Неутешительная статистика ДТП

В 2023 году в Российской Федерации было зарегистрировано 56300 ДТП с пострадавшими – это на 5% больше, чем в предшествующем 2022-м.

В рейтинге аварийности Смоленская область заняла 73 место. 

С января по ноябрь прошлого  года в Ярцевском, Кардымовском и Духовщинском районах, без учета федеральной автодороги М1 «Беларусь», на территории обслуживания отделения Госавтоинспекции МО МВД России «Ярцевский» было зарегистрировано 51 учетное дорожно-транспортное происшествие. Учетное – это значит, что во всех из них имелись пострадавшие. Пять человек погибли, 60 получили телесные повреждения, в том числе трое детей.

Почти половина происшествий произошла в Ярцевском районе: в 20 ДТП  погиб один человек, 24 получили ранения, в двух происшествиях участвовали дети, в десяти – пешеходы. 

О том, каким был ушедший 2023-й для инспекторов дорожного движения, мы побеседовали с начальником отделения Госавтоинспекции МО МВД России «Ярцевский» Яном Золотаревым.

— Ян Петрович, если говорить о ситуации с аварийностью в целом по Ярцевскому району,  как можно ее охарактеризовать? 

— По-прежнему большой проблемой остается пьяная езда. Напомню, если в литре выдыхаемого воздуха у водителя обнаруживается концентрация алкоголя более 0,16 миллиграмма спирта или 0,3 промилле, – именно такое количество остается в организме мужчины весом 80 кг через 4,5 часа употребления 500 мл пива крепостью 5 градусов — наказание неотвратимо. Скорее всего, водитель будет лишен права управления транспортным средством. Но это проблема не только Ярцевского района. В прошлом году 102 человека на территории нашего обслуживания были привлечены за езду в состоянии алкогольного опьянения. 30 отказались от медицинского освидетельствования.

Если оценивать ситуацию с дорожно-транспортными происшествиями в целом, то всего с января по ноябрь прошлого года было зарегистрировано 3763 правонарушения. 207 водителей управляли автомашиной без водительского удостоверения, 218 были привлечены за выезд на «встречку», 362 пренебрегли правилами перевозки детей, не пристегнув их удерживающими ремнями безопасности.  

— Мест концентрации ДТП в Ярцеве много?

— Нет. Таким термином мы обозначаем дороги, перекрестки, на которых то и дело происходят аварии. Если в течение года на одном и том же месте фиксируется от трех до пяти ДТП — оно автоматически попадает в перечень мест концентрации, а значит, и в зону предельного внимания инспекторов. 

На некоторых наиболее опасных участках дежурят наши экипажи, где-то мы ограничиваем скоростной режим, устанавливаем искусственные неровности, соответствующие дорожные знаки, ограждения. Но такие мероприятия  затратны, поэтому не все удается сделать так быстро, как хочется. На некоторых участках регулярно дежурят наши экипажи, вследствие чего водители привыкают ездить медленнее. В результате количество ДТП снижается. В прошлом году мест концентрации дорожных происшествий в Ярцеве зафиксировано не было. Хотя последствия со смертельным исходом регистрировались.

— На каких участках городских дорог ярцевчане должны быть предельно внимательны? 

— В Ярцеве есть дороги, которые у некоторых водителей почему-то ассоциируются со взлетно-посадочной полосой. Они прямые, достаточно протяженные, с хорошим асфальтным покрытием. К таким участкам относятся улица Литейная, Московская, Восточная. Там водители чаще всего пренебрегают правилами дорожного движения, разгоняясь до запрещенных скоростей.

В прошлом году на улице Восточной водитель легкового автомобиля не справился с управлением, выехал на полосу встречного движения, по которой двигалось транспортное средство. В нем находились мужчина и женщина. Машины столкнулись. От удара автомобиль виновника происшествия отлетел в сторону и «ушел» в кювет. Водитель скончался до приезда «скорой». 

