Наталья Рыжанкова: «Учитель, научись сам»

Как ни крепилось лето, как ни обманывало нас непривычным сентябрьским теплом, а природа взяла свое. Вместе с дождями, холодными ночами, заалевшими вдруг верхушками кленов пришел октябрь. А значит, на днях вся наша стана отметит День учителя. 

Говорят, сегодня в школе остались самые стойкие, самые верные.

— Мы, конечно, радуемся тому, что в педагогические коллективы вливается молодежь, — говорит и.о. председателя комитета по образованию и молодежной политике Ирина Кузнецова, — но при этом не забываем о заслугах наших опытных учителей, которые в течение долгих лет, а то и десятилетий передают свои знания детям и остаются верными школе. Они сохраняют душевную молодость и бодрость благодаря той положительной энергетике, которая наполняет любую школу. Приятно видеть, что педагоги в возрастной категории 60+ успешно владеют современными технологиями, свободно работают в электронном журнале, а в чем-то дадут фору и молодым.

Эти слова в полной мере можно отнести к учителю английского языка средней школы №9 Наталье Рыжанковой. Педагогический стаж Натальи Алексеевны приближается к сорока годам, 20 из которых она руководит районным методическим объединением учителей английского языка. Перечисление Почетных грамот и Благодарственных писем — начиная от Ярцевского  комитета по образованию и до Всероссийского педагогического собрания — заняло бы не одну страницу.

Думаем, читателям «Вестей Привопья» будет интересно ближе познакомиться с Натальей Рыжанковой.

— Наталья Алексеевна, как начиналась Ваша работа в школе?

— Я уроженка Ярцева, здесь окончила шестую среднюю школу, но учиться поехала в Белоруссию. В 1979-м я поступила на факультет английского языка Минского государственного педагогического института иностранных языков — сейчас это Минский государственный лингвистический университет. Воспоминания о том времени сохранились самые лучшие: в институте я познакомилась со своим будущим мужем, а с некоторыми однокурсниками мы до сих пор поддерживаем отношения. В 1984 году мужа распределили в один из городов  ГДР на должность военного переводчика при группе советских войск в Германии. Он служил, а я работала в школе для детей наших военных, вела английский и немецкий. Приходилось много общаться с немцами, местные школы постоянно приглашали нас на дружеские встречи. Так мы проработали два года.

— А не было желания задержаться за границей подольше? Ведь в то время в бытовом плане там было более благополучно.

— Два года для военного переводчика — это был стандартный срок. Но желания постоянно жить в Германии не было, хотелось в свою страну. Поэтому в Ярцево мы вернулись охотно, и нас с мужем взяла на работу директор только что открывшейся восьмой средней школы Нина Андреевна Григорьева. Затем я работала в новой десятой школе. Ну а последние десять лет преподаю английский в девятой средней школе. Обо всех этих трех школах могу сказать только самое хорошее: коллективы в них очень профессиональные и преданные своему делу. Вообще, на мой взгляд, сейчас в школах остались только те, кто по-настоящему предан своей работе, остальные ушли.

— С чем Вы это связываете?

— Прежде всего, с зарплатами учителей. В провинции они по-прежнему остаются низкими. Чтобы более-менее нормально зарабатывать, нужно работать не на одну ставку, а это тяжело чисто физически. Неудивительно, что молодежь в школу не рвется, а многие учителя иностранных языков предпочитают заниматься репетиторством. Ситуацию в школе нужно менять.

— Каким образом?

— Хотя бы вводить распределение для бюджетников. Об этом давно говорят, но пока ничего не меняется. Правда, в этом году в две ярцевские школы пришли молодые учительницы иностранных языков.

— Что бы еще Вы изменили?

