17 ноября служба участковых уполномоченных отметит столетний юбилей. Сегодня в России насчитывается около 54 тысяч участковых. Учитывая дефицит кадров в правоохранительной системе, количество закрепленных за одним полицейским жителей может доходить до 10 тысяч. О каждом из них участковый должен иметь хотя бы минимальное представление, потому что четверть преступлений сегодня раскрывается с помощью участкового.
В МО МВД России «Ярцевский» штатная численность участковых составляет 28 человек, однако фактически на Ярцевский, Духовщинский и Кардымовский районы — территорию с почти 60-тысячным населением — работают 13 участковых. Руководит этой службой заместитель начальника участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних Наталья Кара – одна из немногих женщин, которые гордо носят погоны подполковника.
О службе, роли женщины в правоохранительной системе, о том, насколько тяжело сочетать женское обаяние с мужской работой и какой путь пришлось пройти, мы побеседовали с Натальей Анатольевной накануне профессионального праздника.
Когда мечты не разбиваются
о будни
Она всегда знала, что будет работать в милиции. Несмотря на то, что в семье о нюансах службы не знал никто, желание носить милицейские погоны не покидало Наталью с детства. Воспитанная на классических примерах художественной литературы, она не раз представляла себе, как гонится за преступниками, осматривает места происшествий, обстоятельно делает поквартирный обход, все больше приобретая авторитет и уважение горожан.
После окончания девятого класса Наталья стала уговаривать маму разрешить ей служить в милиции. Но тогда, в начале неспокойных 90-х попасть в ряды стражей порядка было не так-то легко, поэтому на семейном совете приняли решение: поступать в более доступное учебное заведение – строительный колледж. Наталья согласилась, но… с одним условием: на юридический факультет.
Через два года, не имея знакомых в правоохранительной системе, 19-летняя выпускница колледжа все же пришла в ярцевское отделение милиции. Нерешительно потоптавшись у порога, она несмело дернула ручку двери отдела кадров:
— Я хочу у вас работать, — сказала Наталья, протягивая полученный на днях диплом отличницы.
Начальник посмотрел на маленькую, хрупкую девушку, повертел в руках диплом и после недолгих раздумий, с некоторым сомнением в голосе сказал:
— Оформляйся. Посмотрим, какой из тебя работник получится. Для начала определим тебя в ППС. Там быстро в работу вникнешь.
Через несколько дней в трудовой книжке Натальи Кара появилась первая запись: «…принята милиционером по доставлению лиц в нетрезвом состоянии в отделение детоксикации».
— Пойдем, покажу тебе место работы, — сказал уже другой начальник — командир патрульно-постовой службы Олег Ляльков, когда девушка впервые с гордостью примерила милицейскую форму.
Они вошли в небольшое серое здание вытрезвителя, одиноко стоявшее напротив отделения ярцевской милиции. Внутри было мрачно, окна затеняли тяжелые, железные решетки. Откуда-то из глубины доносились крики и пьяные песни. На полу одной из комнат лежал человек. Он корчился и как-то наигранно «бился в конвульсиях». Над ним стояли несколько сотрудников милиции, врач.
— Вот, — сказал командир ППС, кивнув головой в сторону лежавшего. – Твой контингент. Привыкай…
— Конечно, эта сцена запомнилась мне на всю жизнь, — сегодня с улыбкой вспоминает Наталья Анатольевна. — С этого момента началось мое погружение в суровые милицейские будни. В составе ППС мне приходилось патрулировать городские улицы, доставлять пьяных в вытрезвитель, пресекать драки, проверять документы у подозрительных лиц, по ночам усмирять разбушевавшихся нарушителей. Но в то время основную часть кадрового состава милиции составляли мужчины, женщин было мало, поэтому самую тяжелую и грязную работу они брали на себя.
У каждой сильной
женщины своя история
Несмотря на то, что специфика милицейской работы иногда вводила Наталью в ступор, преодолев первое впечатление, с присущим отличнице упорством она продолжала следовать детской мечте. Рядовой, сержант, лейтенант – звания быстро множили звездочки на погонах.
В 2009-м капитана Наталью Кара переводят в подразделение по делам несовершеннолетних. Теперь ее работа направлена на профилактику нарушений в подростковой среде и напрямую связана с трудными подростками. В зону внимания попадают самые «проблемные» школы — МЦО, интернат, где помимо самовольных уходов нередки нарушения общественного порядка.
В 2013-м Наталья Анатольевна возглавляет службу дознания. Контингент подопечных резко меняется. Осужденные криминальные элементы, подозреваемые, рецидивисты. Со временем по повестке в ее кабинет приходит все больше повзрослевших трудных подростков, с которыми когда-то приходилось проводить воспитательные беседы.
