Уникальный пример сотрудничества педагогов и врачей

В сентябре текущего года на базе детского сада №3 начнет функционировать структурное подразделение — Служба ранней помощи для детей с рисками развития. В течение нескольких лет здесь работала муниципальная инновационная площадка, целью которой было создание и апробация в нашем районе структурного подразделения, способного диагностировать дефициты развития у детей раннего возраста и оказывать им квалифицированную помощь.

Основу службы составляют психологи и логопеды третьего детского сада. Но с самого начала было понятно, что педагогам не обойтись без помощи врачей: к ним первым мамы приводят на осмотр своих малышей. Именно поэтому специалисты детского сада периодически встречаются с врачами-педиатрами. 

Одна из таких встреч состоялась 2 апреля в детской поликлинике №2. Так совпало, что эта дата пришлась на Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

 Эффект от совместной работы очевиден

Детский сад №3 представляла группа высококвалифицированных специалистов в области коррекционной педагогики: заведующая дошкольным учреждением Ирина Полякова, педагог-психолог Ирина Димакова и учителя-логопеды Валентина Вайтекайтис и Марина Иванова. На встречу с ними пришло большинство детских врачей и медицинских сестер Ярцева, чтобы обсудить проблему ранних рисков развития.

Тема эта не новая, около двух лет назад педагоги третьего детского сада уже обсуждали ее с педиатрами — тогда же в детских поликлиниках были оформлены соответствующие информационные стенды. Но, к сожалению, в настоящее время детей с дефицитами развития в городе довольно много, и ситуация не теряет своей остроты, а, напротив, набирает обороты. Кроме того, за последние два года в детскую поликлинику пришли молодые специалисты, которых также нужно привлечь к сотрудничеству.

— Прошлый опыт совместной работы показал, что она очень нужна и важна для всех нас, — сказала Ирина Полякова, предваряя тему разговора. – Именно из детской поликлиники в наш детский сад были направлены дети с предполагаемыми ранними рисками развития. Сегодня они посещают занятия с нашими специалистами. Мы все понимаем, что дети — это будущее нашего города, и здоровье ярцевчан нас всех очень волнует.

Как рассказала Ирина Николаевна, сегодня в детском саду №3 функционирует 12 групп, и часть из них имеет компенсирующую направленность. Их посещают дети с общим недоразвитием речи, а также с расстройствами аутистического спектра (РАС) и сочетанными диагнозами. 

Обычно дети с дефицитами развития поступают в группы компенсирующей направленности с четырех лет, но в настоящее время в детском саду №3 завершается серьезная работа по организации службы ранней помощи, которая предполагает работу логопедов и психологов с детьми в возрасте до трех лет. Очень важно выявить нарушения в развитии ребенка именно в этом возрасте, и сделать это могут главным образом педиатры, которые наблюдают детей с самого начала их жизненного пути. Первое учреждение, куда родители обращаются за помощью, — это детская поликлиника.

Уже можно говорить о том, что эффект от содружества детского сада №3 и детской поликлиники очевиден: если до начала совместной работы врачей и педагогов за консультацией в ДС №3 обратились родители 39 детей, то сейчас у нас 111 таких обращений.

Причем, важно подчеркнуть, что такой опыт взаимодействия педагогики и медицины в нашем регионе пока является единственным. 

 Почему так важна ранняя диагностика

Федеральный проект по созданию структурных подразделений ранней помощи, основной целью которого является снижение количества детей-инвалидов, заработал в России еще в 2016 году. Но и сегодня регионов, в которых активно открываются такие структурные подразделения, не так много. С инициативой создания такой службы активно выступает именно ярцевский детский сад №3, потому что в нем есть специалисты, способные работать с дефицитами развития у детей раннего возраста.

Как эти дефициты выглядят «изнутри», в ДС №3, пожалуй, знают лучше других (конечно, не считая родителей «особенных» детей), ведь именно здесь в основном аккумулируются дети с дефицитами развития, и, к несчастью, с каждым годом их становится все больше.

На это обратила внимание педагог-психолог третьего сада Ирина Димакова. 