— Еще одна серьезная проблема связана с тем, что современная образовательная программа по английскому языку не соотносится с имеющимся учебно-методическим комплексом. Идея была хорошая: создать единое образовательное пространство. Это  значит, что во всех школах страны обучение идет по одной и той же программе, и, переехав из одного региона в другой, ученик безболезненно вливается в образовательный процесс. Примерно так и было в Советском Союзе. Потом, в 90-е, школам дали «свободу» в составлении программ, и началась чехарда. Сейчас ситуацию исправляют. Но к новой программе должен прилагаться и новый учебно-методический комплекс, а чтобы создать хороший учебник, нужны годы. А пока программа не привязана ни к одному из внесенных в федеральный список учебников. В иностранном языке каждая тема — это определенный лексический и грамматический набор, и менять темы местами довольно проблематично. Опытные учителя справляются, а вот передать свой опыт им некому.

— Вы имеете в виду молодых учителей?

— Конечно. Вот придет учительница на мое место и будет нарабатывать собственный опыт с нуля. А если бы сейчас мы работали с ней параллельно, я бы могла во многом помочь, поделиться своими практическими наработками, походить на уроки. Ведь и мы в свое время набирались опыта, общаясь с другими учителями. От каждого что-то берешь, и тебя это обогащает.

— Коль скоро мы говорим об обмене опытом, каково Ваше отношение к современным образовательным технологиям, например, к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), к проектной деятельности?

— При изучении иностранного языка считаю использование ИКТ обязательным. Не проходит ни одного урока, чтобы я не использовала различные видео- и аудиоматериалы. Также очень эффективной может быть и проектная деятельность, конечно, если подходить к ней неформально, творчески. Тогда эта работа принесет практическую пользу ребенку. Проекты мы с учениками делаем, начиная с поздравительных открыток в начальной школе до больших презентаций, посвященных проблемным темам, в старших классах. Например, мои ученицы девятого класса разрабатывали проекты, связанные со сменой монархов в Великобритании. Один проект назывался «Королева Елизавета: царствовала или правила», а второй — «Новый король — новая эра в жизни Британии». Девочки сделали очень интересные наблюдения. В 11 классе ребята готовили проект, связанный с темой правильного питания. Великолепный проект был посвящен архитектуре Британии: ученик по крупицам собрал информацию об архитектуре этой страны с V по XIX век. 

— Сейчас многие учителя, стараясь быть ближе к ученикам, активно работают в соцсетях, например, размещают там авторские видеоуроки.

— Это идея неплохая, конечно, при условии, что видеоурок хорошего методического уровня. Я и сама думала попробовать себя в этой роли: опыт огромный, есть чем поделиться, но пока не хватает времени. К сожалению, бывает и так, что за подобным «творчеством» учителя ничего не стоит, кроме желания «засветиться» в Сети.

— А что Вы думаете о дистанционном обучении? Сейчас модной становится идея, что учителя со временем едва ли не полностью заменит искусственный интеллект.

— Научить человека может только человек. Традиционный урок «глаза в глаза», обаяние учителя, его внимание к каждому ученику никакой искусственный интеллект не заменит. Мы имели возможность в этом убедиться в период пандемии, когда оценки в журналах были хорошими, а реальные знания детей очень слабыми. 

— Как мотивировать школьников к изучению английского языка?

— Раньше хорошей мотивацией были зарубежные поездки. С 2005 года группы наших школьников побывали в Лондоне, Париже, Польше, Чехии, Италии, Австрии, даже в Ватикане. Кстати, там нам очень повезло: экскурсию для нас проводил известный журналист-международник, руководивший на тот момент представительством ТАСС в Италии, Алексей Михайлович Букалов. Это было необыкновенно интересно. Сейчас, когда такие поездки временно невозможны, я в шутку говорю так: надо знать язык врага. Вот в 1812 году учили французский язык — Наполеона победили. В 1941-м учили немецкий — фашистов разбили. А сейчас надо знать английский. А если серьезно, то с мотивацией хорошо помогает внеурочная работа по предмету.

— Вы около 20 лет руководите районным методическим объединением учителей английского языка. В чем Вы видите основные задачи этой работы?

