Не «разделяй и властвуй», а соединяй и действуй

Под таким лозунгом проходит реорганизация детского сада №3

  Шаг вперед  в профессиональном плане

Хотя формально присоединение завершено, очевидно, что предстоит еще огромная работа, чтобы сплотить всех сотрудников в единый коллектив, работающий в общем темпе. 

Тем не менее реорганизацию заведующая МБДОУ «Детский сад №3» Ирина Полякова оценивает как большой шаг вперед, хотя и отмечает, что уже появились и первые трудности.

— В настоящее время вопросы объединения стоят остро, и связаны они, прежде всего, с демографическим кризисом, который переживает наша страна, — говорит Ирина Николаевна. —  В результате реорганизации прирос наш коллектив: сейчас в трех зданиях работает около 65 человек, и у нас 202 воспитанника. Коллектива бывшего сада №7 изменения не коснулись — ушел только прежний руководитель. Здесь были проведены родительские собрания во всех группах — очень жаль, что не все родители на них пришли, но, думаю, со временем мы наладим и эту работу. Мы оценили состояние материально-технической базы — здесь тоже есть над чем потрудиться. Это цели на ближайшее будущее. Конечно, есть определенные трудности в территориальном плане, но в то же время и новые возможности. Я думаю, что сейчас принцип нашей работы должен быть следующим: не «разделяй и властвуй», а соединяй и действуй.

При этом детский сад №3 не изменяет своим традициям. В здании на Первомайской по-прежнему идет работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Там сейчас 27 воспитанников; группы полностью укомплектованы и сформированы с учетом санитарных требований и сочетанных диагнозов детей. На его базе продолжает действовать консультационный центр, в который обращаются не только ярцевчане, но и жители других городов региона. Поддерживается постоянная связь с педиатрами города, которые участвуют в ранней диагностике детей. В двух других отделениях — равное количество детей. В здании на 50 лет Октября действует 5 возрастных групп и на Чернышевского — 4 группы, одна из которых — логопедическая. 

— Для меня лично работа стала более трудоемкой, потому что невозможно находиться одновременно в трех местах, а приходится нести ответственность за работу всего коллектива, — признается заведующая детским садом. — Если коллективы на Первомайской и Чернышевского уже привыкли работать автономно, то на 50 лет Октября этого пока нет. Поэтому я очень рада тому, что к нам пришли работать новые люди. Команда, которая укрепилась в связи с реорганизацией, дает стопроцентную гарантию того, что все у нас получится

 «Работаем на новых скоростях»

Среди тех, кто своей работой укрепляет коллектив детского сада №3 — новый заместитель по административно-хозяйственной части Наталья Николаева.

В этой должности Наталья Алексеевна работает с сентября уходящего  года и занимается далеко не только хозяйственными вопросами.

— Я буквально вымолила себе заведующего хозяйством, потому что это мое второе «Я», помощь и опора, — говорит Ирина Полякова. — Я не могу физически находиться в трех зданиях одновременно, поэтому есть прямая необходимость в человеке, который, находясь в этом здании, полностью владел бы ситуацией. Чтобы любой вопрос всегда имел конкретный ответ. 

Мы работаем на новых скоростях, стараемся идти в ногу со временем, перестраиваться под запросы общества. Важно, когда человек приходит с внутренним настроем на работу, с хорошим настроением и при этом способен работать автономно. Нашим новым сотрудникам еще предстоит этому научиться. Но коллектив уже заметно подтянулся, вошел в наш ритм, и меня это очень радует.

Реорганизация предполагает как привлечение новых специалистов, так и некоторую ротацию внутри коллектива. Так, из бывшего 7-го сада на улицу Первомайскую перешла молодая сотрудница, которая имеет диплом учителя-дефектолога, но до этого момента, работая с типичными детьми, не могла воспользоваться своим образованием. Здесь же она совершенно на своем месте и, как утверждает педагог-психолог Ирина Димакова, «по качествам своего характера максимально подходит на роль именно коррекционного воспитателя», ведь «специалист — это, прежде всего, личность».

