В Ярцевской детской художественной школе всегда царит особая атмосфера. Жизнь в этих стенах течет размеренно и неторопливо. Ведь для того, чтобы заметить каплю росы, блестящую на мокрой после дождя травинке или морщинки в озорно улыбающихся глазах преподавателя, – нужно время. А чтобы передать свои ощущения на бумаге – не только время, но еще и огромное терпение. Именно этому здесь и учат. Не торопиться, слышать неслышимое и видеть невидимое, уметь читать между строк.
«Художник – это не тот, у кого есть вдохновение, а тот, кто вдохновляет», — говорил Сальвадор Дали. И он был прав. В Ярцевском районе мастеров, умеющих вдохновлять и вкладывать душу в любимое дело, всегда было немало. То и дело архитекторы, художники-графики, оформители, скульпторы радовали горожан своим нестандартным видением. Так появились памятники, арт-объекты, архитектурные композиции, ставшие со временем символами нашего города. Да и просто любители стараются не отставать. То и дело в витринах магазинов, кафе, учреждениях культуры и частных коллекциях можно видеть родные сердцу пейзажи.
Жаль, конечно, что нет в городе единой объединяющей структуры, способной открывать новые имена в мире живописи, позволяющей творческим людям и любителям общаться между собой, представляя свои произведения более широкой аудитории. Как правило, творят ярцевские живописцы в своих импровизированных мастерских, и большинство их работ в лучшем случае раздаривается знакомым, а в худшем – пылится, скромно прислонившись к стенам рабочего кабинета.
И в этом отношении молодому и перспективному поколению живописцев повезло больше. Детская художественная школа открывает возможности для всех, у кого есть желание сделать жизнь интереснее, а мир прекрасней.
Сегодня с гордостью можно констатировать: работы подающих большие надежды учащихся этого заведения украшают престижные выставочные залы в разных уголках России.
О том, каким был ушедший 2023-й в культурной и творческой среде и какие планы уже сегодня готовятся к реализации в ближайшей перспективе, мы поговорили с директором Детской художественной школы Юлией Кузьменковой.
— Юлия Николаевна, расскажите о самых ярких работах учеников, которые занимали призовые места и были высоко оценены специалистами.
— Таких рисунков много. И с каждым годом их становится еще больше. Школа живет активной жизнью. Мне запомнился прошлогодний Международный конкурс детского рисунка «Мы – дети космоса», организованный благотворительным фондом имени Елены Рерих. В сентябре в разных регионах России открылись шесть передвижных выставок: в Москве, Оренбурге, городах Красноярского края, Республике Башкортостан и в нашем Десногорске.
Воспитанники нашей школы подготовили для участия в этом конкурсе 13 работ. Все они про- шли региональный этап отбора в Смоленске и были отправлены для оценки в петербургский «Русский музей». Вскоре на официальном, красивом бланке нам пришло сообщение о том, что две работы музей забирает себе на вечное хранение: «Деревенский натюрморт со льном» Александры Боричевой и «После дождя» Виктории Назаровой. Конечно, это была огромная победа.
Также мы приняли участие в девяти международных конкурсах, так называемых арт-акциях. Ярцевские художники отправили 51 работу. В итоге – 30 призовых мест и 21 диплом за участие. То есть больше половины работ были удостоены высокой оценки жюри.
Нужно сказать, что международные конкурсы предполагают участие не только соседних государств. Кроме Белоруссии участвуют Сербия, Болгария, Китай.
В 14 Всероссийских конкурсах художественного мастерства воспитанники нашей школы заняли 84 призовых места. Всего было отправлено 108 работ.
В межрегиональных конкурсах ярцевчане заняли 48 призовых мест. Традиционно участвуем мы и в областных состязаниях.
— А на уровне нашего города ребята проявляют активность?
— Конечно. И результаты их активности могут оценить все ярцевчане. В прошлом году в Ярцеве был объявлен конкурс «Мой любимый город». Его основной целью являлся отбор лучших детских рисунков для размещения в календаре 2024 года. Из 64 работ было отобрано 13.
Ребята прикладывают руку и к оформлению учреждений нашего города. Александра Боричева расписала пианино, стоявшее в холле Дворца культуры. Она изобразила на нем современный вид Дворца со стороны улицы Гагарина и прилегающей к нему территории. Теперь этот инструмент привлекает внимание зрителей культурных мероприятий.
Еще одна выпускница Елизавета Таткало расписала стены дворцового коридора. Деятели искусства – певцы, музыканты, театралы в ее исполнении оживили внутреннее убранство.
