Согласитесь, в нашем городе не так часто услышишь хороший отзыв о работе врачей. И не потому, что врачи плохие, а главным образом потому, что их катастрофически не хватает. Пациент, который должен за несколько недель записаться на прием к узкому специалисту, сидеть часами в больничных коридорах в окружении чихающих и хлюпающих носами граждан, а к кардиологу или ЛОРу и вовсе идти в платную клинику, не слишком расположен говорить комплименты медикам.
А вот добрые слова в адрес сельского фельдшера не такая уж редкость. То ли потому, что нагрузка на ФАПы все-таки меньше, чем на районную поликлинику. То ли потому, что в деревне все друг друга знают, а значит, и общение доктора и пациента является более неформальным. А может быть, туда специально отбирают только душевных и старательных людей? Чтобы разгадать эту загадку, мы побывали Михейковском фельдшерско-акушерском пункте, заведует которым фельдшер Валентина Птушкина.
Мечты имеют свойство сбываться
— Я родилась в Михейкове, коренная жительница этой деревни, — рассказывает Валентина Птушкина. — И стать фельдшером в нашем ФАПе было мечтой моего детства. Сколько себя помню, я хотела именно этого: даже не стать врачом, а работать фельдшером в своей деревне. Когда-то давно в этом ФАПе работала санитаркой моя бабушка Феня Панкратьевна Тельнова, и я часто ходила с ней на работу. Бывало, придем, все уберем, перечистим иголки шприцев — тогда они еще были многоразовыми. А потом я приходила в этот кабинет, садилась за этот стол и представляла себя фельдшером.
Так что вопрос, куда пойти учиться после школы, перед Валентиной не стоял. Как она сама говорит, не было у нее никаких «мук, связанных с выбором профессии».
Поддержали выбор дочери и родители. Папа всю жизнь проработал в совхозе «Михейковский» механиком, а мама — библиотекарем в деревенском клубе. Без их помощи, без моральной, да и финансовой поддержки было бы, конечно, очень трудно, тем более что в Вяземском медицинском училище, куда поступила Валентина, не оказалось общежития, и нужно было снимать комнату.
По окончании медучилища девушка проходила преддипломную практику в Михейковском ФАПе под руководством фельдшера Людмилы Дудневой. О ней, как и о другом своем наставнике, терапевте Ярцевской центральной районной больницы Игоре Елисеенкове, Валентина Птушкина вспоминает с глубоким уважением и огромной благодарностью.
— Людмила Михайловна Дуднева — это отличный высококлассный фельдшер. К сожалению, она рано ушла с должности, но всему, что я сейчас умею, я обязана ей и нашему участковому терапевту Игорю Владимировичу Елисеенкову, который приезжал к нам в деревню два раза в неделю, — говорит Валентина Витальевна. — Они научили меня всему. Когда они вели прием, я сидела рядом и все запоминала и записывала. Конечно, медучилище дает определенную базу, набор необходимых знаний и навыков, но теория — это одно, а жизнь и практика — совершенно другое.
А сейчас Валентина Птушкина — сама опытный фельдшер с 24-летним стажем, и теперь уже к ней на практику, в родной Михейковский ФАП, приходят студенты-медики.
Выходит, мечты, и правда, иногда сбываются.
Настоящий земский доктор
Впрочем, до исполнения детской мечты оказалось не рукой подать. Пятнадцать лет жизни Валентины Птушкиной связаны с деревней Чистой Михейковского сельского поселения, где она оказалась после окончания Вяземского медучилища — и сразу в должности заведующей Новосельским ФАПом.
Слушая рассказ Валентины Витальевны об этом периоде ее жизни, невольно вспоминаешь «Записки юного врача» Михаила Булгакова, потому что, хотя этих двух медицинских работников и разделяет целый век, а специфика труда сельского доктора, оказывается, не слишком изменилась за сто лет.
— Хотя население Чистой и было небольшим, но среди жителей деревни было немало таких, у кого не было не только медицинского полиса, но даже и паспорта, а значит, в районной поликлинике их не принимали, — вспоминает Валентина Птушкина. — И практика там у меня была лучше, чем в Михейкове. Пневмонии, рожи, ожоги — все приходилось лечить самой.
Можно сказать, что Валентина Витальевна в своем Новосельском ФАПе была настоящим земским доктором — задолго до появления одноименной государственной программы, и, конечно же, без дополнительного денежного стимулирования. Причем, кроме врачебной практики, молодому фельдшеру приходилось делать многое, что уж точно не входит в перечень должностных обязанностей медработника. Например, заниматься судьбами детей из социально неблагополучных семей.