…В один из погожих осенних дней, выдавшихся в нечастый выходной, Наталья гуляла с маленькой дочкой в парке. Рядом проходили люди разного возраста, многие были ей хорошо знакомы, потому что в определенный период в их судьбе Наталья сыграла решающую роль. Она шла и размышляла о том, как иногда непредсказуемо «закручена» жизнь и невозможно наперед предугадать, что приготовила судьба за новым поворотом.
— Здравствуйте, Наталья Анатольевна! – неожиданно прервал ее неспешные размышления улыбавшийся высокий мужчина.
Наталья подняла глаза, внимательно вгляделась в его лицо.
— Здравствуйте, — скорее машинально и больше из вежливости ответила она.
— Вы меня помните? А я вас помню. Я всегда помнил. Если бы не вы, я бы сейчас здесь не стоял. Помните, Наталья Анатольевна, заброшенная стройка на окраине Пионерного? Я сижу среди битого стекла и окурков, а вы сидите рядом и убеждаете, что нужно вернуться домой, родители сходят с ума. Помните, я ночую в картонной коробке, выброшенной на мусорку, а вы вытаскиваете меня и возвращаете домой? Помните, вы ругаетесь с тетками, которые нападают за то, что я своровал буханку хлеба в магазине?
— Леша? Русаков? Это ты? – удивленно улыбается Наталья.
— Я, Наталья Анатольевна! Каждый раз вас добрым словом вспоминаю. Всю жизнь благодарить буду!
Наталья тоже его помнила. Даже когда позже стала заместителем начальника подразделения участковых, даже когда одела подполковничьи погоны.
— Из всех подведомственных подразделений, в которых мне довелось работать, — говорит Наталья Анатольевна, — сложнее всего было в отделе по делам несовершеннолетних. Конечно, со временем ко всему привыкаешь, но женщине-матери к детским трагедиям привыкнуть невозможно. Судьбу каждого ребенка пропускаешь через сердце.
Были дети, которые убегали из интерната. Помню, 17 ноября, в день участковых, мы начали прочесывать лес в поисках одного из воспитанников. Поиски продолжались трое суток. Безрезультатно. Нашли мальчика только спустя месяц в соседнем районе.
Был у нас мальчик, который долгое время стоял на учете. Несмотря на то, что рос в благополучной семье, он совершил проступок, мелкую кражу. Мальчик был сложным, в 14-15-летнем возрасте неоднократно убегал из дома. Но у меня с ним сложились хорошие отношения. Он слышал меня. Конечно, с присущим подросткам максимализмом, вредничал. Мы ругались. Но, тем не менее, когда мне нужно было его найти, я всегда знала где. Так, вместе мы прошли этот сложный возраст. Мальчик вырос, и у него все сложилось в жизни.
От сыра до смертельных ДТП
С какими только преступлениями не приходилось сталкиваться Наталье Анатольевне по роду службы: кражи, угоны, неадекватные родители, разбои, смерти. Но всегда выдержка и дисциплинированность помогали ей справляться даже с самой сложной работой.
— Часто бывает, едешь на одно происшествие, а по ходу решаешь вопросы еще по нескольким, — рассказывает Наталья Кара. – В буднях полицейских всегда так: все вперемешку — и хорошее и плохое. Жизнь не останавливается ни на минуту.
…На пульт дежурного МО МВД России «Ярцевский» поступило сообщение от водителя фуры, следовавшей из Беларуси через территорию Смоленской области, о краже сыра из фургона. Мужчина в растерянности пояснил, что последняя остановка была в приграничном пункте Красная Горка. В Суетове он остановился, чтобы купить кофе, и заметил, что пломба на фургоне сорвана.
В составе оперативной группы дознаватель Наталья Кара выезжает в Красную Горку, расстояние до которой составляет 117 километров.
Чтобы сэкономить время в пути, водитель отцепляет фургон, размещая оперативную группу в водительской кабине. Через полтора часа оперативники уже снимают видео с камер наблюдения на месте предполагаемого происшествия. На одном из видео хорошо просматривается, как в ночное время, пока водитель дремлет в салоне, сзади к фуре подъезжает микроавтобус. Не скрывая лиц и никого не опасаясь, несколько мужчин срывают пломбу и переносят коробки с упакованным сыром в фургон микроавтобуса. Перегрузив изрядное количество упаковок, они садятся в машину и уезжают.
По номерам оперативники быстро устанавливают владельца микроавтобуса. Через несколько часов удается установить личности воров.
