Тяжёлые испытания выпали на долю Марии Афанасьевны Семченковой, но они не сломили её
9 Мая отмечается 74-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Мы знаем о трагических событиях тех лет из рассказов ветеранов, а также людей, на чьё детство пришлись эвакуация, скитание по чужим краям, голод. Война принесла в их жизнь боль и утрату, жестокость и разрушение, немыслимые страдания. Мария Афанасьевна Семченкова – одна из тех, чьё детство украла война.
Жизнь её и без того была не сладкой — мама умерла, когда ей было два годика. Отец в то время служил в армии, все ждали его возвращения, но он, испугавшись трудности жизни отца-одиночки, после службы в деревню не вернулся. Осталась Мария на попечении бабушки и отцовых сестёр. Девочка росла, стала доброй, любящей внучкой и хорошей помощницей по хозяйству для своей рано постаревшей бабушки. Когда ей исполнилось семь лет, она стала ученицей Милютинской начальной деревенской школы Хиславичского района, где они и жили. В пятый класс Мария пошла уже в Аслянскую среднюю школу, которая находилась за пять километров на границе с Белоруссией. Вот так ежедневно и в любую погоду, преодолевая пятикилометровый путь по полям, лугам и через речку, она ходила за знаниями. Когда фашисты напали на Советский Союз, девочке было 11 лет.
Война не щадила никого… Тяжёлые муки достались всем. Дети тогда быстро взрослели. Играть Марии со сверстниками было некогда: приходилось работать и в колхозе, и на собственном земельном участке. Свой даже небольшой урожай позволял выжить и не умереть с голоду. Школу на время оккупации девочке пришлось оставить. Ходить было страшно, да и не в чем. Из обуви выросла, из одежды – тоже. А немцы то и дело наведывались в село и увозили на своих мотоциклах всё самое ценное и съедобное. От старост и полицаев они знали, что и где у селян припрятано. В один из таких приездов с бабушкиного двора фрицы увели корову, которая была их единственной кормилицей.
В 1943-м немцы стали угонять в Германию молодёжь. Мария несмотря на свой юный возраст, тоже попала в число тех, кого увезли в район и закрыли в школе до особых распоряжений бургомистра. От страха, горечи и обиды Мария проплакала всю ночь, но на следующее утро её отпустили, потому что тёти смогли доказать полицаям, что она ещё малолетка. Пять километров до своей деревни Мария бежала бегом и перевела дух, только когда оказалась в объятиях бабушки.
Шёл третий год войны. Наши войска перешли в наступление и один за другим освобождали города и сёла. Жители деревни знали о приближении советских войск и были уверены, что немцы просто так не уйдут, будут казни и расправы с мирным населением. Селяне, а вместе с ними и Мария с тётушками и их детьми прятались в лесу в заранее выкопанных траншеях. И лишь старики, положившись на судьбу, оставались в своих домах. К огромной радости освобождение деревни Милюты Хиславичского района Смоленской области, где родилась и жила Мария Семченкова, пришло 27 сентября 1943 года. Её жители облегчённо вздохнули и дружно принялись за работу по восстановлению домов и колхозных ферм.
Дети войны, наверное, самые мужественные дети. Им пришлось пережить многое ради цели, к которой они стремились и к которой шли, несмотря на тяготы и лишения. У Марии была мечта – после войны закончить школу и стать учителем. Она совмещала тяжёлый труд на полях колхоза, помощь по хозяйству старенькой бабушке и учёбу. Девочка всё выдержала, всё преодолела и добилась своей цели. Уже после войны она закончила школьное обучение, затем поступила в педагогическое училище, а позже — в институт и стала учителем математики.
Марии Афанасьевне Семченковой в апреле исполнилось 90 лет. На её счету множество школьных выпусков, сотни выпускников, которые полюбили её предмет и её — своего школьного учителя, который был им близок и понятен.
Несмотря на строгий вид, в этой женщине есть то душевное тепло и искренность, к которым тянутся дети. Бывшие ученики всегда приглашают её на встречи выпускников, приходят в гости, звонят по телефону, поздравляют с праздниками. Кстати, со слов Марии Афанасьевны, все её ученики были добрыми, умными, воспитанными и очень хорошими. Были, конечно, и те, что любили пошалить, но они же — дети… С родителями учеников у неё было полное взаимопонимание и поддержка.
Любовь к математике на генном уровне передалась её детям, а затем внукам и правнукам, которые даже по дороге из садика не стихи рассказывают, а решают примеры на сложение и вычитание.
За время работы в системе образования у Марии Афанасьевны было много общественных нагрузок. Многие годы она возглавляла партийную организацию школы. Её характер, кажущийся мягким, становился твёрдым там, где нужно было решить вопрос, касающийся учителей, учеников и, конечно, родной школы. Такой она запомнилась коллегам, такой её любят и ценят и как педагога, и как человека.
Наталья Аксенюк