Еще один пример: если раньше в седьмом садике не было педагога-психолога, то теперь он есть.

— На базе этого здания мы готовы открыть и логопедическую группу, потому что у нас есть такие возможности и такое желание, — говорит Ирина Полякова. — В настоящее время у нас 4 логопедических группы, в которых, соответственно, работает 4 логопеда. В случае открытия пятой группы мы, возможно, пригласим еще одного специалиста. 

При этом Ирина Николаевна уверена, что педагоги-психологи — это вообще «штучные специалисты». Таких специалистов в третьем саду двое, и каждый имеет свою специализацию: Ирина Димакова работает с детьми с глубокими дефицитами в развитии, а Юлия Киселева — с нормотипичными дошкольниками. 

Впрочем, скоро здесь появится еще один компетентный специалист, которого готовят прямо на рабочем месте и подходят к этому со всей серьезностью. 

 С опорой на прожитый опыт

— Одной меня уже не хватает на детей с тяжелыми дефицитами. Я не могу быть эффективной на такое количество запросов, — признается Ирина Димакова. — Очень хотела бы, чтобы мне в пару пришел другой специалист.  Для меня важно передать все, что я умею, заинтересованному специалисту. 

В настоящее время Ирина Александровна является наставницей молодой студентки психфака, которая параллельно с учебой в вузе работает ассистентом в группе для детей с тяжелыми дефицитами развития. 

— Она одновременно получает и профильное образование, и практику в должности ассистента, — говорит Ирина Димакова. — Работать она будет уже с опорой на прожитый мною опыт, который ей реально помогает. Думаю, что я являюсь наставником хорошего в будущем специалиста с психологическим образованием, который придет мне на помощь.

Кроме наставничества, в детском саду №3 уже давно живет проект, который здесь называют внутрифирменным обучением.

— Специалисты любого профиля: психологи, логопеды, педагоги — со стажем 10 и более лет, безусловно, имеют прочный базис, но актуальности в практике им уже не хватает, — поясняет Ирина Александровна. — Появились новые знания, новые концепции развития ребенка. Поэтому мы регулярно встречаемся с педагогами в соответствии с их запросами, и востребованность таких занятий не уменьшается. 

 Реорганизация — это  про многовариативность

Коль скоро мы говорим о том, что основной причиной реорганизации детских садов является банальная нехватка детей (а малышей в городах, подобных Ярцеву, рождается удручающе мало), то и дошкольные образовательные учреждения стараются искать новые пути выхода из этой непростой ситуации. 

По счастью, с идеями и творческими инициативами в детском саду №3 проблем никогда не было. 

— Не буду скрывать, мне приятно, что детский сад №3 востребован в городе, что родители стремятся устроить своих детей именно к нам, — говорит Ирина Полякова. — Это  результат работы великолепной команды специалистов. — Когда мы пришли в здание на 50 лет Октября, здесь было около 30 свободных мест. Сейчас все группы укомплектованы, свободных мест нет. Но если ситуация сложится таким образом, что мы не сможем набрать полноценные группы, то мы рассмотрим возможность создания здесь групп по программе «Лукошко» и группы продленного дня для наших выпускников с ОВЗ.

Об этих новых проектах треть- его сада, известного своей креативностью, нам  захотелось узнать подробнее.

Программа «Лукошко» предполагает создание в учреждении разновозрастной группы, которую будут посещать братья и сестры дошкольного возраста. Например, группу могут составить дети из пяти семей, в каждой из которых по два ребенка. 

Авторами проекта являются старший воспитатель и учитель-логопед детского сада №3 Валентина Вайтекайтис и педагог-психолог Ирина Димакова.

