Сфера жилищно-коммунального хозяйства — одна из самых обширных и в то же время самых сложных в многоплановой деятельности органов местного самоуправления любого города. Проблем здесь всегда больше, чем возможностей их решения; финансов — меньше, чем статей расходов, а поток критики (справедливой и не очень) со стороны граждан практически неиссякаем. Так что должность начальника управления ЖКХ подчас называют расстрельной, и в этой шутке присутствует значительная доля истины.
Тем не менее говорить о городских проблемах нужно. А потому «Вести Привопья» пригласили в свою редакцию заместителя главы Ярцевского района — начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Дмитрия Базуева, который согласился рассказать о состоянии ЖКХ Ярцева и ответить на наши — не всегда приятные — вопросы.
— Дмитрий Павлович, начнем с темы ремонта дорог. Весной все автомобилисты были просто в ужасе от их состояния: асфальт во многих местах сошел вместе со снегом. Сейчас ситуация улучшилась, но назвать ее хорошей все-таки нельзя.
— В этом году ситуация с ремонтом дорог действительно непростая, так как субсидии из регионального бюджета составили всего 10 миллионов рублей. Исходя из этих средств, мы смогли только заменить дорожное покрытие на мосту через Вопь. Работы подрядчиком завершены, их приемка планируется на этой неделе. Старый асфальт, срезанный с этой автодороги, используется для подсыпки грунтовых дорог. Также в этом году мы заасфальтируем участок улицы Советской от пересечения с улицей Краснооктябрьской до пересечения с улицей Новикова и выложим брусчаткой участок тротуара улицы Советской от дома № 24 до здания городского суда.
— А что с ямочным ремонтом?
— За счет городского бюджета в этом году мы делаем ямочный ремонт на улицах 50 лет Октября (от магазина «Садовые инструменты» до пересечения с Автозаводской) и Машиностроительной (от пересечения с Автозаводской до 1-й Литейной). Также произведены работы на путепроводе через железную дорогу на 1-й Литейной улице.
Часть запланированных работ уже выполнена, но у нас есть вопросы к подрядчику по качеству выполненных работ, поэтому сейчас Администрация ведет претензионные работы.
— Выполняют ли подрядчики гарантийные обязательства по ранее выполненным работам?
— Администрация направила рекламации в несколько компаний, которые производили ремонт дорожного покрытия в прошлые годы. В Ярцево приезжали представители этих компаний, они согласились с нашими претензиями и выполнили ремонтные работы по гарантии на улицах Чайковского (от водоканала до пересечения с проспектом Металлургов), Смоленской, Революционной (от пересечения с улицей Духовщинское шоссе до пересечения с улицей Центральной), М. Горького (от пересечения с улицей 50 лет Октября до пересечения с улицей Советской) и улицы 50 лет Октября (от пересечения с улицей Горького до пересечения с переулком 50 лет Октября).
— Как ситуация будет развиваться дальше?
— Пока сложно комментировать. Ведем претензионные работы, не исключено и обращение в суд с иском о невыполнении контракта. Но, по всей видимости, возможны два варианта развития событий: либо подрядчик поднимает уложенный им ранее асфальт, выполняет все работы в соответствии с технологией и получает оплату за выполненные работы, либо он не признает наших претензий, но тогда и город отказывается от оплаты.
Кроме этого, мы планируем вложить в ямочный ремонт около 2,5 миллиона рублей из бюджета города. Сумма, конечно, небольшая, так что этот ремонт коснется наиболее критичных мест на автодорогах города, которых, ксожалению, очень много.
— Этим летом дожди идут едва ли не каждый день, и ливневая канализация не всегда справляется с таким объемом воды.
— В наших ближайших планах — прочистка ливневой канализации на улицах Энтузиастов, Автозаводской и проспекте Металлургов. Также планируем провести работы по ремонту ливнеприемных колодцев на улицах Советской (в районе бывшего хлебокомбината) и Чайковского. Сейчас Администрация района готовит проектно-сметную документацию. В рамках этих работ будет очищена и водоотводная канава в районе улицы Чайковского.
— Очень злободневная тема — грейдирование. Наконец город получил автогрейдер, найден специалист, который может на нем работать, и произведено грейдирование ряда грунтовых дорог. Тем не менее, претензий по этому поводу со стороны горожан очень много.
