«Квартет». В традициях русских передвижников

Весь апрель в Ярцевском историко-краеведческом музее экспонировались живописные работы смоленских художников Александра Анатольева, Вячеслава Сергеева, Юрия Лисецкого и Сергея Сафонова. 

Все они 40 лет назад окончили художественно-графический факультет Смоленского пединститута и решили отметить эту дату, организовав выставку своих работ в нескольких районных центрах области. Собравшись спустя десятилетия вчетвером, художники назвали свою выставку «Квартет». В Ярцеве она вызвала неподдельный интерес у любителей живописи. 

Перед тем как «Квартет» покинул наш город, художники Александр Анатольев и Вячеслав Сергеев дали интервью газете «Вести Привопья».

Сорок лет спустя

…Уходящие в небо стволы сосен, поваленные, вросшие в землю прямо под ногами деревья, и маленькая красная звездочка солдатского обелиска вдали. 

…Бравый танкист, позирующий рядом с грозной боевой машиной.

…Неспокойное весеннее небо и прозрачная рощица, отражающиеся в воде озера, по которому еще проплывают рыхлые льдины. (Вячеслав Сергеев «Память», «Михалыч», «Чистик. Апрель»).  

…Тонкая женская фигура на фоне словно растворяющихся в воздухе деревьев парка. Изящный поворот головы, яркая помада, завитки медных волос, выбивающиеся из-под полей шляпки, крупное кольцо на когда-то прекрасной руке.

…Совсем молоденькая наездница в седле, особенно легкая и хрупкая на фоне коня, на спине которого она держится так свободно и просто. И много воздуха и солнца, заливающего с ног до головы и девушку, и ее четвероногого друга. (Александр Анатольев «Осень Анны», «Юная всадница»).

…«Все в тающей дымке: холмы, перелески», уходящая вдаль дорога, деревья, замершие в предчувствии зимы. Все это в коричневой, бурой, зеленоватой гамме. И вдруг оранжевый всполох то ли осенних кленов, то ли берез, пробивающийся даже сквозь плотный туман. (Сергей Сафонов «Зимнее дыхание»,  «Осеннее небо»).

…Радостная, победительная синь весенней реки, освобождающейся ото льда и несущей свои воды вдоль еще совершенно зимних, заснеженных берегов. Впрочем, слово «синь» никак не передает то многообразие оттенков, которыми играет вода на этом пейзаже.

…Старинный храм, проступающий сквозь стволы сквера, золотые купола на фоне безоблачного неба. Цвета яркие, чистые и удивительно сильные в этой чистоте и яркости. (Юрий Лисецкий «Весна пришла», «Казанская церковь в Гагарине»).

Еще совсем недавно все эти и другие картины смоленских художников можно было видеть в выставочном зале Ярцевского историко-краеведческого музея. И всякий, кто побывал на выставке «Квартет», не мог не заметить, как различны все они в своей творческой манере, и как талантлив каждый из них.

Сорок лет, прошедшие с момента окончания института, — большой срок, и наша страна пережила за эти годы не одно серьезное потрясение. Поэтому неудивительно, что судьбы выпускников худграфа образца 1984-го сложились по-разному, и не для всех живопись стала основной профессией. 

— Мы сейчас — «молодые художники», улыбается Александр Анатольев. — Мы вернулись в творчество спустя годы. 90-е нас немного переориентировали, и мы занимались чем угодно, только не этим. Слава (Вячеслав Сергеев. — Ред.)вернулся к живописи в 2023 году, так что на выставке представлены его свежие работы. А я стал заниматься живописью лет 10-12 назад. То есть, самый лучший возраст для искусства прошел мимо. Мы могли бы создавать произведений и больше, и лучше, но время не способствовало творчеству. А это говорит о том, что сейчас время не такое уж плохое. Другой вопрос, что таких, как мы, с каждым годом становится все меньше.