— Такой запрос исходил от самих родителей, которые имеют двух или трех детей и хотят, чтобы все они ходили в один и тот же детский сад, — поясняет Ирина Александровна. — Так у нас родилась идея объединить в одну группу разновозрастных братьев и сестер. Мы заботливо пестуем эту идею по двум основным причинам. Одна из них связана с культурой разновозрастных детских групп. Когда-то эта культура в значительной степени формировалась в дворовых разновозрастных компаниях и включала в себя такие элементы, как иерархия, спонтанность и авторитет старших. То есть ребенка «воспитывали» почти его же сверстники, отношения с которыми выстраивались совсем иначе, чем со взрослыми людьми. Так формировались навыки, которые трудно сформировать в контролируемом взрослыми детском коллективе. Сейчас дворовые компании практически исчезли, но детям по-прежнему полезно влияние старших товарищей. Вторая причина — это тот самый запрос от родителей собрать их детей в одно «лукошко». Конечно, в этом случае образовательная программа должна быть выстроена очень сложно, но мы думаем, что нам это по плечу. Реализация этого проекта впереди, потому что она потребует и свободных помещений, и свободных рук специалистов.

Работа действительно предстоит большая, выстраивать ее педагогам будет непросто, очевидно, что не обойдется без подгрупповой и индивидуальной работы. Но, кажется, здешний коллектив трудностей не боится.

— В проектах и инновациях работают только те, кто этим увлечен, а на базе нашего детского сада много лет действует муниципальная инновационная площадка, — отвечает Ирина Димакова на мой вопрос, как отнесутся педагоги к такой, прямо скажем, повышенной нагрузке. — Первомайская, 17 — это именно такие энтузиасты. Вы думаете, о чем мы говорим в свободные минуты: о туфлях или сериалах? Нет, мы говорим о детях, о перспективах, об образовательных маршрутах. Любая беседа у нас превращается в педконсилиум.

Еще один интересный проект, который ждет своей очереди в детском саду №3, — это группа продленного дня для выпускников учреждения, которые уже учатся в школе, но после уроков хотели бы находиться в детском саду. Пока речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья.

— Уже несколько лет наши выпускники с ОВЗ обучаются во второй средней школе, — рассказывает Ирина Димакова. — Поскольку при этом они продолжают приходить на занятия к нашим специалистам, в частности, ко мне, к учителю-логопеду, то появилась идея продленки. Дело в том, что дефициты развития у детей с ОВЗ сохраняются и в школьном возрасте, и обычно они отстают от пас- портного возраста — как бы находятся между садом и школой. Мы пообщались с родителями наших выпускников — они приняли идею продленки с энтузиазмом. Но ее воплощение также потребует определенных педагогических ресурсов и помещений.

Хочется подчеркнуть, что в группе продленного дня дети будут получать не только присмотр, но и помощь в подготовке домашнего задания, поэтому возможно привлечение к работе учителя-дефектолога или педагога с дипломом учителя начальных классов. 

Пока наши собеседницы остерегаются называть конкретные сроки, когда  в третьем садике появится первое «Лукошко» и заработает продленка: реализация любого проекта — дело небыстрое. Но Ирина Полякова уверена, что учреждение придет к этому не сегодня, так завтра. В условиях сокращения количества детей это не только обеспечит участие в жизни воспитанников, но и  станет способом сохранения коллектива.

Но уже сейчас в здании на 50 лет Октября изменили график работы и перешли на 12-часовой режим. Если раньше сад работал с 7-30 до 18 часов, то теперь — с 7-00 до 19-00. Это огромное удобство для родителей.  

 Планы на ближайшую пятилетку

Не «разделяй и властвуй», а соединяй и действуй — этот случайно родившийся в ходе нашей беседы афоризм, кажется, уже стал девизом третьего сада, как шутит Ирина Полякова, на ближайшую пятилетку. А планов  здесь, как всегда, «громадье»: создать еще одну диагностическую площадку, обновить в новом здании мебель и кухонную технику, благоустроить территорию. Возможно, со- здать здесь сенсорную комнату, так необходимую современным детям, растущим с гаджетами в руках. Или даже организовать группу с круглосуточным пребыванием детей, ведь среди родителей есть одинокие мамы, работающие посуточно…

Поле для действий широкое.

Татьяна Филимонова