При этом, подчеркнула Ирина Александровна, постоянно нивелируются границы нормы: сегодня, например, довольно часто отсутствие речи у четырехлетнего ребенка воспринимается как норма. То есть, вместо того чтобы выявлять дефициты развития на ранней стадии и немедленно начинать работать с ними, их нормируют. 

Порой свой отрицательный «вклад» в этот процесс вносят и сами родители. Гиперопека, перенасыщение окружающей среды игрушками и множество других факторов, не говоря уже о ранней доступности гаждетов —  все это не лучшим образом влияет на развитие ребенка мыслительных процессов ребенка, особенно, если есть какой-то дефицит развития.

Очень часто родители начинают бить тревогу только накануне поступления ребенка в школу, или когда нарушения становятся очень заметными, например, в 4-5 лет отсутствует речь. Но это уже очень поздно, потому что  отсутствие речи — это конечный результат дефицита развития.

Важно выявить проблему в развитии ребенка именно в раннем возрасте.

— Мозг ребенка пластичен до трех лет, — разъясняет Ирина Димакова. — В профессиональном сообществе сегодня назван конкретный возраст, до которого возможна абилитация (комплекс мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка — ред.). Это два года, 11 месяцев и 30 дней. Есть однозначная статистика: если ребенок попадает к нам до трех лет, то в 50 процентах случаев его можно подвести к норме. После этого возраста возможна только коррекция. Вот почему нам не обойтись без помощи педиатров, которые наблюдают детей до трех лет.

Но даже врачи, не говоря уже о родителях, не всегда могут заметить намечающиеся нарушения в развитии ребенка. 

— В первую очередь заметны грубые нарушения, — продолжает Ирина Александровна. — И только психолог с логопедом во время диагностики замечают, что ребенок не смотрит по возрасту, не играет по возрасту, не слушается по возрасту. Очень печально, когда к нам приходят за помощью в пять лет, а сделать уже ничего нельзя. Особенно грустно видеть, что был потенциал для абилитации, но он уже исчерпан. 

 Самый распространенный дефицит на планете

В то же время и педиатры, и внимательные родители способны заметить в поведении ребенка проявления, которые могут оказаться симптомами расстройства аутистического спектра (РАС). Сегодня это самый распространенный и самый загадочный дефицит на планете. Во всяком случае, пока специалисты так и не пришли к единому мнению о причинах возникновения РАС. Более того, известны ситуации, когда ребенок нормально развивается до полутора-двух лет, а потом происходит регрессия, «откат». Варианты бывают разные, но в любом случае все это происходит до трех лет. 

На что же следует обратить внимание?

Ирина Димакова перечислила некоторые «маркеры», которые могут оказаться симптомами аутизма.

— В норме двухлетний ребенок — это пытливая «обезьянка», которая смотрит на взрослого и все повторяет за ним, — говорит педагог-психолог. — Ему интересно все, он не «зависает» на одном виде деятельности, а переключается с одного занятия на другое. При этом он постоянно призывает взрослого участвовать в этой деятельности. До трех лет ребенок развивается во взаимодействии со взрослым — потребности в сверстниках в этом возрасте нет. 

Нарушение нормы проявляется, прежде всего, дефицитом совместного внимания, при котором ребенок не смотрит на взрослого, не откликается на собственное имя, не вовлекает взрослого в игру, не имитирует его действия, «зависает» на чем-то одном, демонстрирует очень ограниченные интересы. 

— Ребенок в возрасте от года до двух лет в норме пытается понять назначение каждой игрушки, разобраться, как в нее играть, — говорит Ирина Димакова. — К тем годам возникает сюжетная игра: куклы, «перевозки пассажиров и грузов», конструирование, строительство «дома», «гаража». Ребенок с нарушениями часто использует только какой-то отдельный элемент игрушки, например, колесико от машинки, или играет этой игрушкой не функционально. Поэтому, если ребенок целый час катает колесико туда-сюда, это должно насторожить родителей. Ребенок с дефицитом не просит помощи. Если ему не удается разобраться с назначением игрушки, он просто бросает ее и берет следующую. И еще один маркер — все дети с аутизмом в той или иной степени имеют психомоторную дезинтеграцию, то есть проблемы моторного развития.

