Ну, ты и рыжий

(Продолжаем вспоминать «Рыжий день» в Ярцеве)

Нет повести печальнее на свете

Кто не знает шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта»? За четыре с лишним века ее существования эта история была пересказана несчетное количество раз, и каждый режиссер искал свой особый язык, свои выразительные средства.

Но как сжать трехчасовую пьесу до тридцати минут, да еще показать ее не в тишине театрального зала, а на улице?

Эту задачу с успехом удалось решить народномутеатральному коллективу «Эксперимент»Городского центра культуры и досуга городаИрмино Луганской Народной Республики.

Коллектив из Ирмина, которое, кстати, является родиной стахановского движения в СССР, для ярцевчан больше, чем гости. Это наши друзья — с тех самых пор, как в феврале 2023 года команда Дворца впервые побывала на Донбассе.

— Мы в восторге от фестиваля, — поделились впечатлениями артисты из ЛНР. — Мы в вашем городе не в первый раз, и нам все очень нравится. Каждый раз, когда мы приезжаем, получаем новые впечатления, и они все лучше и лучше. 

Что же касается «Ромео и Джульетты», то спектакль имеет подзаголовок «История, рассказанная на площади», и уже это определяет его особенности.

— Это новаторский спектакль, — рассказал руководитель коллектива Сергей Являнский. — История Ромео и Джульетты изложена специально для уличного фестиваля и рассказана за полчаса. Это история о борьбе чистого и светлого с низменными человеческими порывами. И вера в то, что любовь способна победить ненависть.

Луганским артистам все удалось, а помогли им в этом музыка, хореография, оригинальные костюмы и, конечно же, актерская игра. Образы получились органичными и узнаваемыми, несмотря на допущенные режиссером вольности, например, на то, что роли Тибальта и Меркуцио сыграли две симпатичные девушки со шпагами в руках.

Словом, «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».

Черное и белое

Мастерство, юмор и стиль — именно так я бы описала спектакль «Автобус чудес» в постановке московского театра «Черный квадрат». Все, что делала на сцене эта команда акробатов, мимов, жонглеров в черно-белых трико, казалось, было пронизано улыбкой — иногда скрытой, а иногда и явной. Например, когда разыгрывался «трюк» с исчезновением человека, в роли которого выступил один из зрителей. Артисты словно приглашали поверить, что все их трюки — это легко и просто и доступно каждому, но сколько же волшебства было в этой простоте!

Как завороженная, публика следила за действом в «Белом лесу», которое на их глазах разыгрывали артисты театра «Эскизы в пространстве» из Москвы. На мой взгляд, этот спектакль с его монохромом, мифическими великанами иживотными, которые то проплывают по сцене, растворяясь в мерцающем свете прожекторов, то спускаются к зрителям, с его завораживающей пластикой, музыкой и загадочным гумилевским «Жирафом» — сплошная метафора, разгадать которую непросто. А может быть, и не нужно разгадывать, потому что театр — это всегда тайна и волшебство.

Когда все понятно без слов

Когда на улице совсем стемнело, настало время коллективов, для которых темнота — необходимый фон для творчества.

Особенно тепло и бурно зрители поддерживали выступление уличного театра «Маска» из нашего Центра детского творчества. Наверняка, ребятам было непросто выйти на одну сцену с солидными профессиональными коллективами, но выглядели они очень достойно. А их выступление стало не просто набором эффектных трюков, но единым спектаклем «Странник во времени», рассказывающим об одиночестве и тоске последнего во Вселенной человека. 

Тула, как известно, славится пряниками и самоварами. Но теперь мы по заслугам добавим в этот почетный список и тульских барабанщиков. К этому нас побудило их шоу «Crazi Army DrumShow». 

Синхронная, наполненная драйвом игра на ударных инструментах в сочетании с акробатическими элементами, хореографией и множеством интересных эффектов стала поистине захватывающим зрелищем. 

А когда музыканты еще и провели конкурс барабанщиков из числа местных жителей, сердца ярцевчан были навсегда покорены. Кстати, победил в нем мальчик Мирон, сумевший сделать за 30 секунд 337 ударов по барабану. В награду за свой рекорд Мирон получил те самые барабанные палочки, что принесли ему успех. 

Завершился уличный фестиваль театров эффектным неоновым световым  шоу «Вперед в прошлое» от Neonshow project (Москва).

— Мы говорим со зрителем на языке музыки и танца, добавляем игру света и получаем волшебство! — пишут артисты на своей страничке в «ВК». И это действительно так: то появляясь, то тая в темноте, артисты перевоплощались в Элвиса Пресли, Майкла Джексона и других мировых знаменитостей, превращая их в световыеперсонажи.

Ну, ты и рыжий

…«Рыжий день» отшумел, отсверкал и ушел в историю. Какого труда он стоил своим создателям, поймет каждый, кто хоть когда-нибудь что-нибудь организовывал. Но ведь один из законов театра гласит: зритель не должен видеть усилий, которые актер вкладывает в работу над ролью. Балерина порхает по сцене, «летит, как пух от уст Эола», и лишь за кулисами со слезами разминает стертые в кровь пальцы ног. Дурашливая улыбка не сходит с лица мима, а если на белом гриме вдруг и проступает дорожка от пота, то из зрительного зала все равно не видно…

О впечатлениях зрителей говорят многочисленные восторженные отзывы. А что думают по этому поводу организаторы масштабного действа?

— Мы очень рады, что первый блин оказался не комом, — говорит директор Дворца культуры Татьяна Пастухова. — И очень благодарны всем, кто нам помогал. Фестиваль проходил при поддержке Правительства Смоленской области, а его генеральным партнером стало АО «Альфа-Банк». Также партнерами фестиваля были ООО «Смит-Ярцево», ООО «ЕМФ-Технологии», ОО «Ярцевский металлургический завод», ООО «Группа Компании Блиц», центр дополнительного образования «Клевер». 

Концепцию фестиваля разработал Антон Михайлович Орел, который стал и его режиссером. Но также я хочу подчеркнуть, что в подготовке и проведении мероприятия участвовали не только творческие коллективы, но все сотрудники Дворца. Я очень благодарна нашей мастерице Ларисе Ломакиной, которая изготовила «космического» дракона, швее Юлии Рожковой (все костюмы — творения ее рук), техническим службам, поддерживающим чистоту на территории и ухаживающим за клумбами, родителям наших маленьких артистов, которые помогли приобрести дорогостоящий грим, который не течет на тридцатиградусной жаре.

Я думаю, нам удалось создать праздничное настроение ко Дню города, он в этом году получился оригинальным.

А еще накануне праздника я спросила Антона Орла, почему было выбрано именно такое название: «Рыжий день».

— Яркости хочется. Надоели серые будни, — был мне ответ. 

Что ж, ярких номеров, ярких личностей, талантов здесь было с избытком. А я думаю, что «рыжий» в данном случае — это еще и не такой как все, особенный. И хочу сказать сотрудникам Дворца огромное спасибо за то, что они не хотят жить унылой жизнью унылого ДК в заштатном провинциальном городе — и нам не дают. За то, что им всегда больше всех надо. За то, что они вечно что-то придумывают и куда-то «лезут». За то, что рискуют и выигрывают. 

За то, что они такие «рыжие»!

Татьяна Филимонова