В числе лучших учителей России

«Наши учителя — в числе лучших в России!», «Шестеро смоленских педагогов удостоены премии Президента России за профессиональные достижения».

Результаты конкурса на премию лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности были оглашены 12 июня, в День России, а очень скоро эта новость обошла все региональные и районные СМИ. И особенно приятно, что среди шестерки лучших оказалась и учитель начальных классов из школы-гимназии г. Ярцево Елена Ефременкова.

Премия, которую еще называют Президентской, ежегодно присуждается по результатам конкурса, проводимого в субъектах Российской Федерации, чтобы стимулировать учителей к совершенствованию преподавательской и воспитательной деятельности, развитию творческого и профессионального потенциала.

Согласно приказу Министерства просвещения Российской Федерации, в 2024 году премии за достижения в педагогической деятельности получат 1250 учителей России. Это традиционно произойдет в октябре, в канун Дню учителя. А сегодня мы встретились с Еленой Ефременковой, чтобы поздравить ее с очередной победой и узнать подробности об участии в престижном профессиональном конкурсе. 

Елена Вячеславовна — давний друг «Вестей Привопья»: мы рассказывали о ее победе в районном конкурсе «Учитель года-2021», а затем и об успешном участии в областном профессиональном конкурсе учителей. Мы знакомили читателей с интересным проектом «Путь!» (Пишу! Умею! Торжествую!)», посвященным коррекции почерка младших школьников как средства повышения грамотности. В прошлом году этот проект, авторами которого являются учителя начальных классов школы-гимназии Алла Лапикова и Елена Ефременкова, вошел в число победителей районного профессионального конкурса «Образовательные инициативы и перспективы инновационного развития образовательной системы Ярцевского района». Новый повод для встречи не заставил себя долго ждать.

— Когда стал известен результат конкурса (а мы его, конечно же, ждали), для меня это было неожиданно, — Елена Вячеславовна, кажется, до сих пор не вполне верит в случившееся. — Это, конечно, замечательно, но я не была уверена в победе и тем более не была готова к тому, что информация распространится так быстро и так масштабно. Я получила много звонков, много поздравлений.

Кстати, первыми весть о победе учительнице принесли  родители ее учеников.

— Это было очень приятно, — признается учительница. — Хотя я совсем недавно выпустила свой четвертый класс, и мы вроде бы попрощались, на самом деле — не попрощались и по-прежнему остаемся близкими людьми. И мне хотелось бы им сказать: да, награду получила я, но это общая победа, которая была бы невозможна без работы детей, их старательности и добросовестности, без постоянной поддержки родителей, их отзывчивости и доброжелательности. Ни разу они не отказали мне в помощи, не проигнорировали ни одного моего предложения. И вот результат нашей общей работы.

— Елена Вячеславовна, конкурс на Президентскую премию не является очным. Участники предоставляют в конкурсную комиссию материалы, которые оцениваются по определенным критериям. Что это за критерии?

— Всего было шесть критериев, и все они очень серьезные: фактически требовалось обобщить и переработать весь профессиональный опыт, понять, что в нем главное. Необходимо было подтвердить высокие результаты учебных достижений своих учеников при их позитивной динамике и высокие результаты внеурочной деятельности, продемонстрировать эффективное использование различных образовательных технологий, в том числе дистанционных или электронного обучения. Очень значительным стал критерий создания условий для адресной работы с различными категориями обучающихся, а у нас есть и одаренные дети, которых мы активно вовлекаем во всевозможные предметные олимпиады и конкурсы, и дети с ОВЗ. В работе с последними мне, конечно же, помогает мой опыт логопеда.

При этом временной промежуток, за который ты «отчитываешься» на конкурсе, ограничен тремя последними годами работы. А уровень достижений по некоторым критериям, например, таким, как непрерывность профессионального развития учителя, должен быть представлен на районном, региональном и федеральном уровнях. Это предполагает не только участие в таких конкурсах, например, как, «Учитель года», но и выступления на районном методическом объединении, на практических конференциях, разработку и защиту инновационных проектов и т.д. 

— Одним из первых и главных критериев данного конкурса является наличие собственной методической разработки, которая прошла апробацию в профессиональном сообществе и имеет по ее итогам положительное заключение. Какую разработку представляли Вы?

— Я обобщила опыт по теме «Формирование основ гражданской идентичности младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности». Это система в бОльшей части воспитательной работы, представляющая собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Она предназначена для работы с обучающимися начальной школы и соответственно рассчитана на 4 года, каждый из которых представлен в виде модуля: «Я и моя семья», «Я и школа», «Мы ярцевчане» и «Я гражданин России». Этой весной я выпустила свой четвертый класс, и мои ребята прошли все четыре модуля программы.

— Значит, уже можно говорить о результатах?

— Все мероприятия, проходившие в рамках системы, направлены на патриотическое воспитание, которое сегодня является основным, и могу сказать, что дети участвуют в них с удовольствием. И, что не менее важно, в них участвуют родители.