Работа Елизаветы Кузнецовой получила гран-при II Всероссийского художественного конкурса «Любимых книг волшебный мир», где участвовало более 11 тысяч рисунков. На тонированной бумаге девочка изобразила иллюстрацию к книге Булгакова «Собачье сердце». Взрослых поразило ее нестандартное художественное видение.
В прошлом году в Смоленской области была организована передвижная выставка детских работ, подобная выставкам, проходящим в Москве на ВДНХ. На ней было представлено немало картин наших воспитанников, которые экспонировались по всей области.
Кстати, в этом году каждый российский регион украшал елку на ВДНХ. От Смоленской области были представлены игрушки, сделанные педагогами и учениками Ярцевской художественной школы. Игрушки были выполнены в виде основных символов Смоленской земли: прясло и Громовая башня. Для их изготовления использовался вспененный материал, обработанный по особой технологии.
Еще в числе ярких событий мне запомнилось подведение итогов Международного конкурса «Красота Божьего мира». В нем участвовали четверо наших учеников. Из семи награжденных по итогам конкурса ярцевчанка Варвара Митина заняла первое место. Награждение проходило в Смоленске в КДЦ «Губернский». Из рук митрополита Исидора девочка получила огромную грамоту на мелованной бумаге, оформленную сусальным золотом. Конечно, приятные впечатления оставила не только сама церемония награждения, но и факт, что наша Варвара стала лучшей.
— Обычно ребята сами выбирают для себя конкурсы, в которых хотели бы участвовать, или им рекомендуют преподаватели?
— Чаще всего – это совместное решение. Педагоги направляют детей, оценивая их индивидуальные особенности. Есть очень значимые для ребят мероприятия, участие в которых позволяет получить преимущество при поступлении в высшие учебные заведения. Конечно, такие мероприятия наши педагоги стараются не пропускать и всегда подталкивают детей к участию. Сейчас проводится много платных онлайн конкурсов, но при поступлении в высшие заведения участие в них не добавляет баллов. А вот к конкурсам, которые проходят при содействии Министерства культуры Российской Федерации, мы всегда готовимся заранее.
— Количество учащихся в Детской художественной школе с годами как-то меняется, ребят становится больше?
— Муниципальная программа рассчитана на определенное количество детей и преподавателей, поэтому при всем желании мы не можем нарушать установленные нормы. Но ребята приходят. Из года в год оттока желающих мы не чувствуем. Конечно, отсев, как и везде, есть. Рисование – это кропотливый труд, и со временем некоторые ребята понимают, что многочасовая усидчивость и предельная концентрация внимания не для них. Но те, кто остается, – действительно натуры творческие.
Перед поступлением в первый класс нашей школы мы проводим своеобразный экзамен, потому что конкурс есть. Принимаются дети с 10 лет. В этом возрасте творческие наклонности уже проявляются. На базе школы работают и курсы предварительной подготовки. 8-9-летние дети, посещающие их, зачисляются в художественную школу без экзаменов, потому что это, как правило, самые мотивированные ученики.
— Для того чтобы идти в ногу со временем, необходимы квалифицированные кадры. Педагогический состав как-то меняется, или трудится «старая гвардия»?
— Конечно, кто-то из педагогов уходит по состоянию здоровья, переезжает в другой город – обстоятельства у всех разные. Но текучки кадров у нас нет. Наравне с преподавателями, имеющими большой стаж, коллектив то и дело пополняется новыми специалистами. В настоящее время у нас работают четыре выпускника Ярцевской художественной школы: Григорий Поляков, Надежда Огнещикова, Светлана Григина и Елена Бочко. Для них «художка», как ее ласково называют воспитанники, стала по-настоящему вторым домом.
Всего у нас трудятся 10 преподавателей. Все они имеют высшее специализированное образование. У каждого свой стиль и манера обучения.
Отличительной чертой школы является преподавание сразу двух видов росписи по дереву: городецкой и мезенской. Во многих подобных учреждениях области ребята осваивают только один. А недавно мы узнали, что мезенская роспись вообще преподается только в Ярцеве. Наш преподаватель Елена Александровна Михайлова провела мастер-класс в Смоленске. Вместе со своими воспитанниками она постоянно участвует в конкурсах, выставках, которые проводит город Мезен, и всегда занимает призовые места. Разделочные доски, оформленные ребятами под ее руководством, то и дело просят продать горожане, но это выставочные работы, гордость школы, поэтому мы отказываем.
