Когда музыка и психология сливаются воедино

В декабре прошлого года «Вести Привопья» рассказывали о реорганизации детского сада №3. Тогда заведующая дошкольным учреждением Ирина Полякова заметила, что одним из результатов реорганизации стало то, что коллектив садика «прирос» новыми специалистами. Один из них — музыкальный руководитель Светлана Штенгауэр.

В здании третьего садика, что на улице Первомайской, Светлана Евгеньевна работает немногим более двух месяцев, однако этого оказалось достаточно, чтобы не только влиться в коллектив, но стать очень нужным и уважаемым специалистом.

Многим ярцечанам хорошо известна спе-цифика детского сада №3: здесь работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья. За этой формулировкой скрываются самые разные диагнозы, в том числе и тяжелые дефициты развития. Работать с такими детьми нелегко: требуется не только специальная подготовка, но и особые человеческие качества, а потому к сотрудникам — будь то воспитатель, логопед или иной специалист — предъявляются особые требования. Но все вместе они составляют единую команду, заточенную на общую цель: максимально возможное развитие каждого ребенка.

— Когда вы работаете с детьми с тяжелыми дефицитами, у вас обязательно должен быть партнер, который вас дополняет, который дышит с вами в одном ритме и смотрит в одну сторону, — говорит педагог-психолог детского сада №3 Ирина Димакова, которая сопровождает детей, в том числе на музыкальных занятиях. — Один специалист в поле не воин, а когда с ребенком занимается целая бригада специалистов разной направленности, эффективность работы в разы увеличивается. Поэтому все мы так рады приходу в нашу команду Светланы Евгеньевны, которая сразу же, без специальной подготовки, включилась в работу.

 Красивая женщина 

 за фортепиано

В Ярцево Светлана Штенгауэр приехала всего 8 месяцев назад. Она родилась и до недавнего времени жила в Архангельске, там окончила музыкальное отделение       педучилища и 12 лет отдала педагогической деятельности, работая сначала в одной из архангельских гимназий, а затем в школе при научно-методическом центре на базе Архангельского государственного педагогического института. 

Затем Светлана Евгеньевна окончила факультет психологии в Современной гуманитарной академии и получила приглашение на работу в МВД (в начале 2000-х психологическая служба в этой структуре только создавалась). 23 года проработала психологом и полиграфологом в системе Министерства внутренних дел, выйдя на пенсию в звании майора запаса. Решив перебраться с Севера в среднюю полосу, поездила по городам центральной России и остановила свой выбор на Ярцеве.

В третьем детском саду Светлана Штенгауэр оказалась, по собственному признанию, почти случайно: проходила мимо комитета по образованию и решила поинтересоваться, нет ли подходящей вакансии. Вакансия, разумеется, тут же нашлась, и не одна, потому что музыкальный руководитель, да еще с психологическим образованием, по нынешним временам — «штучный товар».

— Когда-то, когда я сама была маленькой, моя мама мечтала, чтобы я стала именно музыкальным руководителем, которого она представляла красивой женщиной за фортепиано, играющей песенки детям, — вспоминает Светлана Штенгауэр. — По мнению моих родителей, это была очень хорошая профессия — их привлекала, в первую очередь, эстетическая сторона. И вот мамина мечта, наконец, сбылась.

У меня не было цели работать именно в таком детском саду и именно с такими детьми. Можно сказать, что сюда меня привела судьба. Я доверяю своей судьбе и иду за ней. 

Когда я пришла в третий сад, первое, что услышала от Ирины Николаевны (Поляковой — ред.), это то, что здесь работает команда педагогов и специалистов с большой буквы с профессиональной и, самое главное, с человеческой точки зрения. Это действительно чувствуется сразу. Когда я попала сюда, то сразу почувствовала себя фруктом из этой же «корзинки». Я иду на работу с удовольствием, потому что знаю, что встречу умные и добрые глаза коллег. И дома меня окружают очень приятные соседи. Мне вообще везет на хороших людей: в Ярцеве я пока не встретила ни одного человека, с которым не хотелось бы общаться. Поэтому мой приход сюда — это, наверное, выбор судьбы. 

К сожалению, в последние десятилетия работа в сфере образования не относится к числу социально престижных занятий, а дефицит кадров коснулся не только школ, но и дошкольных учреждений.

— Музыкальных работников не хватает количественно, а качественно — и подавно, — говорит Ирина Димакова. — Это не камень в огород нынешних музыкальных работников. Просто за последние пять лет ситуация серьезно изменилась. Тяжелый аутизм перестал быть чем-то выходящим за рамки, детей с таким диагнозом становится все больше, а работать с ними педагогов практически не учат. Поэтому способность работать с ребенком с тяжелыми диагнозами зависит от самого работника: его готовности и возможности учиться непосредственно на рабочем месте.

 Музыка плюс психология

 Для детей, имеющих тяжелые дефициты развития, роль музыкального руководителя на занятиях возрастает многократно. Дело в том, что диагнозы таких детей, как правило, отягощены и сенсомоторной дезинтеграцией, то есть неумением владеть собственным телом в разной степени тяжести. Преодолеть эту проблему помогают музыка и ритмика.