 Трудно принять, но нужно работать

Как рассказала Ирина Димакова, практически все родители детей с дефицитами задаются вопросом, почему это случилось именно с ними. Однозначного ответа на этот вопрос нет — в такой ситуации может оказаться каждая, даже очень благополучная семья. Поэтому специалисты службы ранней помощи работают не только с самим ребенком, но и со всей его семьей — бывает, сопровождают такие семьи годами. 

Самый первый шаг семьи, в которой растет ребенок с дефицитами развития, — принять ситуацию, обратиться за помощью к специалистам, а затем, если понадобится, определить ребенка в группу компенсирующей направленности.

Сегодня процедура зачисления ребенка с дефицитом развития в специальную группу предполагает обязательное наличие соответствующего заключения ПМПК, а оно, в свою очередь, выдается по результатам прохождения медкомиссии. Процесс этот в условиях отсутствия ряда узких специалистов в ЯЦРБ, как правило, долгий и трудный. Так что некоторые родители «отсеиваются» уже на этапе прохождения ПМПК. Однако специалисты ДС №3 рассчитывают, что наличие в городе муниципальной службы ранней помощи позволит ввести упрощенную процедуру зачисления ребенка до трех лет с рисками дефицитов в это структурное подразделение.

И еще о ПМПК. Сегодня, когда ребенок, посещавший в детском саду группу компенсирующей направленности, переходит в школу, его родителям рекомендуют пройти ПМПК для того, чтобы верно был определен образовательный маршрут для ребенка.

Рекомендацию эту, к сожалению, выполняют не все. Но ситуация начинает меняться. Как считает Ирина Полякова, руководитель дошкольного детского учреждения обязан побеседовать с семьей воспитанника с ОВЗ, игнорирующей рекомендацию специалистов детского сада о прохождении ПМПК, и предупредить родителей или других законных представителей о том, что их бездействие, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей нарушает право ребенка на образование и здоровье, что впоследствии грозит семье и ребенку различными проблемами. 

— Вообще же, моя мечта — чтобы все дети до полутора-двух лет прошли через консультативный пункт третьего детского сада, — говорит Ирина Николаевна. — Чтобы родители «выдохнули», и мы вместе с ними. А если дефицит развития все-таки есть, чтобы мы начинали работать с ним как можно раньше. Потому что впоследствии эти дети все равно придут в наш сад, и мы столкнемся с теми же дефицитами, но уже в более тяжелой форме. 

 Медосмотр пройдет прямо в детском саду

Встреча педагогов и врачей оказалась полезной для обеих сторон. Кстати, они договорились, что в дальнейшем  такие встречи станут ежеквартальными.

Активно участвовала в разговоре старшая медсестра детских дошкольных учреждений детской поликлиники №2 Лариса Максимова.

— Мы сталкиваемся с детьми с дефицитами развития каждый день, — говорит Лариса Борисовна. — Мы с ними работаем, направляем их на ПМПК. И наши воспитатели испытывают огромные сложности в работе, когда ребенок с задержкой развития, в том числе и речевого развития, попадает в обыкновенную группу. 

— Эта встреча очень важна, потому что мы, участковые, действительно наблюдаем детей с самого раннего возраста и понимаем, насколько это болезненная проблема, — дополняет коллегу медсестра Галина Герасимчук. — Специалисты детского сада сегодня очень помогли нам.

На встречу с врачами-педиатрами пришла также заместитель руководителя Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) Ольга Вавилова. Она рассказала об изменениях, произошедших за последние месяцы в структуре ЦПМПК, и о новых формах предоставления медицинских заключений.

Образцы новых медицинских справок предложила к обсуждению учитель-логопед детского сада №3 Валентина Вайтекайтис. 

Имела эта встреча и еще один очень практический результат, который, безусловно, обрадует родителей воспитанников детского сада №3.

Директор дошкольного учреждения Ирина Полякова и старшая медсестра Ярцевской детской поликлиники Ольга Антонова заключили соглашение о том, что в ближайшее время группа воспитанников ДС №3, которым рекомендовано прохождение ПМПК, сможет пройти медицинскую комиссию прямо на базе этого дошкольного учреждения. Как рассказала Ирина Николаевна, все специалисты придут в детский сад. Родители будут предупреждены о медосмотре заранее и получат заключения всех необходимых специалистов. 

Татьяна Филимонова