Возвращаясь в Суетово, фура движется по неосвещаемой дороге. Перед ней в попутном направлении едет легковой автомобиль. На одном из поворотов полицейские замечают, как автомобиль задевает случайного прохожего, который от неожиданного столкновения падает на обочину дороги. Они просят водителя большегруза остановиться, подбегают к лежавшему. Машина впереди тоже тормозит. Семья из нескольких человек, среди которых есть дети, присоединяется к опергруппе. Пока пострадавшему оказывают первую помощь, кто-то вызывает «скорую».
Через 30 минут сотрудники полиции помогают перенести пострадавшего в реанимобиль. Спустя еще два часа вымотанные, грязные, в окровавленной одежде полицейские возвращаются в отдел. Уставшие, но довольные результатами своей работы, они приводят себя в порядок и… продолжают суточное дежурство.
— Наталья Анатольевна, Вы переносите рабочие моменты на личную жизнь? Дома рассказываете, в какие ситуации можно попасть по неосторожности?
— Нет. Дома – другая жизнь. Жизнь обычной женщины со своими радостями и заботами. Я стараюсь оберегать близких от потрясений. Но все рабочие моменты трогают меня очень глубоко. Как и в молодости, я убеждена, что полицейский не может оставаться равнодушным к людским судьбам и трагедиям. Чужая боль воспринимается даже острее, чем своя. Сильные впечатления производят происшествия со смертельным исходом. Недавно выезжала на ДТП, в котором погибла молодая женщина. На квадроцикле она поднималась на возвышенность. В какой-то момент задняя часть квадроцикла перевесила, он опрокинулся назад, насмерть придавив водителя. Тяжело было смотреть на смерть, которой можно было избежать…
— Ваша врожденная интеллигентность помогает в работе? Как Вы считаете, работа в полиции для женщин?
— Почему-то у многих образ полицейского ассоциируется с хладнокровным человеком, без эмоций. Это не так. В этой службе, как и везде, работают разные люди. Даже закоренелые нарушители и преступники разговаривают нормально и идут на контакт, когда чувствуют к себе нормальное отношение. Поэтому, конечно же, воспитанность и умение строить диалог даже в такой непростой службе, как полиция, никто не отменял.
Что касается женщин, я убеждена, что все-таки эта работа больше подходит мужчинам. Конечно, женщины должны присутствовать, но только на определенных должностях: психолога, например, или инспектора-кадровика. С криминалом должны бороться более сильные и мужественные.
— Не так часто в жизни можно встретить женщину-подполковника. Звание накладывает отпечаток?
— Иногда у меня возникают двоякие ощущения. С одной стороны я, безусловно, горжусь тем, что смогла сама без знакомств и поддержки пройти этот путь. С другой стороны, по роду деятельности я часто сталкиваюсь с людьми, для которых вообще не имеют значения заслуги и звания. И то, что для людей моего поколения важно, для молодежи не играет никакой роли. «Ну, подполковник, ну, заслуженный учитель, ну, врач… И что?» — считают они. Среди молодых наблюдается тенденция обесценивания чужого авторитета. Поэтому мои подполковничьи погоны имеют значение только для определенного круга.
Дома я не подполковник. Я — мама, жена, дочь. Но все мои профессиональные заслуги неразрывно связаны с помощью близких. Моя старшая дочь, которой сейчас 18 лет, прошла через длительные отсутствия мамы дома, мою работу в выходные и праздничные дни, ночные и суточные дежурства. Огромное спасибо маме, свекрови, свекру, мужу которые, можно сказать, служили вместе со мной, потому что растить детей и одновременно обеспечивать спокойствие тысячам людей невозможно.
— Наталья Анатольевна, Вы когда-нибудь сожалели о своем выборе?
— Нет. Если бы сейчас мне нужно было выбирать профессию, я уверена, что снова пришла бы в полицию. И такой выбор сделали бы многие мои коллеги. Со временем эта служба закаляет, воспитывает твердость характера, уверенность в себе, верность принципам и убеждениям.
В начале ноября органы внутренних дел отмечают сразу два праздника: День полиции и День участковых, поэтому мне хотелось бы вспомнить ветеранов работников службы, которые сыграли решающую роль в судьбе молодого кадрового состава. Благодаря им мы сегодня многого достигли. Сергей Анатольевич Капитонов, Наталья Анатольевна Сафронова, Наталья Сергеевна Браун. Спасибо им большое за бесценные знания и опыт. А работникам нашей службы участковых мне хочется сказать: стоя на страже интересов граждан, всегда помните о том, что вы в первых рядах защищаете спокойствие и мир в семьях, за вашими спинами тысячи людей, счастье и благополучие которых зависят от вашего профессионализма. Всегда отстаивайте свои убеждения, знайте, что мы ведем войну с преступностью, в которой не имеем права проиграть.
Надежда Данюшина