекте подавала средняя школа № 8, которая нуждается в учителе английского языка, — рассказывает Ирина Викторовна. — Но в последний момент кандидат на эту должность снял свою кандидатуру. Тогда по рекомендации Министерства образования и науки Смоленской области мы подали другую заявку — на учителя английского языка для средней школы №7. Педагог, выигравший конкурс, уже приступил к работе в седьмой школе. 

Формат статьи не позволяет рассказать обо всех молодых педагогах района, поэтому сегодня «Вести Привопья» знакомят читателей только с тремя симпатичными учительницами, которые достойно представляют педагогическую молодежь района.

 Светлана Мамченкова:  «Пробовать надо обязательно»

Как-то так получилось на этот раз, что каждая из моих молодых собеседниц в какой-то момент разговора признавалась, что не очень-то стремилась по окончании вуза или колледжа оказаться у школьной доски. Это никак не должно смущать читателя или снижать его мнение о девушках: я, например, знаю многих прекрасных учителей с большим стажем (успешных и, безусловно, состоявшихся в профессии), испытывавших в момент получения диплома то же смятение чувств.

Поэтому я совсем не удивилась, услышав от Светланы Мамченковой, учителя начальных классов из второй средней школы, такое признание:

— Я не мечтала работать учителем, хотя еще в школьные годы вокруг меня всегда были малыши — где начальные классы, там и я. 

Так что педагоги Репинской основной школы, где училась Светлана, советовали девушке поступать в педагогический. Правда, у нее на тот момент была другая мечта: после Смоленского педагогического колледжа она планировала пройти переподготовку и работать в комиссии по делам несовершеннолетних. 

— Но, когда я впервые вышла на педагогическую практику к детям, увидела их глаза, почувствовала, как они тянутся ко мне, начала давать свои первые уроки, поняла, что школа — это мое, — рассказывает Светлана Мамченкова. — Дети делятся своей энергией, и я заряжаюсь ею. Каждый ребенок имеет свою индивидуальность, и я развиваюсь вместе с ним. Это очень интересно.

Вот уже второй год Светлана Сергеевна работает учителем начальных классов во второй средней школе, причем в одном из коррекционных классов: несколько лет назад здесь открылся первый класс для детей с особенностями развития, а сейчас работает полная вертикаль начальных коррекционных классов — с первого по четвертый.

Работа с «особенными» детьми — не самый простой труд, и молодежь обычно неохотно идет в такие классы. Но Светлана Сергеевна сделала свой выбор осознанно и получила специальное образование. 

— Еще когда я сама училась в школе, мне было очень жалко таких детей, хотелось им помочь, — вспоминает Светлана. — Поэтому в колледже я выбрала специальность «Коррекционная педагогика и начальное образование». А сейчас учусь в СмолГУ на психолого-педагогическом факультете по  специальности «Логопед-дефектолог».

Но теория — это одно, а практика подчас совсем другое. Поначалу сложно было понять, как работать с этими детьми, найти к ним подход. Так что в школе, как и всем молодым специалистам, начинающему педагогу пришлось «доучиваться». Помогают коллеги: всегда готова прийти на помощь наставница Юлия Викторовна Хмелькова, опытный учитель коррекционных классов, да и другие учителя и администрация не оставляют без внимания.

— Первый год было очень тяжело, и некоторые мои коллеги думали, что я не выдержу и двух недель, но я не ушла, — рассказывает учительница. — Дети очень разные, с различными диагнозами. Плюс к этому особая адаптированная программа. Но самым сложным было «отодвинуть» на задний план свою мягкость, не поддаваться стремлению немедленно броситься на помощь, если у ученика что-то не получается. Ведь это неправильно: ребенок должен сам справиться с заданием. В этом году уже намного проще.

Для двадцатиоднолетней Светланы Мамченковой это первый ее класс. А свой первый класс каждый учитель помнит всю жизнь. У нашей же юной собеседницы прошлогодние впечатления еще совсем свежи.

— Первого сентября прошлого года я, как и мои ученики, пришла первый раз в первый класс, — вспоминает Светлана Сергеевна. — Я тогда очень волновалась, не знала, каких детей увижу. Но полюбила детей, и они меня полюбили.

