В прошлый понедельник в России отметили День семьи, любви и верности. Несмотря на относительную молодость этого праздника, а также на то, что он был учрежден «сверху», россияне праздник приняли. Сформировались и особые, связанные с этим ромашковым днем традиции. Так, 8 июля проходит много свадеб: молодожены верят, что их союз будет прочнее, если его заключить в день памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских. А во всех российских городах чествуют пары, отметившие серебряную, а то и золотую свадьбу и собравшие вокруг семейного очага поколения детей и внуков.
Одна из таких пар — Татьяна Васильевна и Александр Сергеевич Нестеровы, награжденные в этом году медалью «За любовь и верность».
Навстречу друг к другу
Общаясь с этими людьми, в какой-то момент начинаешь ловить себя на мыслях о судьбе, которая только ей ведомыми тропами ведет людей навстречу друг к другу, о двух половинках единого целого, а также о том, что суженого и конем не объедешь.
…Татьяна Васильевна родилась в деревне Лошкаево, которой сейчас уже нет на карте Ярцевского района. Отец много работал, а мать управлялась с большим хозяйством и воспитывала троих детей, поэтому детство их, как вспоминает наша героиня, «было сытым, но трудовым: нужно было и сена для скота заготовить, и за скотиной присмотреть, и воды наносить», так что вставать приходилось «на росу», то есть часа в четыре утра. Для детских игр времени оставалось мало. Лет с шести Таня пасла гусей, и, если случалось, что отбившуюся от стада птицу утащит лиса, девочке, бывало, перепадало на орехи.
Позже семья переехала в деревню Ярцево-Гурьево, а в школу Татьяна ходила пешком сначала в Засижье, а потом в Суетово (10 километров туда и обратно), где и окончила 10 классов.
Получив аттестат зрелости, девушка уехала в Белоруссию, где в Барановичах жили ее родственники, и устроилась на завод торгового машиностроения, выпускавший качественные холодильники, мясорубки и прочую технику для предприятий торговли и общественного питания.
Жизнь в соседней республике складывалась для Татьяны очень удачно. На заводе она работала штамповщицей, и, несмотря на шумное производство, работу свою любила, как вспоминает сейчас, за разнообразие. А шум — что шум? Где его нет! Но часто девушке поручали и должность «распреда» (распределителя работ), учетчика, по-нынешнему.
Кроме этого, без отрыва от производства Татьяна окончила курсы по специальности «секретарь-машинистка», и ее приглашали на работу делопроизводителем в воинскую часть.
В Барановичах Татьяна Васильевна даже избиралась депутатом городского совета, и, хотя народной избраннице на тот момент не было и двадцати, ее уважали за ответственность и стремление помочь в любой просьбе.
Словом, все шло к тому, что молодая активная девушка навсегда осталась бы в Барановичах и, вполне вероятно, выбрала бы себе в женихи какого-нибудь бравого военного, тем более что лётная часть располагалась по соседству, и претендентов на руку и сердце было достаточно.
Но у судьбы на Татьяну были другие планы. Года через четыре сильно заболела мать, и девушке пришлось вернуться в Ярцево и устроиться ткачихой на хлопчатобумажный комбинат.
Признаюсь, я не удержалась от вопроса, не жалеет ли Татьяна Васильевна о таком жизненном повороте.
— Я абсолютно не жалею, что все произошло именно так, — не задумываясь отвечает женщина. — И очень благодарна судьбе за то, что я приехала в Ярцево и встретила своего мужа. Не нужен мне был никакой летчик, а оказался нужен простой рабочий. Во всех «претендентах» до него я находила какой-то дефект, а Саша запал мне в душу. Может быть, потому что всегда был искренним, добрым и отзывчивым.