Наш педагогический коллектив постоянно вносит в рабочий процесс что-то новое. Например, Елена Михайлова когда-то решила освоить мезенскую роспись по собственной инициативе. Когда я ее спрашиваю: «Почему Вы заинтересовались именно этой редкой техникой?», она отвечает: «Она показалась мне несложной. В ее основе использование всего двух цветов, позволяющих создавать неповторимые образы».
Если говорить о планах на будущее, нам бы очень хотелось возродить такое направление, как лепка. Когда-то оно у нас было. Необходимые приспособления – гончарный круг, печь обжига – есть. Но нет преподавателя. Из семи детских художественных школ в области лепка есть не везде. Но нам бы очень хотелось обучить ребят ее основам.
Часто преподаватели выставляют свои работы в учебных аудиториях. Для маленьких художников это хороший стимул. Дети стараются, чтобы их работы соответствовали, тянутся. Приемные комиссии многих профильных высших учебных заведений отмечают высокий уровень абитуриентов, прошедших обучение в Ярцевской детской художественной школе. И мы стараемся держать эту планку.
— Многие выпускники впоследствии связывают жизнь с живописью и продолжают обу- чение на художественно-графических факультетах?
— Да. У нас хороший процент поступления. Среди выпускников школы есть члены Союза художников России, студенты МГУ. Ребята выбирают худграфы педагогических институтов, факультеты архитектуры, дизайна. Одна выпускница поступила в Духовную семинарию на отделение «Иконопись». Конечно, такие случаи единичны, но в этом их уникальность. В настоящее время несколько ребят учатся в Санкт-Петербургском строительном университете, многие продолжают учебу на Смоленщине: Смоленский государственный университет, институт искусств, строительный колледж – выбор разнообразен.
Несколько лет назад в Ярцевском историко-краеведческом музее были представлены результаты масштабного проекта: группа художников писала Ярцевский металлургический завод. Одним из организаторов являлась наша выпускница Юлия Волкова. Позже художники провели увлекательный мастер-класс для наших учащихся.
— Выпускники продолжают общение с преподавателями после того, как покинут стены вашего учреждения?
— По ребятам чувствуется: они оставляют здесь часть сердец. У нас насыщенная программа – 13 часов в неделю, поэтому дети приходят на занятия сразу после школы и занимаются до вечера каждый день. Педагоги для них не только наставники и учителя, но и близкие люди, друзья. Иногда даже родители не знают того, что знают преподаватели.
В прошлом году, когда школа переехала в новое здание и мы закончили ремонт, бывшие выпускники приходили целыми группами. Они ходили по просторным, светлым кабинетам, как по музею, все осматривали, то и дело прижимались к стенам, вдыхали воздух: «Ой… Родная художка, — как будто обнимали они стены, — какие обои красивые, как пахнут. Родные мольберты, рисунки». Такое искреннее отношение трогало. Ребята подолгу беседуют с учителями, рассказывают о своей жизни, пьют чай. Иногда расходятся, когда школу уже пора закрывать.
— С переездом в новое здание реквизит, который используется на занятиях, как-то поменялся, обновился?
— Я бы сказала: значительно пополнился. Теперь в каждом классе есть подсобное помещение, где можно хранить инвентарь, инструменты, предметы старины, быта, которые используют для рисунка с натуры. Художники – это такие люди: им для вдохновения дорогих и новых приспособлений не нужно. Они могут писать все, что попадается на глаза.
Недавно горожане принесли нам в дар комнатное растение в старом русском чугунке. Преподаватели сразу обратили на него внимание. «Этот чугунок надо писать», — сказали они. И уже сегодня этот предмет русской старины занимает центральное место на многих натюрмортах и композициях. Чаще всего ребята пишут с натуры старинную посуду, музыкальные инструменты, овощи, фрукты, используют чучела животных, гипсовые бюсты и статуи.
Меня всегда поражало: преподаватель дает задание одинаковое для всех; несколько десятков рук работают над одним и тем же проектом, а результаты разные. Когда я смотрю на работы, не могу понять, как детям удается передать бумаге свои эмоции, настроение.
Однажды я была на пленэре, куда дети принесли гигантскую улитку. Учитель сказал: «А давайте попробуем изобразить, как эта улитка движется на листе». И у ребят получилось. А для меня так и осталось загадкой, как можно в мельчайших подробностях запечатлеть то, что постоянно движется, видоизменяется.
Посетители выставок детских работ, проходивших в нашей школе, неоднократно отмечали, что полотна, написанные детскими руками, как будто оживают, от них исходит тепло. Это правда. Наверное, потому, что правильно говорят: «Рисовать – это как мечтать, только на бумаге».
Надежда Данюшина