Новая остановка к новому году

Где наша остановка? Сняли, а обратно поставить забыли. Администрации наплевать на людей, которые ждут автобуса под дождем и снегом! Когда вернут остановку у автовокзала?

Примерно в таком ключе жители Ярцева обсуждают отсутствие остановочного павильона напротив дома № 24 по улице Советской. 

Газета «Вести Привопья» тоже заинтересовалась проблемой. Мы изучили вопрос и ответственно заявляем: не забыли. Не наплевать. Остановка будет на прежнем месте — новая, необычная. Скоро. 

Для тех, кому недостаточно этих ответов, информация, что называется, из первых рук.

 «АР-С ПРОЕКТ» + «Металлообработка» = успех

Прежде всего, напомним нашим читателям, что летом уходящего года была отремонтирована часть тротуара на Советской (от здания Ярцевского городского суда до пересечения с улицей Горького), и в ходе работ действительно демонтировали остановочный павильон.

Администрацией района было принято решение не возвращать на прежнее место старую, видавшую виды остановку, а заменить ее новой, оригинальной. За помощью обратились к известным ярцевским мастерам: проект разработал архитектор проектной мастерской ООО ТМА «АР-С ПРОЕКТ» Борис Латышев, а изготавливается остановочный павильон в ООО «Металлообработка» Дмитрия Евсеева

Эту слаженную команду давно знают не только на Смоленщине, но и за пределами региона. Многие ее творения украшают и наш город, но коль скоро сегодня мы говорим именно об остановках, то вспомним два оригинальных павильона: один из них — в виде фаэтона на улице Деповской, неподалеку от железнодорожного переезда, а другой — со стилизованной хлудовской башней с часами — на улице Гагарина, напротив здания Администрации. 

И вот в ближайшее время в Ярцеве появится третья авторская остановка.   По сравнению с павильоном на Гагарина, украшенным множеством мелких, любовно выписанных деталей, конструкция на улице Советской планируется менее декоративной и, пожалуй, даже по-современному минималистичной. Связано это еще и с тем, что, как считает автор проекта, слишком «навороченный» павильон не выглядел бы органичным на фоне сдержанной архитектуры дома №24, в котором когда-то размещалась первая средняя школа. Кстати, в начальных классах здесь учился Дмитрий Евсеев: вот такое совпадение. 

— Это будет довольно простая конструкция, — рассказывает автор проекта Борис Латышев. — В приоритете функциональность и практичность. Поэтому, например, продумывалась высота крыши павильона, чтобы здесь могла проходить дорожная техника. В «карманы» фасадной части столбов (под крышей) будут вставлены  яркие светодиодные светильники, чтобы люди вечерами не стояли в темноте. Но, конечно, какие-то декоративные элементы все-таки будут присутствовать. В ходе работы мы с Дмитрием (Евсеевым — ред.) вносили изменения в первоначальный эскиз, решали, как это будет выглядетьлучше.

При изготовлении остановки традиционно использованы металл и дерево — это сочетание уже хорошо зарекомендовало себя в других проектах Бориса Латышева и Дмитрия Евсеева. 

Задняя часть павильона будет представлять собой «стену» длиной около 10 метров, состоящую из наборных деревянных частей-спинок, разделенных металлическими опорами. В верхние части «спинок» врезаны «окошечки» со стилизованными изображениями деревьев. Чтобы оживить рисунок, но при этом избежать вычурности, металл на их стволах и ветвях наварен таким образом, что делает изображение объемным — можно рассмотреть даже рисунок, имитирующий древесную кору. Как поясняет Дмитрий Евсеев, визуально это делает конструкцию, в которой все-таки присутствует большая масса дерева, более легкой.

Сиденья представляют собой деревянные наборные лавочки. 

 Лайфхак по-ярцевски

Интересная деталь: с обеих сторон остановка будет продолжена досками объявлений. Таким образом авторы идеи постарались найти компромисс с гражданами, упорно обклеивающими извещениями о купле-продаже остановки, столбы электропередач и даже стены домов. 