Александр Анатольев — уже давно москвич, хотя не забывает и родной Смоленск: как сам говорит, живет на два города. Александр Николаевич, пожалуй, единственный из четверки друзей, кто не оставлял живопись надолго, а первым местом его работы был тот самый смоленский худграф, где и сегодня осталось много знакомых.

Вячеслав Сергеев проживает в областном центре. В своей жизни, признается Вячеслав Игоревич, он занимался многими вещами, в том числе преподавал изобразительное искусство в одной из смоленских школ, был  предпринимателем. Сейчас основной вид его деятельности — живопись.

Юрий Лисецкий родом из Гагарина, а сейчас живет в Вязьме. Он предприниматель, но в любой свободный момент возвращается к холсту и краскам.

Сергей Сафонов тоже на много лет выпал из искусства, но вернулся к живописи лет 15-20 назад. 

— Он самый упорный из нас, очень много работает и уже достиг большого мастерства, — говорит о товарище Александр Анатольев. — На этой выставке представлены далеко не все его лучшие картины.

Если остальные трое художников пишут маслом, то техника Сергея Сафонова — акварель, а его главная тема — смоленская природа.

— Вы, наверное, заметили, что на его пейзажах много ненастья, дождя, разбитых сельских дорог и мало ярких красок, — продолжает Александр Анатольев, — но такая уж у нас родина, так мы ее и пишем. Сергей Игнатьевич видит в этом красоту. Видение цвета художником вообще сильно зависит от того, где он живет, какая природа его окружает. 

 В традициях русских

 передвижников

«Вести Привопья» («ВП»): Как родилась идея выставки «Квартет»?

Александр Анатольев: Мы сделали эту выставку в связи с 40-й годовщиной окончания художественно-графического факультета Смоленского государственного педагогического института. Ныне это университет, но мы все еще чтим свой любимый худграф, один из лучших факультетов Смоленской области, хотя сейчас он называется по-другому, и вообще там все иначе. Так получилось, что мы очень давно не общались и последнюю выставку делали 5 лет назад в честь 40-я поступления на худграф. Она проходила в Смоленскойобластной библиотеке, и в ней принимало участие больше художников. 

Мы не так давно объединились в группу, а до этого была персональная выставка Юрия Лисецкого в Вязьме, мои выставки в Сычевке, Новодугино, Сафонове. Но, собравшись вместе, мы решили сделать передвижную выставку в составе четверых однокурсников, и, кажется, у нас это получилось. А инициатива принадлежала Вячеславу Сергееву. 

«ВП»: Чем эта идея привлекла художников «Квартета»?

Александр Анатольев: Когда выставляется один какой-то художник, это сужает круг зрителей — творчество любого автора, что называется, на любителя. А когда одновременно выставляются четыре художника, это более интересно для зрителей: все мы разные, у каждого свое направление, свои темы.

«ВП»: Хотелось бы поговорить об этом подробнее.

Вячеслав Игоревич, как Вы сами характеризуете свой стиль? Кто из известных художников Вам близок?

Вячеслав Сергеев: Я никогда не задумывался о принадлежности моего стиля к тому или иному направлению — меня это никогда не беспокоило. Что касается «кумиров», в портрете это, безусловно, Фешин. В пейзаже их много, но на данный момент, пожалуй, Дугаржапов (Н.И. Фешин (1881-1955) — русский и американский художник, живописец, график, скульптор. Бато Дугаржапов (1966 г.р.) — современный московский живописец. — Ред.).

«ВП»: То есть, в разные периоды времени Ваши предпочтения менялись?

Вячеслав Сергеев: Люди должны меняться, развиваться. Я тоже пытаюсь это делать. Соответственно, меняются приоритеты, идеалы, темы, мысли. Для художника важно понимать, что писать и зачем. Если этого понимания нет, проще воспользоваться фотоаппаратом. Сфотографировал — и с тобой остался пейзаж или портрет. А художник привносит свое видение мира. В каком-то смысле живопись — это мое видение мира.