Не менее волнующим моментом первых школьных дней стало и родительское собрание. Родители первоклассников немного настороженно приняли Светлану, ведь по внешности ее легко можно было спутать с ученицей старших классов.  Но со временем все стало на свои места.

— У меня с родителями учеников очень хорошие отношения,— рассказывает учительница. — Они доверяют мне, а я — им. 

Один год — срок, конечно, очень малый для постижения сути учительского труда. Но достаточный, чтобы понять разницу между ожиданиями, мечтами и действительностью. К счастью, разочарования не произошло.

— Я не жалею, что выбрала эту профессию и этот класс, — говорит Светлана. — Это очень интересно. Каждый день ты узнаешь что-то новое, осваиваешь новые методы и приемы работы.

Сегодня выпускники педагогических вузов далеко не рвутся в школу, но Светлана считает, что пробовать обязательно нужно:

— Не попробуешь — не узнаешь. (С такой мыслью я и шла в коррекционный класс). Не попробуешь — будешь жалеть. А твое это или нет, станет ясно очень быстро, буквально в первый месяц. Я попробовала и не пожалела. 

 Дарья Гущина: «Главное — любовь к детям»

Когда в 2021 году учитель русского языка и литературы средней школы №1 Дарья Гущина завершала обучение в Смоленском государственном университете, предстоящая работа представлялась ей настолько сложной, что девушка не решилась пойти в школу. 

— Есть такое утверждение: чем больше ты узнаёшь, тем больше кажется, что ничего не знаешь. В моей ситуации было точно так же, — вспоминает Дарья Викторовна. — Поэтому вначале я стала работать воспитателем в детском саду, но через полгода поняла, что там совершенно особенная специфика, и я не смогу реализовать себя так, как в школе. Как раз в это время Ирина Леонидовна (директор средней школы №1 И.Л. Саленкова — ред.) сообщила, что есть место в первой школе, и с нового учебного года я начала работать учителем русского языка и литературы. И довольно скоро поняла, что я на своем месте.

Месяц назад для Дарьи Гущиной начался ее третий учебный год в статусе учителя. А первый год, как и для всех начинающих, был, конечно, очень непростым.

— Знания, которые я вынесла из университета, — это только знания, а практическая работа — совсем другое, — рассказывает учительница. —  Конечно, я проходила педагогическую практику во время учебы, но это не дает полного представления о том, что тебя ждет. Поначалу проверка тетрадей и оформление всей необходимой документации отнимали столько времени, что казалось, что я ничего не успеваю и ни с чем не справляюсь. На второй год стало уже легче. 

Сейчас Дарья ведет русский язык и литературу в пятом, седьмом и восьмом классах — нагрузка в 21 час по нынешним меркам небольшая. Но на отдых времени остается все-таки мало: бОльшая его часть уходит на проверку тетрадей — извечный бич учителей-русистов.

Кроме этого, Дарья Викторовна еще и классный руководитель в восьмом классе. Контроль успеваемости и поведения, постоянный контакт с родителями, внеурочные мероприятия, экскурсии и поездки — все это составляющие ежедневной работы педагога. Вот, например, совсем недавно группа ребят из 8 «В» со своим классным руководителем побывала в Москве.

Каждый учитель знает, что восьмой и девятый классы — самые сложные в школе: процесс взросления является очень болезненным для ребенка и непростым для родителей и педагогов. Как найти общий язык с подростками?

— Наверное, слушать их, — отвечает на этот вопрос Дарья Гущина. — Многие подростки закрываются в себе и в то же время стараются обратить на себя внимание с помощью агрессии и плохого поведения. Но, если посадить ребенка перед собой и постараться откровенно поговорить с ним, он откроется. Мне кажется, это самое важное — важнее оценок. И хочется думать, что мне удалось выстроить доброжелательные отношения с детьми, найти с ними общий язык.

Как правило, ученики отчетливо видят все ошибки и промахи своих наставников и не прощают им несправедливости и равнодушия. Но, став взрослыми и оказавшись по другую сторону учительского стола, многие теряют способность видеть себя глазами детей и оценивать ситуацию с их позиции. И хорошо, если учителю удается сохранить такую способность. 