Приведу один пример. В этом году с ребятами всего класса мы работали над очень интересным проектом «Память, увековеченная в архитектуре». Идея возникла неслучайно: благодаря родителям для класса была организованна поездка в Могилев (Республика Беларусь). Во время прогулки по улицам города экскурсовод обращал наше внимание на памятники, объекты культурного наследия, рассказывал нам об истории каждого здания, об известных людях, которые в них жили. Вернувшись домой, ребята задумались, а что мы знаем о зданиях своего города? Есть ли у них своя история, тайны, которая нам неизвестны? К сожалению, поиск информации оказался не легким, но ребята проявили очень творческий подход. На помощь вновь пришли родители школьников. Вместе с детьми они сняли несколько видеороликов о здании Белой школы, башне с часами, о доме №8 на ул. Чернышевского, в котором до войны жил командир партизанского отряда «За родину» Тихон Христофорович Кондрашкин. Каждый видеоролик был «прикреплен» к разработанной интерактивной карте. Эта работа еще не завершена, мы планируем ее продолжить. Очень хочется сделать получившуюся карту общедоступной, чтобы каждый житель Ярцева знал историю своего города и мог с гордостью о ней рассказывать. 

— Хотелось бы поговорить о дистанционных образовательных технологиях и электронном обучении. В последние годы они активно продвигаются в школах. В то же время отношение участников образовательного процесса к «дистанционке» очень неоднозначное. Что Вы думаете по этому поводу?

— Использование современных образовательных технологий является необходимым  условием достижения нового качества образования. Без тех же дистанционных технологий иногда просто невозможно обойтись. Например, у меня был опыт дистанционной работы с ребенком с ОВЗ, который по состоянию здоровья не мог посещать занятия очно. Совместно с классным руководителем мы работали в информационной системе «Moodle». Учитель разрабатывал задания, а моя задача как учителя-логопеда состояла в том, чтобы адаптировать их с учетом особенностей развития ребенка. Также в своей практике я использую дистанционное консультирование обучающихся и родителей на платформе «Сферум» — оно незаменимо для обучающихся, отсутствующих на уроке, например, по болезни. 

Очень помогают на уроках и во внеурочной деятельности ресурсы платформы электронного обучения «ЯКласс». Так как на платформе зарегистрированы все ученики класса, ее использование позволяет выстраивать индивидуальные  образовательные траектории: для каждого ребенка можно подбирать персональные задания, последовательность их выполнения и уровень сложности.

— Но, надеюсь, современные образовательные технологии не полностью вытеснят более традиционные?

— Конечно, нет. Все-таки, если к этому нет каких-то серьезных препятствий, с детьми нужно работать «глаза в глаза», потому что им необходимо не только обучение, но и социализация. Например, как и раньше, эффективными и актуальными в начальной школе являются игровые технологии. Дети младшего школьного возраста охотно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Я считаю, что одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Она помогает снять чувство усталости, раскрывает способности моих учеников, их индивидуальность, усиливает непроизвольное запоминание. 

— Что при подготовке к конкурсу стало самым сложным?

— Когда готовишься к любому серьезному конкурсу, становится ясно, что какие-то моменты в своей работе ты не то что забываешь, но порой отодвигаешь на второй план. Дело в том, что учителю по-прежнему приходится много времени тратить на написание различных обязательных бумаг: образовательных программ, планов, отчетов… А хочется отдавать это время непосредственно работе с детьми, ежедневному живому общению, которое для меня, например, важнее всего. И, когда приходится делать выбор между идеальным оформлением какого-то документа и общением с детьми, исход такого выбора очевиден большинству учителей. А для участия в конкурсе, тем более такого уровня, все документы должны быть оформлены безупречно, и каждое проведенное мероприятие требует ссылки на его размещение в Интернете. В этом плане мне очень помогла заместитель директора школы Галина Алексеевна Тимофеенкова — без ее помощи я, может быть, и не справилась бы. И, конечно же, подготовка к конкурсу не освобождает учителя от его основной работы. Найти время на все — в этом и была основная сложность участия в конкурсе.

— Все профессиональные конкурсы отнимают много времени и энергии. А что, на Ваш взгляд, дает учителю участие в этом конкурсе? Разумеется, кроме премии в случае победы?

— Несмотря на все трудности, подготовка к конкурсу была очень полезной: двигаясь по заявленным критериям, ты анализируешь и систематизируешь свою работу, видишь ее сильные и слабые стороны, понимаешь, что нужно доработать.  Принимая участие в таких мероприятиях, ты так или иначе расширяешь свой профессиональный кругозор, узнаешь что-то новое, что может быть полезно в работе. А с другой стороны, было приятно осознать, что все-таки за прошедшие годы сделано очень многое — этого не замечаешь в повседневной работе. Есть и еще одни «побочный», но тоже хороший результат моего участия в конкурсе: среди тех, кто звонил мне после объявления результатов, были педагоги, заинтересовавшиеся участием в конкурсе. Оказывается, есть учителя, которые не знали о его существовании, а теперь они задумались о возможности участия. Мне кажется, что это хорошо.

Любой учитель в конце учебного года чувствует себя усталым и опустошенным — эмоциональное выгорание в той или иной степени, к сожалению, неизбежно в этой профессии. Тем более, когда конец года совпадает с подготовкой к серьезному конкурсу. И в такие минуты кажется, что с конкурсами, во всяком случае, такими масштабными, нужно заканчивать и работать спокойно и размеренно. 

Но пройдет лето, Елена Ефременкова возьмет свой очередной первый класс, и снова начнется совместное творчество учителя и учеников. А куда, к каким новым высотам оно выведет, кто знает?

Татьяна Филимонова