— Я хотел бы разъяснить жителям города некоторые особенности обслуживания грунтовых дорог. Если грунтовая дорога находится в запущенном состоянии, если необходимые работы по содержанию дороги не проводились годами (а часто это именно так), то невозможно привести ее в порядок за один проезд грейдера. Автогрейдер должен пройти по дороге несколько раз, чтобы выровнять полотно, и только после этого можно производить подсыпку. Если засыпать грунт в ямы, после первого же дождя он будет выбит колесами проезжающих машин. Сейчас как раз идет этап выравнивания дорог, верхние слои грунта срезаются, из-за этого уровень дороги, конечно же, понижается — она становится похожа на желоб, в котором стоит вода. Но это неизбежно на этапе выравнивания. После подсыпки грунта уровень дороги повысится. На некоторые улицы, с которых поступали многочисленные жалобы (Пржевальского, 1-й Смоленский переулок, Туннельная, пересечение улицы Московской с ЛММС), уже завезена асфальтовая крошка для подсыпки. В дальнейшем мы будем использовать щебеночно-песчано-гравийную смесь, которая лучше уплотняется на дорожном покрытии.
— Разработан ли какой-то график грейдирования, и можно ли подать заявку на грейдирование конкретной улицы?
— Заявки можно подавать в Администрацию района в письменном виде по адресу ул. Чайковского, д. 29, каб.104, по телефону 8(48143)3-36-26 или любому из телефонов управления ЖКХ. Они обязательно будут переданы специалисту. Еще в феврале текущего года мы начали составлять перечень нуждающихся в грейдировании дорог по заявкам жителей. При этом мы стараемся выстраивать оптимальную логистику, чтобы грейдер работал максимально эффективно, а не тратил рабочее время на пустые перегоны. Постепенно мы приведем в порядок все грунтовые дороги и будем поддерживать их в надлежащем состоянии.
— В редакцию «Вестей Привопья» поступило несколько обращений от читателей, которые называют конкретные адреса. Среди них, например, улицы Деповские в районе СНТ (Садовое некоммерческое товарищество. — Ред.).
— Глава Ярцевского района Роман Николаевич Захаров большое внимание уделяет работе с обращениями граждан. По его заданию на улицы Деповские выезжал специалист. Данный вопрос взят на контроль. Но сейчас самая серьезная проблема с грейдированием сложилась в районе Парковых: на дорогу выходят канализационные колодцы, которые находятся либо выше, либо ниже уровня дороги, и грейдер во время работы может их разрушить, а то и вообще не может там проехать — в силу габаритов у этой машины очень низкая возможность маневрирования. Мы выясняем принадлежность этих колодцев и будем решать проблему с собственниками, среди которых есть и частные лица, и ресурсо- снабжающие организации.
— И как решить эту проблему?
— Мы выкладываем на страницах Администрации в соцсетях списки дорог, на которых планируются работы по грейдированию, и просим жителей установить любые опознавательные знаки, видимые пометки на люках, чтобы избежать их слома. С этой же просьбой я обращаюсь к гражданам и со станиц газеты. Соответствующие письма мы написали и в ресурсоснабжающие организации. Со временем места нахождения колодцев будут нанесены на схемы дорог.
— Вот еще несколько адресов: дорога через лес от улицы 50 лет Октября и до улицы Степной.
— Эта дорога фактически не имеет хозяина: она не строилась официальными органами власти — ее просто «накатали» в лесу машины. Эти земли принадлежат лесному фонду и, следовательно, находятся в федеральной собственности. Так что производить какое-либо расширение дороги или расчистку полосы отвода мы не имеем права. Тем не менее грейдировать и обслуживать эту дорогу мы будем — в рамках своих полномочий.
— Начало дороги, ведущей от улицы Московской к ЛММС.
— В это место мы уже завезли асфальтовый срез и планируем произвести подсыпку на этой неделе. Работу замедляет еще и то, что в автопарке города пока нет своего автопогрузчика.
— Еще одна важная тема — благоустройство общественных территорий. В этом году происходит второй этап благоустройства сквера у Администрации (Гагарина, 9) и аллеи на проспекте Металлургов. На какой стадии сейчас ремонт на улице Гагарина?
— Там продолжается укладка брусчатки, а по завершении этих работ будут установлены парковые диваны, несколько фонарей, а также высажены деревья и кустарники.
— Проект по благоустройству на проспекте Металлургов был очень амбициозным. Но пока на аллее только заменили бордюрный камень и уложили новый асфальт на части пешеходной дорожки, а дальше все замерло. Будут ли продолжены работы на проспекте?
— Работы будут продолжены, но пока трудно сказать, на сколько этапов их придется разделить. Это будет зависеть от финансирования, в частности, от участия в финансировании Ярцевского метзавода. Возможно, благоустройство аллеи растянется на 2-3 года. Но в любом случае на оставшейся части аллеи будет завершено асфальтирование пешеходной дорожки и установлено уличное освещение. Будут установлены новые парковые диваны, которые, конечно же, не останутся стоять на земле: на площадках в этих местах будет уложено бетонно-асфальтовое покрытие. Также произойдет расширение и асфальтирование подходов к пешеходным переходам.
