Владимир Цыганов: «Поисковое движение не для случайных людей»

Совсем недавно поисковый отряд «Рядовой» вернулся из учебно-тренировочной Вахты Памяти. Она прошла на территории Михейковского сельского поселения. Руководитель отряда Владимир Цыганов взял в свои ряды школьников. Они впервые отправились на поиски, и поэтому было принято решение далеко от Ярцева не уезжать. У юных бойцов прошел первый выход в поле. 

Ребятам удалось найти немецкий штык-нож, барабан от пулемета ДП-27 (пулемет Дегтярева пехотный), два минометных снаряда (122мм), один минометный снаряд (85мм), гильзы от пистолета ТТ и многое другое. Экспонаты отправятся в музей поискового движения Ярцевского района. Пока эмоции свежи, а находки еще чистятся и приводятся в порядок, мы встретились с участниками отряда «Рядовой». Обсудили итоги выезда, первый опыт и новые знакомства. 

— Как прошла Вахта Памяти? 

— Работали в окрестностях деревни Скачково на берегу Царевича, — рассказал руководитель отряда «Рядовой» Владимир Цыганов. — Решили далеко не ехать, потому что у нас в отряде были дети. Поначалу рассчитывали поработать за деревнями  Шишкино и Зайцево, но там вместо леса сплошные вырубки. Все заросло. Вахта Памяти прошла хорошо, но не успешно. Потому что не подняли ни одного бойца…

— В отряде много молодых поисковиков. Какие мотивы движут людьми, которые приходят в «Рядовой»? 

— Я занимаюсь поиском с 2001 года. Не собираюсь бросать. Пока ноги ходят, будем искать. У меня отец воевал: прошел всю войну и попал в Японию. Дед пропал на фронте без вести. Дядя был танкистом, скончался от ран. Так что для меня  это семейное. Кем-то движет желание увидеть войну своими глазами, пропустить через свои руки и сердце. У кого-то пропал родственник… 

Но встречаются люди, которые приходят с целью наживы. С ними выходишь на поиск, они находят экспонаты и сразу говорят, сколько они стоят. Некоторые приходят чисто из-за удостоверения поисковика. Поэтому в нашем отряде все строже: удостоверение получает человек, который занимается поиском два года. Мы не выдаем этот документ сразу, как только человек приходит в отряд. Нужно познакомиться, понять, каков он в работе и что им движет. Кому интересна поисковая работа, тот остается, а кто случайный — надолго не задерживается.

— У нас есть ребята, которые с нами ходят очень давно, — дополняет руководитель Ярцевского молодежного центра Галина Аверьянова. — Захар Герасимов окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Он по профессии историк. В школьные годы учился в музыкальной школе по классу фортепьяно. После обучения в СПБГУ поступил в наше Смоленское музыкальное училище имени Глинки на вокальное отделение. Подрабатывал в филармонии, пел в церкви. Влад Бобров окончил естественно-географический факультет Смоленского госуниверситета  и магистратуру в сельскохозяйственной академии. Наш поисковый отряд объединяет умных, образованных, целеустремленных ребят. Старшие учат младших. На эту Вахту Памяти с нами поехали десятиклассники. В свободное время Захар читал им лекции по истории. 

На тренировочный выезд впервые отправился ученик десятого класса средней школы №9 Алексей Терещенко. Леша состоит в юнармейском отряде, увлекается военной культурой и историей, играет на аккордеоне. Интересно, что он правнук дважды Героя Советского Союза, генерала-полковника авиации Владимира Дмитриевича Лавриненкова.

— Мне интересно изучать внешнюю политику всех стран, историю воин, вооружение,  дополняет рассказ о себе Алексей. — Читаю книгу древнекитайского стратега и мыслителя Сунь-цзы «Искусство войны». Мне нравится, как он тонко передает свою мудрость. Например, он пишет, что врага надо не побеждать, а изнурять; если у тебя что-то есть, то показывай врагу, что у тебя этого нет.

— Почему отправился на Вахту Памяти? 

— Однажды на работе у родителей я увидел большой металлоискатель. Спросил: «Можно ли попробовать?» Отец мне разрешил и показал место, где можно пощупать. Так я впервые нашел два снаряда и две каски. Захотел попробовать себя в роли бойца поискового отряда. И тут мне звонит Елена Владимировна Дмитриченко из молодежного Центра  и предлагает поехать на Вахту Памяти. Я согласился сразу же.

— Что запомнилось в поездке? 

— Нашли яму площадью почти с сотку. Но оказалось, что на том месте был сгоревший дом, так что обнаружили  только товары быта и сельскохозяйственного назначения.  Зато когда мы в третий раз выехали в поле, то нашли каску, гранаты, а я нащупал своим щупом три минометных снаряда. 

— Какие новые знакомства ты приобрел? 

— Захар Герасимов для нас устроил лекции. Про советско-финскую войну, про локальные конфликты и, конечно, про Великую Отечественную. Познакомился с моим ровесником Артемом. За эти десять дней у нас обнаружилось много общего. Например, мы оба любим стратегии в реальном времени. Кстати, на Вахте Памяти ему исполнилось 17 лет.

— Чем собираешься в дальнейшем заниматься? 

— Окончу одиннадцатый класс и буду поступать в Военную Академию имени Можайского в Питере. Иду по стопам отца. Он бывший подполковник, и я собираюсь поступить учиться на военного топографа. Потом хочу отправиться для дальнейшего прохождения службы в Сирию. Хочу закончить там гражданскую войну.

Руководитель Ярцевского молодежного центра Галина Аверьянова ездит вместе с поисковым отрядом с 2018 года. Она отвечает за полевую кухню. Пока бойцы на поисках, Галина Геннадьевна готовит еду. У каждого свои обязанности, но все вместе делают одно общее дело.

Поисковый отряд «Рядовой» проводит работы в основном в Ярцевском районе. По возможности ребята выезжают в другие города и деревни в пределах нашей области. Владимир Афанасьевич Цыганов отмечает, что отряд приглашают на поисковые работы в Курскую область, Карелию, но все упирается в финансирование. Пока нет возможности уехать далеко и надолго. В основном отряду помогает Ярцевский молодежный центр и что-то «перепадает» от Центра «Долг».

— Сложно ли установить имя погибшего бойца? 

— Первый вариант — экспертиза. Родственники одного погибшего бойца из Беларуси  сделали экспертизу останков 22 поднятых бойцов и все-таки нашли своего. Это, конечно, очень дорого.

Второй вариант – искать по документам. Но здесь многое не сходится. Слишком много случайностей.

Всех никогда не поднимут. Кто сгорел, кто утонул в болоте, кто похоронен без железа…

Мария Кучерявенко, студентка СмолГу