Я лично выезжал на место ДТП. Август. Солнечная погода. Дорога сухая и свободная. Разметка хорошо видна. Казалось бы… созданы все условия для безопасной езды. Установлены  соответствующие знаки. Тем не менее, основной причиной происшествия, как, впрочем, и большинства других, стало превышение скорости. 

На заседании комиссии по безопасности дорожного движения мы предложили усилить меры на этом участке, изменить скоростной режим. Разрешенная скорость сейчас там составляет 60 километров в час, мы предлагаем 50. Вскоре будут установлены соответствующие знаки на улице Литейной до ее пересечения с трассой М1. 

— Как Вы считаете, такие меры будут достаточны?

— Как показывает практика, знаков и разметок можно организовать сколько  угодно. Важно, чтобы водители сами понимали ответственность. Дополнительно мы планируем направить письмо в Администрацию области с просьбой периодически выставлять на этом участке передвижной комплекс фото-, видеофиксации.  Сам по себе дорожный знак не может заставить водителя снизить скорость. А камера сможет. По ней в режиме реального времени фиксируется большинство нарушений. Надеюсь, такие меры позволят сохранить жизнь и здоровье многих участников дорожного движения.

— Раньше сотрудники ГИБДД стояли на обочинах дорог и замеряли скорость транспорта специальным прибором. Сейчас такого нет? 

— Нет. Теперь на всей территории области скоростной режим фиксируется стационарами, а также передвижными специализированными комплексами. Многие видели машины с поворотными камерами, вращающимися на 360 градусов. Они фиксируют скорость движущегося транспорта не только когда стоят на месте, но и во время своего движения. Причем, видеофиксация ведется со всех сторон. 

Помогают дисциплинировать водителей и стационарные камеры. В Ярцеве они установлены на улице Машиностроительной, а также недалеко от предприятия «Роснефть».

Эти  устройства выставляет компания «Автодор». 

— В прошлом году фиксировались неоднократные наезды на пешеходов. Всегда в таких ДТП были виноваты водители?

— Нет, конечно. Большой проблемой являются ночные пешеходы. Их часто можно встретить в темное время суток на дорогах между соседними деревнями. Двигаются они по обочине, без светоотражающих элементов и опознавательных знаков. Почему-то люди убеждены, что в какой бы темной одежде они ни прогуливались, водитель просто обязан их видеть. Они не понимают, что тот, кто за рулем, может заметить их только в последний момент. 

Прошлой зимой ночью на улице Машиностроительной машина сбила пешехода. Мужчина шел по краю проезжей части. Водитель его не заметил. А пешеход, когда его сзади осветили фары, мог отскочить в сторону, но не сделал этого. В результате он получил множественные травмы. 

Осенью в поселке Озерном  произошло страшное ДТП со смертельным исходом. Водитель выехал на встречную полосу, по которой девушка переходила дорогу. Он ее сбил. Пострадавшая скончалась на месте до приезда «скорой». Как выяснилось, водитель был в состоянии алкогольного опьянения. 

— С годами ситуация с пешеходами в Ярцевском районе как-то меняется?

— В этом вопросе многое зависит от профилактики. Работа с пешеходами начинается с малого детсадовского возраста и не прекращается даже с теми, кому глубоко за 80. Наши инспектора постоянно становятся свидетелями, когда пожилым людям сложно пройти лишних 100 метров до пешеходного перехода, они стараются «проскочить» там, где это запрещено. В таких случаях наши сотрудники останавливаются, помогают перейти дорогу и еще раз разъясняют, чем это чревато. 

Большую проблему создают телефоны, плееры и наушники у молодежи. Молодые люди даже не смотрят по сторонам, не слышат предупреждающих сигналов. Если проанализировать статистику ДТП с участием детей, то в 2022 году их было семь. В 2023 – три. Этот показатель снижается. Видимо, профилактическая работа дает свои результаты. Но хотелось бы вообще не иметь такой печальной статистики.