— Площадь большая, соблазн наклеить на нее что-нибудь велик, — поясняет Дмитрий Евсеев. — Мы не в первый раз с этим сталкиваемся и понимаем, что у людей есть необходимость где-то размещать свои объявления, а специального места для этого нет. Правда, сейчас управляющие компании повесили у входов в подъезды многоквартирных домов доски объявлений и тем самым защитили двери подъездов. А вот на остановках проблема не решена. Так что на новой остановке мы предоставляем под объявления площадь около 3,5 квадратных метров: на доску ведь можно клеить объявления с обеих сторон. Надеемся, что это спасет от мусора саму конструкцию.

Позаботились мастера и о прочности павильона. Например, урны просто так не утащишь: уж очень они тяжелые. Однако при всей их монументальности бак урны легко движется благодаря встроенному кронштейну, и, чтобы наклонить урну, не потребуется никаких усилий. То же касается и наборных лавок: оторвать от них доску будет непросто.

Что поделаешь, культурный уровень некоторых горожан таков, что приходится учитывать подобные риски, и любое сооружение должно быть не только красивым и удобным, но обязательно и антивандальным. Так, кстати, строили и остановку на улице Гагарина. Когда ее открыли, звучали обоснованные опасения, что что-то непременно испортят, оторвут какую-то мелкую деталь, которых здесь хватает.

— Мы старались заложить такой запас прочности, что за «сувенирами» к остановке надо было бы приходить с пассатижами, — вспоминает Дмитрий Анатольевич. — Да и те наверняка сломались бы. При всей кажущейся хрупкости деталей все было сделано довольно-таки антивандально. Но вообще, нужно приучать людей, особенно молодежь, к красоте. Если они будут воспринимать ее как естественную среду жизни, то и ломать ничего не станут. Почему они что-то портят? Хотят выделиться на фоне других: «Я взял и на «слабо» согнул какую-то деталь, размолотил фонарь».

Конечно, мы поинтересовались сроками завершения работ на Советской. Так будет ли установлен новый павильон к Новому году?

— Работы выполнены процентов на 96, — отвечает руководитель «Металлообработки». — Мы  уже произвели геодезические работы и поставили закладные детали. Собирать павильон будем из деталей непосредственно на месте: целиком остановку просто не перевезешь из мастерской.

 За чей счет «банкет»

Сразу хотим успокоить ярцевчан (а такие наверняка найдутся), которые сочтут, что потраченные на новую остановку деньги стоило бы израсходовать на что-нибудь более практичное. Например, на ремонт дорог или, с учетом сезонных особенностей, на их же очистку от снега. 

Не волнуйтесь, граждане: из бюджета города на этот проект не потрачено ни копейки. Его финансирует ООО «СТК Производственная компания». Вот такой подарок к Новому году решило сделать предприятие городу!  Поэтому в одном из врезанных в деревянную «стену» окошек вместо декоративного деревца размещен логотип ООО «СТК ПК», что, на наш взгляд, абсолютно правильно и справедливо. Это не первый и, мы уверены, не последний пример поддержки города предприятием.

Кстати, некоторое время назад по заказу Администрации Смоленска мастерская Дмитрия Евсеева изготавливала так называемые «малые архитектурные формы», а проще говоря, лавочки и урны, которые сейчас украшают улицы Маяковского и Ленина в областном центре. Для финансирования этих работ были привлечены предприниматели города. А  Администрация Смоленска нашла, на наш взгляд, отличный способ их заинтересовать: на каждую лавочку, купленную для города тем или иным предпринимателем, установлена небольшая алюминиевая табличка с выгравированным лазером названием предприятия и QR-кодом, отсканировав который, можно получить более полную информацию о предприятии. И городу хорошо, и бизнесу приятно — гениальная в своей простоте идея, достойная того, чтобы ее, как сейчас модно говорить, масштабировали и на другие города. 

 Нет предела совершенству

Обсуждая во всех деталях будущую остановку, невозможно было не коснуться и судьбы других произведений ярцевских мастеров. Например, многие, наверное, заметили, что остановка на улице Гагарина уже не выглядит так празднично, как вначале. Лампочки в миниатюрных фонариках, освещавших игрушечную улицу на спинке конструкции, перегорели; на дереве застыли следы клея: кто-то пытался клеить здесь объявления.

Вообще, эту остановку Дмитрий Евсеев называет «одной из получившихся задумок», однако признает, что пришло время ее немного «подновить»: освежить и деревянные фасады, и металлоконструкции, а заодно и несколько модернизировать освещение павильона. И только заменой перегоревших лампочек в крохотных фонариках дело не обойдется.