— Поначалу я плакала, когда видела этих детей, потому что просто боялась за их жизни, а поэтом стала способствовать тому, чтобы ребят из неблагополучных семей определяли в приюты, в социально-реабилитационные центры. Сейчас эти дети выросли, и никто из них не вспоминает меня плохим словом, — продолжает Валентина. — Да и не только это. В первую очередь приходилось заниматься социальной работой, а уже потом — медициной. Магазинов в деревне не было — я привозила местным жителям продукты, если было нужно. Ухаживала за лежачими, «воевала» с сельской администрацией и различными организациями. Света в деревне нет — я звоню в районные электросети. Воды нет — звоню в Водоканал. А что было делать?
Где родился, там и сгодился
Заведующей Михейковским ФАПом Валентина Птушкина стала в 2018 году. Какое-то время с мужем и сыном она жила на Пионерном, но потом купили дом в деревне и перебрались сюда насовсем, поближе к родителям.
— Я очень хотела вернуться домой и нисколько не жалею об этом решении, — признается Валентина Витальевна. — Мне кажется, где родился, там и сгодился. Я знаю всех своих пациентов: детей — с рождения, а людей преклонного возраста — всю свою жизнь. Знаю их болезни, привычки, настроения. Знаю, с каким словом к кому подойти, и бывает даже так, что придешь на вызов, поговоришь с больным — и ему уже легче. Это ведь очень важно, чтобы пациент доверял своему доктору.
Свой ФАП фельдшер Птушкина считает самым лучшим в районе. Может быть, Валентина Витальевна и не вполне объективна, но здание действительно добротное и удобное, чем, к сожалению, могут похвастаться не все ФАПы Ярцевского района.
— Здесь есть вода, автономное отопление, санузел, — рассказывает заведующая ФПАом. — В 2018 году был сделан капитальный ремонт: заменили окна, отремонтировали кровлю. Если раньше здесь были деревянные полы, то сейчас все в плитке. В Новоселье я 15 лет топила русскую печь дровами: утром прихожу — кругом лед. И за километр за водой ходила. А здесь чисто, сухо, тепло, удобно.
В ФАПе оборудовано несколько кабинетов: процедурный, детский, прививочный, гинекологический, кабинеты приема и ЭКГ, комната отдыха. Несколько лет назад приобрели новый электрокардиограф и электронные весы для детей до года, которые сразу показывают вес и рост ребенка.
Конечно, таким проблем, как в Новоселье, в Михейкове нет. Город совсем рядом, и это во многом упрощает жизнь как для местных жителей, так и для сельского фельдшера. Но без трудностей все равно не обходится. Тем более что Михейковский ФАП обслуживает около тысячи человек, из которых 187 — дети от нуля до 18 лет. В деревне большая школа, есть детский сад на 36 человек.
— Фельдшер на селе — работа трудная, не столько даже в физическом, сколько в моральном и эмоциональном плане, — говорит Валентина Витальевна. — Каждый день к тебе на прием приходят люди. Бывают дни, когда приходит до 50 человек, и каждого надо выслушать, пропустить через себя. Кроме того, здесь нужно хоть немного разбираться в разных медицинских профилях; быть немного терапевтом, немного — педиатром. И ЛОРом, и окулистом, и неврологом. Приходят люди с разными заболеваниями, и я должна не просто направить больного в поликлинику к узкому специалисту, но и постараться чем-то помочь. Все это приходит с опытом, с накоплением багажа знаний.
Лучше предупредить,
чем лечить
— Основная функция всех ФАПов — диспансерная, — рассказывает Валентина Птушкина, — мы должны предупреждать болезни, потому что, как известно, лучше предупредить, чем лечить. Это касается и взрослых, и детей. На сегодня все ученики Михейковской школы прошли диспансеризацию и осмотрены педиатром и узкими специалистами. Моя задача — измерить рост, вес, выдать направления на анализы, получить у родителей детей согласие на диспансеризацию и, конечно, контролировать посещение специалистов. Плюс к этому — большая прививочная работа; вакцинацию получают по 40-50 человек в месяц.
Казалось бы, ничего сложного, но в последние годы вдруг возникла проблема, с которой медики прошлых лет не сталкивались. Ее можно было бы определить словами «каждый сам себе доктор».