Александр Сергеевич в это время проживал свою, в общем-то, обычную для молодежи 70-х жизнь. В детстве его растила одна мать, так что и протопить печку, и приготовить еду, и сделать что-то по хозяйству было для него обычным делом. Да и годы спустя, уже в своей семье, когда в конце 80-х жили по талонам, и готовил, и сам пек хлеб, да такой, что и в магазине не купишь.
— Настоящий мужчина все должен уметь, — считает Александр Сергеевич.
Окончил восемь классов в пятой средней школе, отслужил в армии, отучился на курсах каменщиков. Хотя работа строителя не из легких, Александр мечтал о ней буквально со школьных лет. Мальчишкой смотрел, как возводят новые дома, и это казалось ему необыкновенно красивым, поэтому решил, что и сам обязательно освоит искусство каменщика.
Забегая вперед, скажем, что своей профессии он не изменял всю жизнь. Много зданий в Ярцеве, да и в других городах области в буквальном смысле — дело его рук: комплекс «Оазис» на трассе М-1, «КЦентр», бассейн и магазин «Товары для дома» на Пионерном, отель «Гостиный двор» в Мушковичах, здание банка в Сафонове. Каменщиком отработал до пенсии, да и потом продолжал возводить частные жилые дома. И, между прочим, когда сын задумал строиться, дом они построили за год вдвоем, никого не нанимали. Владимир в этом плане в отца — мастер на все руки.
Кстати, умение видеть красоту рабочей профессии отличает обоих супругов Нестеровых — романтическая черта, к сожалению, почти полностью утраченная сегодня.
Если она есть, то выкладывать кирпичик к кирпичику на ветру и палящем солнце не проблема, а радость, ведь только так и строится дом. Если она есть, то и шум в ткацком цехе не мешает, потому что за ним виден конечный результат. А когда очередная смена ткачей и прядильщиков идет на комбинат, — зрелище действительно впечатляющее.
— Я всегда восхищалась, сколько народу идет. Меня это очень привлекало, — вспоминает Татьяна Васильевна.
Потому и окончив Текстильный техникум и получив профессию бухгалтера промышленного производства, женщина осталась верна своим станкам и проработала ткачихой всю жизнь.
О магии красного пальто
Память, как известно, избирательна. Ты можешь напрочь забыть о каких-то, может быть, и значительных событиях, а вот как была одета девушка, в которую ты влюбился с первого взгляда 45 лет назад, будешь помнить всегда. Сколько лет прошло, а Александр Сергеевич отлично помнит красное пальто, которое было на симпатичной девушке в вечер их первой встречи.
Живя в Барановичах, на праздники Татьяна приезжала к матери и с подругами ходила на танцы в Суетово. Туда же ездил с друзьями и Александр. Там и встретились молодые люди в начале 1979-го, там и «приметил» Александр свою будущую жену.
А красное пальто в талию Татьяна купила в Белоруссии — в советские годы эта республика отличалась качественной одеждой — да еще украсила его лисьим воротником и шапкой из того же меха, так что не заметить ее было сложно.
Но и Александр был парень видный. Густые, длинные — по тогдашней моде — волосы и мотоцикл «Ява» сражали девушек наповал. Однако подойти тогда к Татьяне не решился — помешала скромность. «Дружить» молодые люди стали уже позже, после случайной встречи в общей компании. Но случайность эта, как показала жизнь, стала судьбой.
— Цветов и подарков не приносил, — признается Татьяна Васильевна. — Но был очень внимательным, скромным и этим теплом привлек к себе. Да и красавец был, одни черные волосы чего стоили! Подруги завидовали.
Кстати, из-за этих самых волос Александр «пострадал» еще в школе.
В те времена педагоги не были особенно озабочены правами учащихся и порой использовали весьма экстравагантные по нынешним меркам методы воспитания. А получилось так, что восьмиклассник Нестеров задремал на уроке. Не выспался — бывает. Но учительница, которую, видимо, возмутил не только сон на уроке, но и прическа юноши, решила бороться и с тем, и с другим радикально: подошла и отрезала прядь волос.