— Не все можно учесть сразу, какие-то мелочи проявляются позднее, — говорит  Дмитрий Анатольевич. — Время показало, что хорошо было бы завести светильники под крышу павильона, чтобы была полностью освещена вся остановка. То освещение, которое есть сейчас, не позволяет разглядеть «мультяшные» домики в темное время суток. Удачно в этом отношении получилось с Доской почета: мы сделали правильную подсветку и получили настоящий арт-объект, который заметен даже ночью. Что-то подобное нужно сделать и на остановке. Хотелось бы также вывести световые мачты и на крышу башни, чтобы она была хорошо видна хотя бы со стороны улицы Гагарина. Чтобы хотя бы немного рассеять ночную серость и темноту города.

 О несбывшихся, но незабытых планах

Еще одним интересным и оригинальным объектом в Ярцеве могла бы стать автобусная остановка у почтамта на улице Советской.

Несколько лет назад мастера уже приступили к работе и даже успели изготовить многие детали: лавочки, например, фонарные мачты.

Так как остановка должна была стоять у почтамта, в качестве концепции была выбрана тема почты. Кстати, эскиз красивого и оригинального остановочного павильона с круглой рекламной тумбой по соседству до сих пор хранится в мастерской Евсеева. Как и пять фонарей, изготовленных специально для остановки. И практически готовый «почтовый ящик», украшенный рожком, который с  XVII века стал символом почты. По задумке авторов, на стенах павильона предполагалось воспроизвести строки из писем, написанных в разные эпохи реальными жителями Ярцева, что иллюстрировало бы страницы истории нашего города. И вся эта  лента из писем, выжженных лазером на дереве, уходила бы в огромный почтовый ящик…

— Это могла быть переписка послереволюционных лет, письма с фронта Великой Отечественной, письма со стройки, — рассказывает Борис Латышев. — И мне уже присылали фотографии таких писем. Например, от знакомых я получил фотографию записки, написанной в 1941 году их родственником, жившим на тот момент в Москве: «Мама, я ухожу на фронт. Сегодня в три часа буду на Белорусском вокзале». А сейчас, с учетом событий последних лет, туда можно было бы добавить и письма бойцов СВО.

К сожалению, этот проект так и не был реализован. 

— Нас остановило то, что на том месте, где мы собирались поставить  остановку, появилось здание автокассы, — продолжает рассказ Борис Анатольевич. — Мы решили, что с архитектурной точки зрения это уже будет перебор — не хотелось лепить конструкции друг к другу, как ларьки на рынке. Тем более по стилю здание автокассы не соответствует остановке.

Но, судя по тому, что элементы несостоявшейся остановки у почтамта по-прежнему хранятся в мастерской, а не отправлены в переплавку, мастера от этого проекта окончательно не отказались. 

Может быть, местным властям имеет смысл подумать об этом, поискать какие-то варианты?  И все-таки достроить остановку? Уж больно красивая идея — жалко, если пропадет. 

 В качестве лирического  отступления (или завершения)

— На самом деле все это стоит гораздо дороже, потому что мы постоянно что-то переделываем, улучшаем, — говорит Борис Латышев. — Но Дмитрий (Евсеев — ред.) — местный житель и патриот города, и делать что-то тяп-ляп не для него. У нас сложился творческий тандем, мы единое целое.

Вот так походишь по мастерской, посмотришь на эскизы знакомых объектов, на фонарные столбы и колеса карет, кажущиеся в помещении огромными, да и подумаешь…

…Как много у нас все-таки талантливых людей. Талантливых и по-настоящему преданных своему городу и своей стране. Собственно, в России так было всегда. Но (и так тоже, к сожалению, было всегда) как мало мы умеем их ценить. Может быть, поэтому в городе иногда и появляются «арт-объекты», по поводу которых не шутит только ленивый. 

Да, конечно. Я знаю о законе 44-ФЗ, который ставит муниципальные власти в довольно жесткие рамки при заключении контрактов на выполнение тех или иных работ, о закупках и конкурсах… Но, честное слово, порой обидно бывает: зачем нам архитектурный ширпотреб, если можно иметь собственный, оригинальный бренд?

Татьяна Филимонова