— Чем тяжелее дефицит развития у ребенка, тем более выражено у него неумение слышать ритм, а отсюда и другие проблемы, в частности с речью, — поясняет Ирина Димакова. — Светлана Евгеньевна сумела учесть все особенности детей — занятия всегда выстраиваются исходя из актуального уровня развития ребенка. На фронтальных занятиях это очень трудно сделать, так как дефициты у детей разные. Тем не менее Светлана Евгеньевна умеет привлечь и удержать внимание детей с самыми разными дефицитами, даже с самыми тяжелыми, умеет задержать детей и на несколько секунд в ожидании — для них это огромное достижение. Она рассматривает детей не как объект, а как партнеров и ставит задачи, с которыми справляются все малыши. Создает правильную среду и подбирает необходимые инструменты: работает на цели занятия его содержанием, своим голосом, моторикой. Светлана Евгеньевна учит детей и речи, потому что дает инструкции, которые нужно понимать. Ее искусство состоит еще и в том, что она в течение полудня умеет переключиться от детей с тяжелыми дефицитами на детей просто с нарушениями речи, что само по себе очень сложно. 

Этого комментария психолога достаточно, чтобы понять, что реальная работа с «особенными» детьми серьезно отличается от той идиллической картинки, которая когда-то рисовалась маме нынешнего музыкального руководителя детского сада №3. Как же удается  справляться с неизбежными трудностями?

— Этот пласт работы по-своему тоже хорош: здесь музыка и психология слились воедино, — говорит Светлана Штенгауэр. — Оба моих образования нашли и спрос, и применение, и отклик, в том числе и во мне самой. А предшествующий профессиональный багаж позволяет изменять и адаптировать программы и получать результат. К профессиональной деятельности музыкального руководителя обязательно плюсуется психология, и тогда все встает на свои места. Тогда нет неоправданных ожиданий. Как психолог, ты осознаешь уровень навыков и возможностей детей и не ждешь от них чего-то сложного, например, вокализации, пропевания огромных текстов или замысловатых ритмических движений. Я стараюсь добиться от детей эмоционального отклика на музыку и научить их правильному эмоционированию и элементарным ритмическим движениям. Когда светлая и радостная музыка вызывает улыбку или смех, это правильно. Если малыш взял бубен и начал точно и четко с ним сосуществовать, — это его и наша победа.

Когда нет несоответствия между ожиданиями педагога и возможностями детей, нет завышенной планки, то все складывается очень гармонично. Любой олимпийский чемпион начинает с того, что учится ходить, а чемпионом становится много позже. Возможно, и наши дети когда-нибудь преодолеют высокую планку, но очень не сразу, потому что мы шагаем к ней по своим ступенькам.

 Большие маленькие победы

Есть на этом долгом и тяжелом пути и свои победы, которые, может быть, и не заметны со стороны, но важны и дороги педагогам. 

— Когда эти дети поднимают на тебя глаза или улыбаются тебе, это дорогого стоит, — говорит Светлана Евгеньевна. — Когда малыш, для которого субъекты доверия в этом мире — это только мама и единственный педагог, протягивает тебе свою туфельку и говорит «Помоги», это очень ценно. Эти маленькие шаги очень большие для нас и для детей. Мы их ловим и восхищаемся ими.

Умение видеть и ценить каждую маленькую победу — еще одно важное и ценное качество для педагога, работающего с нетипичными детьми. По словам Ирины Димаковой, у специалистов этой сферы эмоции с годами неизбежно притупляются, а достижения детей принимаются как норма. А новый в этом деле человек не может их не замечать.

— Работа с такими детьми очень серьезно деформирует педагогов, потому что они  хронически находятся в неестественной коммуникации: прирастания такие маленькие, а дефициты такие большие, что мы не можем их отслеживать ежедневно, — говорит Ирина Александровна. — «Замыливается» глаз, устают руки. Иногда нападает отчаяние, хочется все бросить и уйти, поэтому очень ценно, что кто-то видит успехи детей и привлекает к ним внимание других педагогов. Благодаря Светлане Евгеньевне я стала по-новому смотреть и на свои профессиональные достижения, и я вижу, что дети хотят участвовать в музыкальных занятиях, они вовлечены в процесс и ждут очередного сюрприза. 

К слову, о сюрпризах. Видите куклу, расположившуюся в уголке клавиатуры фортепиано? Представляю восторг детворы, когда она увидит эту игрушку, тем более что ее можно трогать, тискать, дергать за уши — она тактильна, приятна на ощупь. Этого зайца, вернее, кокетливую зайчиху по имени Антонина совсем недавно сшила Светлана Штенгауэр: несколько лет она занимается  изготовлением интерьерных кукол. Антонина будет участвовать в последующих занятиях – играть с малышами. 

Подчас общие победы педагогов и детей становятся более наглядными. Так, в последних числах декабря в садике на Первомайской состоялось три полноценных новогодних утренника. Праздники прошли по всем классическим канонам: с танцами и играми у елки, с мальчиками-зайчиками и девочками-снежинками, с Дедом Морозом и коварной лисичкой-похитительницей новогодних огоньков.

— Возможно, если бы эти утренники увидели специалисты детских садов, работающие с нормотипичными детьми, они не нашли бы ничего особенного, — размышляет Светлана Штенгауэр. — Но у нас прошло три замечательных праздника, наполненных верой детей в сказку, в чудо, а Новый год может быть только таким. Наши праздники удались даже не тем, что дети потанцевали, немного спели и даже прочитали стихи Деду Морозу — главное, у них было доверие к новому персонажу, готовность с ним играть.

Действительно, если судить по видеозаписям, все выглядело как обычный утренник для обычных детей в обычном детском саду. Но это-то и является самой высокой похвалой. И все это результат большого труда целой команды педагогов, искренне заинтересованных в успехах каждого ребенка. 

— В наше время мы обычно говорим о зарплате как об одном из главных мотивирующих факторов, забывая, что мотивацией интереса к ребенку может быть обыкновенная человеческая любовь, — замечает в финале нашей беседы Ирина Димакова.

Что же, с этим трудно не согласиться.

Татьяна Филимонова