Рокоссовский: полководец, который воевал малой кровью, могучим ударом

Почему Ярцево не получило статус города Воинской славы? У меня есть свой ответ на этот вопрос

9 июля 1941 года  первые фашистские бомбы упали на наш город. 15 июля  гитлеровцы высадили западнее Ярцева парашютный десант численностью около тысячи человек с танкетками и пулеметами.

А 17 июля ночью в район восточнее Ярцева прибыл со штабом генерал-майор Константин  Константинович Рокоссовский. Именно он сыграл главную роль в том, что на 83 дня Ярцево превратилось для фашистов в непреодолимый рубеж.

С этого номера мы начинаем публикацию материалов, посвященных прославленному  командарму, а потом и маршалу, человеку с очень непростой судьбой, вписавшему яркие страницы в историю нашей Родины.

Первый материал принадлежит перу ярцевчанина Б.К.Медведева, к сожалению, уже ушедшего из жизни. Эти странички в школьной тетрадке были исписаны рукой Бориса Константиновича несколько лет назад. Мы публиковали лишь фрагменты из этих размышлений автора, записанных с особой искренностью, местами с болью, по большей части с восхищением полководческим талантом Рокоссовского и преклонением перед героизмом советских солдат, защищавших в 1941 году ярцевские рубежи, остановив на 83 дня врага, рвущегося к Москве.

Да потому, что герой его почти  трехмесячной обороны – Константин Константинович Рокоссовский был полководцем, который действительно воевал, как пели тогда «малой кровью, могучим ударом». И одновременно в военные годы был заключенным ежовских застенков, что давало повод его завистникам и недоброжелателям кивать, что вот он перед нами — недобитый «враг народа». Рокоссовский чудом выжил в той жуткой мясорубке, напрочь отрицая огульные наветы и надуманные обвинения. 

Находясь в заключении, Рокоссовский не подписал ни одного «признательного» показания. И тем спас свою жизнь.

Моя тетушка, долгое время до и после войны работавшая главным бухгалтером Института врачебной косметики в Москве на улице Горького (Тверской), который всегда был хозрасчетным учреждением, рассказывала.  «Когда после освобождения из тюрьмы Рокоссовского привезли к нам на лечение, у него была сломана челюсть, выбиты зубы, и он почти не мог членораздельно говорить».

Институт имел загородную клинику, где лучшие пластические хирурги того времени творили чудеса. Помимо общего лечения, Рокоссовскому поставили на место сломанную челюсть и вставили платиновые зубы, в результате лицо его стало совершенно другим.

Когда после лечения К.К. Рокоссовского привезли к И.В. Сталину, тот ему сказал: «Товарищ Рокоссовский, мы Вам доверяем, но это доверие надо заслужить.» (С.М. Штеменко Военное издательство МО, Москва, 1972 г «Генеральный штаб в годы войны» т.1, стр.179) Фактически это означало, что хотя с Рокоссовского были сняты все обвинения, Сталин ему все же не доверял.

Одним из факторов недоверия к Рокоссовскому, безусловно, было его польское происхождения по отцу, польское воспитание, польский менталитет. Хотя сам Рокоссовский всегда считал себя подданным Российской империи, а затем и гражданином СССР, советским человеком.

Но ведь поляки во время их оккупации гитлеровской Германией в своем большинстве лояльно относились к Советскому Союзу. Ведь уже в первый день  Великой Отечественной войны группа польских офицеров, находившихся в нашей стране, обратилась к советскому Правительству с заявлением в котором объявляла, что единственный путь освобождения польского народа они видят в сотрудничестве с СССР (С.М. Штеменко, В.И. МО СССР, Москва, 1974г., том 2, «Генеральный штаб в годы войны», стр. 45).

Безусловно, что К.К.Рокоссовский истоками своего полководческого гения  имел то особое слияние родственных славянских душ, которые были в его семье. Отец — варшавский поляк, работал паровозным машинистом, а мать — русская учительница, с детства прививали ему чувство единого Российского Отечества. 

К началу первой мировой войны 1914 года, К.К. Рокоссовский выглядел  не на свои 18 лет, а как вполне сформировавшийся мужчина. В то время в Российскую Императорскую армию новобранцев брали в 21 год. Это было сделано специально для основного контингента призывников-крестьян, чтобы, уходя в армию, они уже имели семью и детей, чтобы после армии им было, куда возвращаться. 

Вскоре после начала службы за сою смелость и командные качества он получает воинское звание унтер-офицера, а затем успешно заканчивает начальную командную школу. 

В гражданскую войну К.К. Рокоссовский последовательно командует эскадроном, дивизионом, отдельным кавалерийским полком. Войну заканчивает с двумя орденами Красного Знамени.