«ВП»: Как Вы выбираете объекты для своих пейзажей? Есть ли какие-то предпочтения?

Вячеслав Сергеев: На самом деле это происходит иначе: тебя должно трогать то, что ты пишешь, должно быть интересно. Вот, скоро наступит лето — пора замечательная во всех отношениях — кроме живописи. Кругом одна зелень — писать неинтересно, по крайней мере, для меня. В этом плане весна — очаровательное время года; осень — бесподобное, зима — хорошее, а лето — нет. 

«ВП»: Какую мысль Вы хотели передать в картине «Память»? Что стоит за этим заросший, непроходимым лесом, за солдатским обелиском  в его глубине?

Вячеслав Сергеев: Здесь изображен национальный парк «Смоленское Поозерье», и он находится именно в таком «заросшем» состоянии — как и должно быть в дикой природе. И там действительно есть солдатская могила времен Великой Отечественной войны. 

«ВП»: Значит, это просто пейзаж, и не нужно придумывать какую-то идею?

Вячеслав Сергеев: Идея, конечно, есть: солнечный день, солнечный лес, и память, которая должна оставаться в наших душах. Не забывать о том, что мы сегодня можем видеть этот лес таким солнечным именно потому, что в его глубине скрыты могилки бойцов Великой Отечественной. Это главная мысль, а развивать ее можно сколько угодно. 

Александр Анатольев: Определять идею произведения — вообще не дело художника. Его дело — писать, а рассказывать про картины и пытаться понять замысел автора должны искусствоведы. Художник передает свое внутреннее ощущение. Что же касается конкретно Поозерья, мы очень любим эти места: каждый год студентами худграфа выезжали туда на пленэр. Еще тогда мы видели оставшиеся после войны окопы, траншеи, холмики солдатских могил, и нас до сих пор тянет туда. А Слава там работает постоянно.

«ВП»: Но ведь, наверное, бывает так, что мысли автора и искусствоведа, мягко говоря, не совпадают? 

Вячеслав Сергеев: Конечно, бывает. А бывает, что критик и подсказывает что-то действительно полезное.

«ВП»: Вячеслав Игоревич, среди Ваших пейзажей представлен и один портрет — «Михалыч».  Кто на нем изображен?

Вячеслав Сергеев: Это мой друг. Сейчас идет специальная военная операция, и он весь просто кипит. Его не взяли добровольцем на фронт по возрасту, но он помогает нашим бойцам деньгами. По своей воинской специальности и по душе Михалыч — танкист. Таким я его увидел и таким изобразил. Я считаю, что одного портретного сходства недостаточно: для этого есть фотография, конкурировать с которой бессмысленно. В портрете должна быть мысль, должен быть сюжет. 

«ВП»: Александр Николаевич, а как Вы выбираете модели для портретов? 

Александр Анатольев: На тех работах, которые Вы видите здесь, в основном изображены мои друзья, знакомые. «Юная всадница» — это портрет моей дочери. На рекламном баннере — ее же портрет, но в еще более юном возрасте. 

«ВП»: Обращает на себя внимание картина «Бабушка Оля». Кто его героиня?

Александр Анатольев: Это не совсем обычный случай. Портрет был мне заказан, но, когда работа была окончена, заказчик не забрал его. Но я очень благодарен ему за это, потому что могу спокойно демонстрировать эту работу — иногда при подготовке выставок бывает сложно собрать работы прежних лет, которые находятся в чужих коллекциях. А на данной выставке представлена часть портретов из моего личного собрания.

«ВП»: Ваши портреты очень реалистичны, но среди них выделяется «Осень Анны». Эта дама на портрете — реальный человек или некий вымышленный образ?

Александр Анатольев: Очень приятно, что на эту работу обращают внимание, и уже не в первом городе. Это особенно радует потому, что в основном мы представляем пейзажи и портреты — тематических картин здесь практически нет. Дело в том, что градация жанров живописи от простого к сложному выглядит следующим образом: натюрморт — пейзаж — портрет — тематическая картина, которая помимо созерцательной, несет еще и смысловую нагрузку. Близок к тематической картине, например, «Михалыч» Вячеслава Сергеева.