— Поговорим об уборке города. Неправильно было бы сказать, что в этом плане ничего не делается. Тем не менее проблем много, они копились с момента ухода ООО «Чистый город», и вручную, без уборочной техники с ними не справиться. Пополняется ли автопарк района спецтехникой?
— В этом году по просьбе главы муниципального образования «Ярцевский район» Романа Николаевича Захарова в Администрацию района из государственной собственности Смоленской области было передано три единицы техники для содержания дорог города. В конце зимы мы получили многофункциональную комбинированную дорожную машину (КДМ) «Чистик» с навесным оборудованием для очистки тротуаров города. Она использовалась для уборки снега уже в феврале. Позднее были переданы еще две машины: автогрейдер и КДМ на базе КамАЗ. Также в ближайшее время в Администрацию будет передана подметально-уборочная машина, что позволит лучше чистить дороги и тротуары города от зимнего смета.
— Много вопросов связано и с кошением травы: в городе есть участки, где трава за лето не была скошена ни разу. По какому графику происходит кошение?
— На землях, которые находятся в собственности муниципалитета, кошение производится в соответствии с Правилами благоустройства территории города Ярцево, утвержденными несколько лет назад. Территории первой, второй и третьей очереди перечисляются в контракте, заключаемом с подрядчиком, выполняющим эти работы. Кошение травы на дворовых территориях производят управляющие компании. Наверное, есть пробелы в этой работе, которые мы стараемся заполнить.
— Есть и такое замечание: скошенная трава не всегда убирается, а остается гнить на автодорогах и тротуарах — под ногами пешеходов.
— Уборка травы должна производиться подрядчиком в течение 12 часов после скашивания. Мы указали подрядчику на его недоработку — думаю, ситуация будет меняться.
— Весной прошел месячник чистоты, ярцевчане в основной своей массе хорошо потрудились и навели в городе порядок. Но недоделок осталось очень много. Например, груды срезанных ветвей лежат в разных частях города, иногда не один год. Одна из таких куч красуется на улице Ленинской, и к ней уже прибавляется и другой мусор, вроде пустых бутылок.
— Мне знакома эта проблема. С той же улицы Ленинской мы вывезли веток раз в восемь больше того, о чем Вы говорите. Вывезем и эту оставшуюся кучу. Но хочу обратиться к жителям города. Часто бывает так, что они спиливают ветки на своем дворе и вывозят их на дорогу. Например, такая ситуация сложилась на улице Горького, 51. Люди сделали обрезку на своих садовых участках и сложили ветви около бункеров для ТКО. Объем веток там — на три самосвала. Региональный оператор по работе с твердыми коммунальными отходами их вывозить не будет.
— Что же делать в этой ситуации?
— Постараемся постепенно вывезти этот мусор, но думаю, Административная комиссия будет выявлять тех, кто так поступает, и штрафовать нарушителей. То же касается и тех, кто вывозит к бункерам отработанные автомобильные покрышки — этот вид отходов требует специальной утилизации. Самый простой способ — оставить их в пункте шиномонтажа, а там уже их утилизируют в установленном порядке.
Вообще хочется призвать ярцевчан любить свой город и не мусорить в нем, хотя бы доносить мусор до урны или контейнера. Мы уже ликвидировали несколько стихийных несанкционированных свалок и потратили на это бюджетные деньги, которые могли бы израсходовать на что-то другое. Но свалки вновь растут на тех же местах.
Например, мы вывезли несколько больших машин мусора с городских кладбищ. Только от кладбища на улице Чайковского было вывезено два больших ломовоза мусора, но буквально на следующий же день мусор появился там снова, хотя рядом установлен бункер для сбора отходов. Думаю, людям надо что-то поменять в своем сознании, а не только требовать действий от городских служб.
— Понятно, что очень сложно работать, когда нет организации, которая занимается уборкой и обслуживанием городских территорий. Когда-то такой формой был МУП, потом Ярцево обслуживал «Чистый город». Найдена ли новая форма такой организации?
— Эта работа ведется. Можно уверенно сказать, что это будет муниципальная организация, но точно не в форме МУПа. Ей будет передана и вся специальная техника. Пока, к сожалению, обслуживание города происходит в форме ручного управления.
Послесловие к разговору
Конечно, в рамках одного интервью невозможно обсудить все проблемы, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством города. Однако хотелось бы заверить читателей «Вестей Привопья», что мы задали Дмитрию Базуеву все вопросы и передали все просьбы, поступавшие в редакцию в течение последних недель. Даже те, которые не нашли отражения в настоящем материале, например, о «вечной луже» на проспекте Металлургов, 37 или заросшем тротуаре рядом с Дворцом культуры. Дмитрий Павлович не обещал быстрых решений, но ваш голос был услышан.
Беседовала Татьяна Филимонова