За успехи в боевой подготовке полка в мирное время его посылают на курсы усовершенствования командного состава. А в 1929 году К.К. Рокоссовский проходит курс усовершенствования начальствующего состава при Военной Академии им. М.В. Фрунзе. И при этом – никакой политики, никаких оппозиций и платформ, никаких контактов с политиканствующими деятелями из высшего командного состава РККА.

В эти годы они командуют кавалерийской бригадой, дивизией, корпусом. Рокоссовский принадлежал к тем немногим тогда военачальникам, которые понимали неизбежность механизации армии и необходимость создания крупных современных бронетанковых соединений.

И что затем в своих мемуарах отмечали его соратники-полководцы, так это независимость и самостоятельность принимаемых Рокоссовским решений при выполнении поставленных перед ним задач, а также их блестящее исполнение (Маршалы Советского Союза А.В.Василевский — «Дело всей жизни», М.Политиздат, 1971;  Г.К.Жуков – «Битва под Москвой». (оборонительные операции), «Военной-исторический журнал», М. 1971, №10; М.В. Захаров – «Провал гитлеровского наступления на Москву», журнал «Наука, 1966г.)  

Вполне возможно, что недоброжелатели и злопыхатели, не имея полководческих талантов, и спровоцировали попытку расправы над Рокоссовским в начале октября 41-го, оторвав его от вновь им созданной 16-й армии, успешно оборонявшей Ярцево до 5-го октября 41-го года.

Получив в Ставке Верховного Главнокомандования очередное звание генерал-лейтенанта и пятый по счету орден Красного Знамени за успешные оборонительные бои под Ярцевом,                         К.К. Рокоссовский был направлен командовать 16-й Армией, которая в боевых порядках вышла из окружения под Вязьмой.

Дивизии этой армии полностью сохранили боевые знамена своих полков, потому что сказалась выучка командарма Рокоссовского, который был оторван от своих бойцов нелепым приказом руководства Западным фронтом. Конечно же, Рокоссовский всегда ценил  стойкость и самоотверженность русского солдата.

И здесь уместен пример из Ярцевской самообороны 41-го года. В декабре 2002 года наша компания, знавшая друг друга с самого начала школьных лет, с утра заняла парилку первой коммунальной бани, что была на улице Горького. Пока разогревали парилку до кондиции, шли разные разговоры, в том числе и по вопросу, кто и как бежал из Ярцева 16-го июля 41-го года. В этот момент в парилку зашел пожилой мужчина с огромными часами–браслетом на левой руке. И сразу же залез на самую верхотуру. 

А у нас почему-то зашел разговор о Рокоссовском и его 16-й армии. И вдруг этот человек весьма почтенного возраста вклинился в наш разговор. И поведал, как лично К.К. Рокоссовский в августе 41-го года спас его от Особого отдела и военного трибунала.

Сам он был из Ярцева, и его послали в разведку на правый берег Вопи, чтобы определить позиции немецких батарей, которые ежедневно обстреливали город. Его переодели в штатское и переправили через Вопь по броду у деревне Борки.

Но в кромешной тьме он наткнулся на какие-то изгороди, в которых потерял ориентир, да еще и заснул, что было не мудрено в 19 лет. А проснулся он уже в плену у немцев, потому что заснул на немецком военном кладбище, где с раннего утру уже шли похороны. И забрали его немцы работать землекопом-могильщиком на немецком военном кладбище. Поднимали с восходом солнца. И он работал на немцев несколько  суток, пока не сбежал к своим, также переправившись через Вопь по броду у деревни Борки.

На допросе в Особом отделе он чистосердечно признался, где был и что делал. И грозила ему за это расстрельная статья. Но вмешался сам Рокоссовский, потому что этот разведчик все же успел определить место расположения немецких батарей, обстреливавших город. За что  Рокоссовский наградил его, сняв со своей руки  швейцарские влагонепроницаемые часы фирмы «Лонжен»… 

В ожесточенных боях под Москвой 16-я армия Рокоссовского воевала на калининском направлении, где принимала участие в освобождении Волоколамска. И здесь отличились многие ярцевчане из бывшей 64-й, а теперь уже 7-й гвардейской дивизии.

А К.К. Рокоссовскому в его ратном труде фронтовая жизнь затем определила командование Брянским и Донским фронтами в битве за Сталинград, 1-м и 2-м Белорусским фронтами при освобождения Белоруссии (операция «Багратион»), в Висло-Одерской и Берлинской операции. 

И везде ему сопутствовала военная удача, за что он дважды получил звание Героя Советского Союза.

                                                                                                                             Борис Медведев           (Окончание следует)