— Главная задача — оказывать помощь учителям. Особенно это актуально сейчас, когда Институт развития образования уже не так активен, как это было в прежние годы. Но у нас в Ярцеве практически все учителя английского языка имеют большой опыт и охотно делятся им. Разрабатываем материалы для школьных предметных олимпиад, ежегодно участвуем в Едином методическом дне и т.д.

— У Вас огромный педагогический стаж. Что Вы вспоминаете, оглядываясь назад?

— Много было интересного. Например, раньше большое внимание уделяли формированию единого коллектива, и учителя очень активно участвовали в жизни школьников. Совместно со старшеклассниками мы проводили КВНы (до сих пор помню названия команд: у школьников —  «Заскок», а у учителей — «Леди Класс»), конкурсы, театрализованные представления, вместе отмечали праздники, пели в хоре, танцевали. Школьные учительские коллективы жили очень интересно. 

— Практически каждый учитель в какой-то момент сталкивается с профессиональным выгоранием. Как Вам удается с ним справляться, тем более при такой нагрузке?

— У меня принцип: оставлять работу на работе. Я не ношу домой тетради на проверку. К урокам также готовлюсь в кабинете. Конечно, если есть классное руководство, это сложнее. Но, на мой взгляд, и тут должны быть выстроены определенные ограничения. Неправильно, когда родители звонят и пишут классному руководителю глубоким вечером. Бывают исключения, экстренные ситуации, но в целом нужно понимать, что учитель тоже имеет право на отдых и личную жизнь. Во всем должен быть порядок, иначе выгорание будет неизбежным и полным. 

— А как Вы отдыхаете?

— Я очень люблю музеи — в каком бы городе бы я ни была, обязательно иду в музеи. А Пушкинский музей я вообще считаю собранием наглядных пособий для школьников. Кстати, в Москве там проходят занятия учащихся художественных школ — к сожалению, мы можем этому только завидовать. Но особенно мне нравится бывать в галереях, где выставлены работы какого-то одного художника. В живописи предпочитаю реализм, из современных российских художников люблю Глазунова и Шилова, восхищаюсь их кропотливостью, реалистичностью, точностью деталей. 

— Сегодня мы много говорили о проблемах школы. Но при всем этом Ваша дочь тоже работает учителем.

— У моей дочери интересная судьба. Она окончила восьмую школу с золотой медалью и поступила в Смоленский энергоинститут, хотя все говорили ей: иди в педагогический, ты прирожденный учитель. Не послушалась, окончила энергоинститут, но через десять лет все равно поступила в Первый педагогический в Москве и сейчас работает учителем начальных классов в Подмосковье. У нас вообще педагогическая династия: моя сестра тоже учитель.

— А кто-то из Ваших учеников стал учителем?

— Хороших учеников было много. И до сих пор некоторые из них приходят и звонят. Есть и такие, кто окончил иняз. Но, к сожалению, никто из них не вернулся в Ярцево, все стараются устроиться в более крупных городах.

— Говорят, что бывших учителей не бывает. Это на всю жизнь. Что это значит?

— Да, это действительно так. «Своих людей» я узнаю даже на улице: если ребенок делает что-то не так, они не могут пройти мимо — сделают замечание, причем так, что ребенок послушается, потому что среагирует на правильный учительский тон. А другому взрослому в ответ могут и нагрубить.

— Если бы нужно было одной фразой сформулировать, кто такой современный учитель, как бы она звучала в Вашем исполнении?

— Я бы перефразировала знаменитый афоризм: учитель, научись сам и передай свои знания другому. 

— А «научись сам» чему?

— Многому. Прежде всего, предмету и методике. За десятилетия работы для меня выкристаллизовалась формула: добиваться бОльшего наименьшими средствами и инструментами. Но у нас такая профессия, что учитель сам учится всю жизнь. И далеко не только методике.

Беседовала 

Татьяна Филимонова

                                                                                                                                  (Фото из личного архива  Н.А. Рыжанковой)