В ноябре этого года Ярцевскому Дворцу культуры исполнилось 90 лет, и это значимое событие для всего города.
Может быть, кому-то покажется странным отмечать юбилей здания, но давайте представим, сколько ярцевчан за эти десятилетия поднималось по ступенькам Дворца, сколько талантов блистало на его сцене, сколько аплодисментов слышали стены зрительного зала, сколько кружков и творческих коллективов здесь работало, сколько энтузиастов трудилось над организацией праздничных и торжественных мероприятий… Все эти годы Дворец действительно был и остается центром культуры и искусства нашего города и района; и сегодня здесь бурлит яркая, радостная и молодая, несмотря на 90-летний юбилей, жизнь.
Редакция газеты «Вести Привопья» поздравляет всех бывших и нынешних сотрудников Дворца и все связанные с ним творческие коллективы и предлагает вниманию своих читателей небольшой цикл материалов, посвященных юбиляру.
Об уважаемом
«юбиляре»
Если говорить собственно о здании, то тот облик Дворца, к которому мы все привыкли, — с портиком у главного входа — это уже его послевоенный вариант. А в 1933-м, когда состоялось торжественное открытие Дворца культуры, приуроченное к 16-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, никакого портика не было, и центральный вход выглядел намного проще. Это отчетливо видно на фотографии 30-40-х годов прошлого века; на ней же можно рассмотреть постамент с бюстом Ленина в центре дворика культурного учреждения. Впрочем, и без портика архитектура здания, в котором просматриваются черты советского конструктивизма 30-х годов, является довольно оригинальной.
Торжественная закладка Дома культуры текстильщиков (а именно в таком статусе начинал свою работу нынешний районный Центр культуры и искусства), состоялась в 1928 году — накануне празднования 11-й годовщины Октября. К тому времени старый клуб работников градообразующего предприятия Ярцева уже не вмещал всех желающих. Кстати, в том же году в городе заработала и новая больница.
Открывшийся в 1933 году новый ДК вызвал восхищение ярцевчан. Огромный зрительный зал на 750 мест с удобными креслами и сверкающей люстрой. Большая сцена и высоченные потолки, позволяющие разгуляться фантазии театральных режиссеров, а также демонстрировать сложные акробатические номера. Залитые солнцем аудитории для занятий художественной самодеятельностью. Здесь успешно работали народные университеты, проводились тематические вечера, концерты и устные молодежные журналы, работали разнообразные кружки.
«При Дворце культуры работал детский арктический клуб. По приглашению клуба летом 1936 года в гости к его членам приезжали начальник Главсевморпути академик О.Ю. Шмидт, Герой Советского Союза летчик В.С. Молоков и начальник Политуправления Главсевморпути С.А. Бергавинов. Эта встреча была полезной не только для детей. Она оставила незабываемое впечатление у рабочих фабрики, узнавших многое о достижениях советской науки и техники, о смелых и мужественных людях, проложивших новые трассы через Северный Ледовитый океан». (Эстафета поколений. От хлудовской мануфактуры до муниципального предприятия, Смоленск, 1998).
В годы Великой Отечественной войны Дом культуры был разрушен, и его восстановление началось только в 1952 году. В 1953-м работы были в основном завершены, а в 1954-м году Дворец вновь распахнул свои двери для жителей города.
О корнях и истоках
Итак, Дворец празднует свое 90-летие.
Следует ли из этого, что до 1933 года в Ярцеве не было культурной жизни и структур, которые эту жизнь организовывали и направляли в нужное русло?
Вопрос, конечно, риторический.
Взгляните хотя бы на снимок ярцевского струнного оркестра: среди музыкантов в одинаковых концертных костюмах — и взрослые мужчины, и юноши, и подростки. Одухотворенные, немного напряженные перед объективом фотокамеры лица; руки замерли на струнах инструментов. В центре — руководитель оркестра с приподнятой дирижерской палочкой. Его имя, к сожалению, не сохранилось. А вот имена некоторых оркестрантов известны. Например, красавец с подвитыми усами и альтом в руках слева от дирижера – это Василий Куликов, справа – Александр Куликов, а центре третьего ряда – Иван Куликов. Учитывая одинаковые фамилии и определенное портретное сходство, можно предположить, что это братья. Фотография датирована 1911-1912 годами, и сделана она на фоне некоего деревянного строения, вполне возможно, фабричного клуба.
То, что клуб при ткацкой фабрике существовал еще до революции, нет никаких сомнений. Так, известно, например, что, когда 2 марта 1917 года последний российский император Николай II отрекся от престола, ярцевские рабочие на несколько часов прекратили работу, а в клубе состоялся митинг. Летом того же года рабочие разорвали большой портрет Керенского, висевший в клубе, и не позволили администрации повесить новый.