Оскорбленный подросток собрал книжки и тетрадки и покинул класс, заявив, что вернется, когда волосы отрастут до прежней длины. Неизвестно, чем закончился бы этот демарш, тем более что матери Александр ничего не рассказал, исправно в положенный час уходил из дома, но вместо уроков гонял в футбол. Вполне вероятно, что он остался бы без аттестата, а то и был бы поставлен на учет как трудный подросток, если бы не мудрость педагогов пятой средней. Через месяц домой к строптивому ученику пришла целая делегация во главе с директором и убедила Сашу вернуться в школу. Став взрослым, Александр Сергеевич совсем по-другому оценил и свое тогдашнее поведение, и действия учителей.
Большая семья
Предложение своей будущей жене Александр сделал на День молодежи, когда в конце праздника молодые ярцевчане отправились на берег Вопи жечь костер — такая тогда была традиция. Воспоминания о том, как это было, как и дата — 27 июня в 1980 года — живы в памяти у обоих по сей день.
А поженились 29 октября, и с тех пор этот день — один из главных семейных праздников.
Начинали совместную жизнь молодые супруги в маленьком доме мамы Александра на Красном Молоте. Там же родились и дети: в 1981-м дочь Наталья, а через три года — долгожданный сын Владимир.
— Конечно, было нелегко, — вспоминает Татьяна Васильевна. — Муж постоянно был на работе, и я трудилась в три смены. А потом наступили такие времена, что в магазинах нечего стало купить, но все равно мы старались, чтобы дети ни в чем не нуждались, хорошо учились, посещали кружки.
Большим счастьем стало получение квартиры в одной из первых ярцевских шестнадцатиэтажек, которые строил для своих работников новый чугунолитейный завод — гигантский проект 70-х годов прошлого века. Не смущало даже то, что это первое семейное гнездо представляло собой голые стены, и все предстояло делать самим, а стройматериалы приходилось поднимать на 11-й этаж без лифта. Зато с соседями сдружились так, что весь дом, казалось, стал одной дружной семьей.
Вообще в молодости жили очень активно: занимались спортом, ходили на футбол, много гуляли. Совместные прогулки и до сих пор любимый досуг супругов.
Незаметно выросли дети — у каждого из них уже давно своя семья, свой дом.
— У нас хорошие дети: дружные, заботливые, близкие друг к другу и к нам. Мне кажется, они никогда не бросят нас ни в какой ситуации, — делится Татьяна Васильевна. — Все живут в Ярцеве, все около нашего гнездышка. Дочь работает на заправке, у нее двое детей, и наша старшая внучка недавно окончила медицинский колледж и получила диплом фармацевта. А с мужем своим дочь знакома еще с детского сада. Сын — электрик шестого разряда, сейчас работает на заводе «Металлист»(Корпорация «Grand Line». — Ред.) и с семьей живет неподалеку от нас. У них трое деточек: шестнадцати, девяти и двух лет. И невестка с зятем нам тоже как родные дети. Нашей большой семьей мы собираемся на все праздники, и это такая радость!
Внуки тоже с удовольствием гостят у бабушки с дедушкой. Особенно здесь раздолье мальчишкам: хочешь — рыбачь в собственном пруду, хочешь — помогай дедушке в его мастерской.
— Я люблю возиться с внуками, — рассказывает Татьяна Васильевна. — Когда росли дети, приходилось много работать, да и хозяйство отнимало время. А сейчас просто хочется побыть с детьми, понаблюдать, как они растут. Когда мы поженились, муж мечтал, что у нас будет пятеро детей: сам-то он рос без братьев и сестер. Судьба распорядилась так, что детей у нас двое, зато внуков пятеро — получается, что мечта Саши сбылась, пусть и в следующем поколении.