— Одно я знаю точно: неправильно, когда учитель предвзято относится к ученику, — размышляет Дарья Гущина. — Если у учителя сформировалось какое-то определенное мнение о ребенке, то его очень трудно изменить. Неправильно, когда на оценку по предмету влияет поведение ученика вне урока или разговоры, которые мы слышим на переменах. Недопустимо некорректно выражаться в адрес ученика или его семьи. Я стараюсь избегать этих ошибок и подходить к каждому ребенку индивидуально, входить в его положение и давать возможность исправиться.

Общение с детьми Дарья Викторовна вообще считает самым интересным в работе учителя. 

— Если ты любишь детей и готов с ними взаимодействовать, то все трудности будут меркнуть и уменьшаться. Главное — любовь к детям, а остальное приложится, — уверена молодая учительница.

 Ангелина Демченко:  «Быть детям другом»

Педагог-организатор и учитель русского языка и литературы средней школы №4 Ангелина Демченко живет в нашем городе совсем недавно. В Ярцево она переехала некоторое время назад с мужем, кадровым военным, который с самого начала специальной военной операции находится в зоне боевых действий.

После окончания Смоленского педагогического колледжа Ангелина Александровна два года отработала учителем начальных классов в Катынской средней школе Смоленского района, а в дальнейшем планирует получить высшее педагогическое образование в университете.

Кстати, Ангелина — уже третий педагог в семье. Ее мама и старшая сестра работают воспитателями в детском садике, и, когда Ангелина собралась в педагогический, родные поддержали этот выбор. Впрочем, не только семейная династия повлияла на выбор Ангелиной профессии. У нее была прекрасная первая учительница: добрая, улыбчивая, всегда готовая поддержать, умевшая вовремя и похвалить, и поругать.

— Еще когда я училась в начальной школе, очень хотела стать учителем, — признается Ангелина. — Думаю, это желание сохранилось благодаря образу моего учителя, и решение я приняла, вспоминая его самые яркие качества, которые меня «зацепили» еще в детстве. И я стараюсь идти в этом направлении: относиться к детям с пониманием, быть внимательной и доброжелательной. Как и моя учительница, я стараюсь быть детям другом и подавать им пример.

Несмотря на небольшой профессиональный стаж, девушке уже приходилось сталкиваться с проблемами и трудностями, и ей даже удалось найти действенный способ, как с ними справляться.

— На прежнем месте работы у меня уже был трудный период, когда не хотелось идти в школу, и я думала об увольнении, — рассказывает Ангелина. — Но как только я входила в класс, это желание сразу же пропадало. Наверное, нужно понимать, что на любой работе не избежать трудностей, и хорошо помнить, зачем ты пришел именно в эту профессию.

Хотя в четвертой средней Ангелина Александровна и ведет русский язык и литературу в пятом классе, основная ее должность — педагог дополнительного образования, а значит, в сфере ответственности Ангелины вся внеурочная деятельность в школе.

Можно предположить, что, приглашая на эту ответственную должность молодого специалиста, руководство школы делало ставку не только на его энергичность и свежий взгляд, но и на новые идеи и проекты. И, хотя для Ангелины Александровны пока идет этап знакомства с детским и педагогическим коллективами, «с новыми идеями проблем не возникнет», уверена девушка. Например, скоро в школе пройдет «Посвящение в первоклассники», и новый педагог-организатор решила провести его в форме интерактивной игры: первоклашки должны будут пройти ряд «станций», размещенных в разных частях школы, и выполнить различные задания, тем самым раскрывая свои способности и сплачиваясь внутри классного коллектива.

Кроме креативности, желания пробовать что-то новое, к своим сильным сторонам Ангелина Демченко относит ответственность, справедливость и умение «подойти к трудной ситуации с холодной головой и не давать воли эмоциям». Тем не менее для нее, как и для любого молодого педагога, важно, как ее примут коллеги, бОльшая часть из которых к тому же значительно старше.

— Меня приняли в школе очень тепло, — делится Ангелина, — и огромное спасибо коллегам за доброжелательное отношение и за то, что они никогда не отказывают мне в помощи. Я искала этого и рада, что нашла.

Очень хочется верить, что подобную поддержку чувствуют сейчас все молодые учителя наших школ — такой кредит доверия очень важен в начале профессионального пути. 

Часто можно услышать, что если учитель не ушел из школы в первые три года, то он там навсегда или, по крайней мере, надолго. Надеемся, у наших сегодняшних героинь и других новобранцев педагогических коллективов будет именно так.

                                                                                                                                         Татьяна Филимонова