В 1925 году различные кружки, организованные при клубе, объединяли уже свыше 700 человек; здесь регулярно проводились вечера художественной самодеятельности, читались лекции для рабочих. Кроме того, на самой фабрике было создано 36 красных уголков, и при них работало около 80 кружков. Неудивительно, что к 1928 году в прежнем здании фабричного клуба стало тесно, но именно это деревянное здание и является славным прародителем нашего Дворца культуры.
О версиях и сомнениях.
Вопрос первый
При подготовке к написанию настоящей статьи и изучении архивных документов (к сожалению, очень немногочисленных), у автора возникли вопросы, однозначных ответов на которые найти так и не удалось.
Вопрос первый: а где, собственно, находился тот первый клуб текстильщиков?
Вполне логично предположить, что он располагался если не на территории фабрики, то где-то неподалеку, как например, наша первая — «Белая» — школа. На эту версию работает и рисунок, оказавшийся в расположении редакции, с красноречивой подписью: «Центр культурной жизни Ярцева – ярцевский рабочий клуб. Здесь же – ярцевский театр». Двухэтажное деревянное здание с балюстрадой вдоль балкона второго этажа. Над центральным входом крупная надпись «Рабочий клуб им. Ленина». Слева через дорогу – памятник вождю мирового пролетариата.
Вот этот самый памятник и рождает основные сомнения. Художник изобразил его очень символично, но виден высокий постамент и ведущие к нему ступени. Так, может быть, это наш знаменитый памятник, и по сей день располагающийся в скверике на Ленинской улице?
В 1924 году, после смерти В.И. Ленина, участники массового митинга в Ярцеве решили увековечить его память и постановили отчислить на эти цели свой двухдневный заработок. Монумент был установлен в садике напротив фабрики. Надпись на его лицевой стороне гласила: «Нашему Ильичу. Рабочие и работницы Ярцево». Это был один из первых памятников В.И. Ленину, воздвигнутых в стране.
Если мы не ошиблись с памятником и если художник не слишком вольно обошелся с художественной перспективой, значит, первый рабочий клуб располагался где-то в районе недостроенного профилактория хлопчатобумажного комбината.
Однако давайте вернемся к фотографии Дворца культуры, датированной 1930-40 годами: там ведь тоже есть памятник (бюст) Ленину, и тоже на высоком постаменте. Если на упомянутом выше рисунке изображен все-таки именно он, то получается, что рабочий клуб находился примерно на том же месте, где в 1933-м построили новый ДК.
Но есть и третья версия. В 2015 году приказом Министерства культуры РФ был зарегистрирован объект культурного наследия регионального значения «Памятное место, где стоял рабочий клуб, в котором размещался Ярцевский ревком». И местом этим является «парк у кинотеатра «Россия». Когда-то там стояла бетонная стела с соответствующей табличкой — с годами она разрушилась, и ее убрали. Конечно, обломки бетонных плит не представляли собой художественной или исторической ценности, но вот поставить на их месте указательную табличку не помешало бы.
И вопрос второй
А сколько клубов было в Ярцеве до войны?
Вроде бы, все понятно: в городе работал ДК текстильщиков, в котором, вероятно, занимались не только фабричные рабочие, но и творческие люди других специальностей.
Но в книге «Эстафета поколений» читаем: «Центром массово-политической работы среди текстильщиков был партийный клуб, носивший тогда имя Я.М. Свердлова. Клуб был торжественно открыт 30 марта 1919 года. Здесь проводились собрания, митинги, устраивались громкие читки газет, работала общедоступная библиотека». О каком клубе идет речь? Если о том же, который работал еще до революции, что значит, «был открыт 30 марта 1919 года»? Неточность формулировки, и речь идет о переименовании, а не об открытии клуба? Или все-таки на фабрике тогда действительно создали новый, именно политический клуб?
И еще, в газетах 20-х годов прошлого века то и дело фигурирует так называемый «нардом». Кстати, именно в нем (в «комнате №3») в 1921 году располагалась редакция районной газеты «Ярцевский рабочий».
Народными домами назывались общедоступные негосударственные культурно-просветительские учреждения клубного типа, ориентированные на самые широкие слои населения. В России народные дома массово создавались с конца 1880 годов, и были они в основном государственными (например, земскими), однако встречались и негосударственные народные дома, построенные и финансируемые частными благотворителями, местными промышленниками, муниципальными управами, обществами трезвости. Был народный дом и в Ярцеве, но где он находился и какие функции выполнял до и после революции, неизвестно. Но, если фабричный клуб и нардом – не одно и то же, значит, еще в XIX веке в Ярцеве было как минимум два культурно-массовых учреждения?
К сожалению, пока вопросов больше, чем ответов. Если же кто-то располагает информацией по теме настоящей статьи, просим поделиться ею с нами и нашими читателями.
Татьяна Филимонова
Редакция благодарит Ярцевский историко-краеведческий музей за предоставленные фотоматериалы