Появилась категория людей, которые, почерпнув «медицинские знания» из Интернета, начинают лечиться самостоятельно. Хуже того, лечат так и своих детей. Сталкивается с подобными ситуациями и Валентина Витальевна. Вот, например, недавно ей пришлось направлять в стационар девочку с двусторонней пневмонией, которую родители долго лечили по Интернету.
Есть среди родителей школьников и «антипрививочники», и такие, кто не дает разрешения даже на осмотр ребенка. Не так давно одна мама запретила делать своему ребенку диаскинтест (Диаскинтест — метод диагностики туберкулеза, похожий по технике проведения на реакцию Манту — ред.). И это при том, что ситуацию с заболеваемостью туберкулезом в нашем регионе трудно назвать безоблачной.
К счастью, таких среди жителей Михейкова немного: взрослое население охотно проходит диспансеризацию.
Большое подспорье в работе сельского фельдшера — «Поезда здоровья», которые ежегодно приезжают из Смоленска в Михейково, как и в другие села и деревни нашего региона.
— Поезд укомплектован не только современным оборудованием, но, главное, врачами всех основных специальностей, — рассказывает Валентина Птушкина. — В городе к таким специалистам еще попробуй попади, а у наших жителей регулярно появляется такая возможность. Конечно, жители охотно посещают специалистов: за день больше 150 человек проходит диспансеризацию. Кроме этого, для местных жителей проводится диспансеризация и на базе ФАПа. Я сама беру анализы крови, делаю кардиограмму, а из Ярцевской поликлиники приезжают флюоромобиль (передвижной флюорографический комплекс) и некоторые узкие специалисты.
Специалист очень широкого профиля
Рабочий график у сельского фельдшера очень напряженный: с утра — прием, затем вызовы на дом и патронаж младенцев до одного месяца.
Кстати, как раз во время нашей беседы с Валентиной Птушкиной стало известно, что еще один маленький михейковец, на днях появившийся на свет, вернулся с мамой из роддома в родную деревню. И, конечно, фельдшер тут же засобиралась навестить своего нового пациента.
Всего же в 2024 году в Михейкове родилось пятеро малышей.
— Это, конечно, мало, — сетует Валентина Витальевна.— А ведь были года, когда рождалось по 19-20 детей. Сейчас Михейково растет, активно строятся новые улицы, а вот рожают мало.
Правда, и без патронажа работы у фельдшера хватает. В период пандемии ковида с ног сбивалась, вспоминает Валентина Витальевна, открывала по 25 больничных в день. Да и сейчас из-за недостатка терапевтов в районной поликлинике фельдшерам приходится работать на приеме в городе.
Много времени уходит и на оформление документации: только журналов в день нужно заполнить пять-шесть. А есть еще и медицинские карты — в бумажном и электронном виде.
Но все это специфика профессии. Впрочем, Валентина Птушкина не видит проблемы и в этом: не зря ведь коллеги называют ее очень активным работником. Сама же хозяйка Михейковского ФАПа немного корректирует эту характеристику.
— Я легка на подъем и на работу всегда прихожу в хорошем настроении, — говорит Валентина Витальевна. — Даже если бывают какие-то неприятности дома, я не имею права выплескивать свой негатив на больных. Всегда стараюсь найти общий язык с каждым человеком, поддерживать хорошие отношения и с пациентами, и с начальством, и с коллегами, помочь, если нужно. Некоторое время назад у меня на практике была студентка медучилища, которая колебалась, стать ли ей фельдшером в ФАПе или работать на «скорой». Я постаралась рассказать и показать ей все особенности и хитрости нашей работы, как когда-то старшие товарищи показывали их мне. И сейчас моя практикантка трудится фельдшером в Сапрыкино, а мне приятно, что и я имею к этому некоторое отношение. Мне вообще нравится отдавать людям то, что когда-то дали мне.
Несколько лет назад первая учительница Валентины Птушкиной передала своей бывшей ученице листок бумаги, на котором неуверенным детским почерком выведено: «Я хочу быть врачом». Эту запись маленькая Валентина сделала еще в первом классе, едва научившись писать.
Прекрасно, когда детские мечты сбываются, даже если жизнь и вносит в них свои коррективы. Но еще важнее оказаться достойным собственной мечты и найти свое место в жизни и в профессии.
— Я даже не представляю, кем могла бы стать, если бы не была фельдшером, и задумываться об этом не хочу, — признается фельдшер Михейковского ФАПа. — Я не хочу работать ни в городе, ни в какой-то другой деревне. Здесь все мое, все по мне. Мне все здесь нравится, даже запах лекарств и антисептиков. Другой работы мне не нужно.
Татьяна Филимонова