Приусадебный Эдем Нестеровых
В нашем городе очень многие наслышаны о необыкновенном приусадебном участке Нестеровых на Красном Молоте; четырежды они входили в тройку победителей ежегодного общегородского конкурса «Ярцево — наш общий дом» в номинации «Лучшее подворье». И гордиться действительно есть чем: по всей территории то и дело выглядывают из цветов избушки сказочных персонажей. Журчит фонтан, струится водопад. А неподалеку пруд с мостиком и карасями. Пробовали запускать карпов, делятся супруги, но те почему-то не прижились, а вот караси расплодились. Однако, несмотря на то, что их сейчас живет несколько десятков, ни один из них не попал на сковородку.
— Как можно, — объясняют супруги Нестеровы. — Это же наши домашние караси. Разве что внуки ловят их и затем выпускают обратно в воду.
Словом, создали своими руками настоящий Эдем на приусадебном участке. А начиналось все с обычного огорода, как у всех: картошка, грядки. Но вскоре Александр смастерил и поставил в огороде деревянную мельницу, а Татьяна посадила вокруг цветы. Получилось очень красиво. Так и пошло.
— Пойдем гулять, найдем в лесу какую-нибудь корягу, палку, спил дерева и сделаем интересную поделку, — рассказывает Татьяна Васильевна. — Если я что-нибудь придумаю, то мы в один день решаем этот вопрос. Саша идет в свою мастерскую и начинает работать, а я ему помогаю. Я вообще люблю с ним работать. Мы всегда вместе. Друг друга поддерживаем, друг другу помогаем — так у нас было всегда. Бывало, в молодости поле картошки вдвоем выкапывали за один день: оба работящие и с детства привычные к труду.
Так на участке появилась избушка Бабы Яги, домик Маши и Медведя и прочие «поделки», и теперь нет ни одного кусочка земли, который простаивал бы впустую. Часто генератором идей выступает Татьяна Васильевна.
— Творческих замыслов всегда было много, — говорит она. — Фонтан с водопадом и пруд Саша сделал своими руками за две недели.
А теперь это любимое место супругов, где им нравится посидеть, принять гостей, обсудить все семейные вопросы. Сам же Александр Сергеевич в своих инженерных сооружениях не видит ничего особенного.
— Установил насос, протянул шланг, — рассказывает он. — Подключил — получилось красиво. Вода льется, водопад шумит, вечером подсветка сверкает — приятно.
Кстати, умение работать с деревом у старшего Нестерова с юности: еще до армии он работал в деревообрабатывающем цехе при лесхозе — вырезал деревянные ложки, кружки, кувшины и т.п. Вот и пригодилось.
Счастье быть рядом
Супруги Нестеровы вместе 44 года, и все эти время они обязательно отмечают день свадьбы. А о том, чтобы усомниться в правильности своего выбора, и мысли никогда не возникало.
— Боже упаси, чтобы изменить, — говорит Татьяна Васильевна. — Я уверена, что и муж ни разу мне не изменил. У нас во всем взаимопонимание и доверие. С годами мы стали больше ценить друг друга, уделять больше внимания. Мы уже один без другого не можем.
На свадьбах есть традиция давать молодоженам разные шутливые задания. Одно из них — придумать какие-то определения, отражающие качества друг друга. Вот и я в финале нашего разговора предложила Нестеровым поиграть в эту игру.
— Татьяна Васильевна, какой у Вас муж?
— Любящий, нежный, заботливый, ласковый, душевный, теплый — лучший муж и отец.
— Александр Сергеевич, а как бы Вы описали свою жену?
— Милая, красивая. Она как солнышко.
Согласитесь, не каждая молодая пара найдет столько нежных эпитетов друг для друга.
И еще о словах. В нашем интервью с супругами Нестеровыми ни разу не прозвучало слово любовь — у старшего поколения вообще не принято разбрасываться подобными понятиями. Но такое тепло идет от этих людей, так бережны и нежны они по отношению друг к другу, что и без слов все становится ясно.
Татьяна Филимонова