Что касается картины, о которой Вы спрашиваете, на ней изображен конкретный человек — поэт-любитель Анна Комаровская, много лет назад приехавшая в Смоленск из Риги и долгое время занимавшаяся салоном при Союзе художников. Изысканная, эпатажная, в молодости она всегда привлекала внимание, ее часто писали. Я встретил Анну спустя годы и попросил поработать со мной. Но нельзя сказать, что это портрет той самой женщины. Если обычно я много внимания уделяю портретному сходству, то здесь эта цель не преследовалась. Скорее отражено настроение героини. Это и есть тематическая картина, в которой заложен некий подтекст. Потому и называется она не «Портрет Анны», а «Осень Анны». Что понимать под этим двойным или тройным названием, каждый зритель решает сам. 

«ВП»: Хотя Вячеслав Игоревич утверждает, что не задумывался над своим стилем, можно сказать, что «Квартет» состоит из художников-реалистов.

Александр Анатольев: Во всяком случае, то, что Вы здесь видите, — это русское реалистическое искусство. Русский реализм впитал в себя все самое лучшее, что есть в мировой живописи, а такого шикарного рисунка, какой был у Репина и его учеников, нет ни у одного импрессиониста. Трудно представить себе уровень выше того, которого достигли русские реалисты начала XX  века. А уже потом появился так называемый авангард: «Черный квадрат» Малевича и т.п. И вообще, если к этому подходить серьезно, я являюсь членом Союза художников России, и в уставе организации сказано, что наша задача — развивать и пропагандировать русское реалистическое искусство, продолжателями которого мы являемся. Но я думаю, что современные авторы еще нескоро достигнут того уровня, который был в русской реалистической школе конца XIX — начала XX  века.

«ВП»: Коль скоро был упомянут «Черный квадрат», каково ваше отношение к этому произведению? Это вершина русского авангарда или все-таки грандиозная мистификация?

Александр Анатольев: О Малевиче и его квадрате много написано. Он продвигал идею «нового, революционного искусства». Но многие из нас с возрастом стали понимать, что нормальный путь развития для всего живого — это эволюция. А революция — это все «до основанья», а что бывает «затем», мы неоднократно видели. Я вижу это таким образом: на тот момент был настолько темный период в развитии российского изобразительного искусства, что, может быть, он и воплотился в «Черном квадрате». А какая потом под это была подведена идейная база, это другой разговор.

«ВП»: Вы все выпускники смоленского худграфа и относитесь к своей альма-матер с большим уважением. А как вы оцениваете ее  сегодняшних студентов? 

Александр Анатольев: К сожалению, сейчас мало молодых мужчин идет в изобразительное искусство, на худграфе учатся в основном талантливые девушки. Но после появления семьи, детей они часто уходят из искусства. А мужчины не идут в живопись, потому что это не может быть источником заработка. Скорее, это расходы, чем доходы, если просто подумать о том, сколько стоит обычная рама для картины, тюбик краски или лист профессиональной бумаги. При этом художник не может быть уверен, что кто-то когда-то купит его картины. Это случается не так часто. Так что, то, чем занимаемся мы, это голый энтузиазм и самовыражение за свой счет. Просто сейчас мы можем позволить себе заниматься искусством, а у молодых художников такой возможности нет. Хотелось бы, чтобы об этом подумали те, кто курирует искусство и культуру в стране. Ведь, чтобы были художники, они должны как-то физически существовать. 

«ВП»: Поддержку художников на государственном уровне нельзя назвать достаточной?