Кстати, этот год тоже начался с ДТП, в котором участвовал несовершеннолетний. 16 января в 8 часов 20 минут на нерегулируемом  перекрестке неравнозначных дорог улиц Гагарина и Красноармейской  водитель совершил наезд на ребенка, который перебегал проезжую часть в неустановленном месте. В результате 11-летний мальчик получил травмы, был госпитализирован. 

Город Ярцево разбит на две части. На Пионерном во многих местах поставили дорожное ограждение, установили искусственные неровности — так называемые  «лежачие полицейские», где-то добавили уличное освещение. Удобней стало всем. К сожалению, в старой части города ограждения установлены не везде. С учетом возрастной категории населения, которое здесь проживает, нарушений при переходе проезжей части тут фиксируется больше.

В связи с этим мы обратились в Администрацию с предложением установить на территории города пешеходный переход, совмещенный с искусственной неровностью. Это не ноу-хау. В Смоленске такие переходы оборудованы во многих местах. Администрация Ярцевского района пошла нам навстречу и на улице Московской появился такой переход. Теперь мы постараемся соорудить их и в других местах города. Их целесообразность вблизи учебных учреждений в доказательстве не нуждается. 

— На каких дорогах чаще фиксируется выезд на «встречку»: городских или проселочных?

— На участках, которые соединяют город и село. Причем, дорожная разметка там читается очень хорошо. На дороге Озерный-Духовщина  в прошлом году погибли два человека. В обоих случаях происшествия были связаны с выездом на «встречку». Некоторые водители попадаются на этом нарушении неоднократно. Если в первый раз они могут отделаться штрафом, то при повторном нарушении им грозит лишение прав. Иногда задаешь нарушителям вопрос: «Куда так спешим, что машина на поворотах на «встречку» вылетает?». И ответы иногда самые примитивные: кто-то с работы едет, кто-то на дачу. То есть, объективных уважительных обстоятельств нарушать правила у людей нет. По итогам 11 месяцев мы привлекли к ответственности по этой статье 218 человек. 

— Есть какой-то принцип, согласно которому инспектора дежурят на дорогах? Они могут стоять в любом месте или только в местах наибольшей аварийности?

— Каждую пятницу мы выставляем дополнительный экипаж и работаем с усилением в конкретном районе. Иногда в пятницу-субботу успеваем отработать сразу в трех районах. Часто нам помогает отдельный батальон, обслуживающий трассу, от них приезжает несколько экипажей. В рамках рейдовых мероприятий помощь оказывает и Управление ГИБДД. Главной задачей является предупреждение грубых нарушений правил дорожного движения. Часто выявляются  лица, совершившие нарушения и своевременно не уплатившие штрафы. За 11 месяцев прошлого года сотрудниками нашей службы было выявлено 329 человек, просрочивших оплату. 

— Периодически в системе МВД возникает дефицит кадров. Как с этим обстоят дела в Госавтоинспекции? Штат укомплектован?

— В настоящее время у нас есть несколько вакантных ставок. Конечно, нужно понимать, что служить в таком специфическом подразделении сможет не каждый. Хотелось бы, чтобы кандидаты реально оценивали свои силы. Для заключения контракта мы приглашаем молодых людей, причем не только мужчин, но и женщин, которые желают работать в правоохранительной системе. Требования минимальные: гражданство Российской Федерации, для мужчин – служба в армии. 

— Какие преимущества, льготы, социальные гарантии имеют сотрудники Вашего отдела?

— Во-первых, у нас хорошая заработная плата, которая выдается стабильно. Во-вторых, мы имеем право на продолжительный отпуск. Молодым сотрудникам без образования, конечно, сначала предлагают сержантские должности, но параллельно они могут пройти обучение, при котором стаж и заработная плата сохраняются. На бесплатной основе они могут обучаться в министерском вузе, где есть как очная, так и заочная формы обучения. Через пять-шесть лет они становятся офицерами. Многие полицейские, даже подполковники, которые сегодня работают в МО МВД России «Ярцевский», начинали именно с этого.

Всех желающих мы ждем по адресу: город Ярцево, улица Космонавтов, 53.

Надежда Данюшина