Александр Анатольев: Кто-то когда-то придумал, что художник должен быть голодным. Но придумал это явно не художник. Голодного легко обмануть, использовать, взять у него даром плоды его труда. В советские времена государственная поддержка была значительно ощутимее. Для понимания приведу только один пример: несколько лет назад был отменен бесплатный вход в Третьяковскую галерею для членов Союзов художников. А значит, провинциальным художникам стало сложнее попасть в столичный музей, чтобы сравнить свой уровень с эталонами мировой живописи, учиться у великих мастеров. Невозможно разбираться в живописи без «насмотренности», не посещая выставки высокого уровня.

Вячеслав Сергеев: Для начала государству нужно хотя бы повернуться и идти в правильном направлении. Если же говорить о финансировании, то далеко не всегда из федерального бюджета финансируются те проекты и авторы, которые этого заслуживают. И это относится не только к живописи. 

Сейчас российская культура и образование испытывают очень серьезное гонение во всем мире. Чтобы поднять культуру страны на должный уровень, над этим нужно серьезно работать. И речь идет не только о государственных структурах, но и о позиции граждан. Вот, и мы, как граждане, решили посильно помочь сохранению российского искусства, внести в это дело свою лепту и организовали нашу передвижную выставку. Это наш вклад в возрождение культуры страны.

«ВП»: Можно ли говорить, что ваша выставка продолжает традиции русских передвижников? 

Вячеслав Сергеев: Да, конечно. Мы имеем прямое отношение к культуре и по мере сил должны помогать ее возрождению. То, что сейчас творится в мировом искусстве и порой насаждается и в России, мы не можем принять. Мы выступаем против этих тенденций и по мере сил стараемся им противостоять. Для всех должны быть доступны достойные образцы живописи. Нужно, чтобы хотя бы ученикам художественной школы было куда прийти и на что посмотреть. 

Александр Анатольев: Может быть, наш уровень не так высок, как хотелось бы, но даже этот уровень не всегда доступен стране за пределами Москвы. Мне обидно за мою малую Родину (а мои корни — на границе Ярцевского и Сафоновского районов), за то, что выставки профессиональных художников не так часто приезжают в районы. Хотелось бы охватить как можно больше районов, потому что если не брать в расчет Смоленск, Вязьму и Гагарин, то изобразительное искусство в районах представлено слабо, а потребность в нем есть. Очень хотелось бы, чтобы в каждом городе было хотя бы по одному члену Союза художников, которые разбирались бы в изобразительном искусстве и продвигали его.  

«ВП»: Как вы оцениваете выставку, прошедшую в нашем городе?

Александр Анатольев: Хочется отметить прекрасный выставочный зал в городском музее. Его плюсом является то, что работы здесь неплохо освещены и порой смотрятся даже ярче, чем в других помещениях. К сожалению, в некоторых районах нам могут предложить только очень сырой зал в детской художественной школе — это, конечно, другой уровень. У вас в этом плане круче, но и сюда профессиональные художники пока дорогу не очень протоптали. Будем считать, что наша выставка — первый шаг на этом пути. Хорошо, что у людей появляется интерес к живописи, и нам очень понравилось, что на открытии были ученики художественной школы, которые душой горели и задавали много вопросов. 

Ярцево стало вторым городом после Вязьмы, куда привезли свои работы смоленские передвижники. На днях выставка открылась в Починке, а затем поедет в Рославль. При этом художники надеются, что дело «Квартета» продолжится.

— Мы не оставляем идею сделать выставку в Смоленском культурно-выставочном центре — в более широком составе выпускников нашего курса, — делится планами  Александр Анатольев.  Возможно, посетим Хиславичи — родину Сергея Сафонова. Есть проект организовать выставку и в Калининграде, но пока загадывать рано. 

— Надеюсь, в составе группы «Квартет» выставка приедет в ваш город еще раз, и мы постараемся привезти свежие работы, — обещает  Вячеслав Сергеев.

А еще смоленские живописцы пообещали рекомендовать наш город другим художникам в качестве выставочной площадки. 

Будем ждать.

                                                                                                                                                                                 Беседовала Татьяна Филимонова