Родное сердце учителя

— Не удивляйся, что умрешь,

Дивись тому, что ты живешь

Дивись тому, что сердцу

                                       близко.

Однажды ночью голубой

Горящая упала искра

И стала на земле тобой…

Да будь я камнем от рожденья,

Я б в жажде все одолевать

Прошел все муки превращенья,

Чтоб только Человеком

                                    стать…

В телефоне замолчали.

— Помните, Людмила Сергеевна? – послышалось через несколько секунд. – Я знаю, Вы помните. И я тоже запомнил. Наизусть. Навсегда.

Глаза учителя истории Ярцевской школы-интерната Людмилы Сергеевны Юденковой заблестели, навернулись слезы. Она сидела в опустевшем после уроков классе, за окном медленно падала порыжевшая сентябрьская  листва. Учитель, более 50 лет отработавший с детьми, сейчас, в начале нового учебного года, слушал голосовое сообщение, присланное выпускником  Иваном Орловым. Он записал послание учителю, находясь за сотни километров в другом  далеком городе. 

Конечно, она помнила. Помнила школьные творческие вечера, серьезные, сосредоточенные лица ребят, увлеченно и старательно готовившихся к урокам. Помнила, как переживала детские проблемы, которыми маленькие воспитанники интерната делились с ней перед сном. Помнила, как вместе приходилось им решать трудные головоломки, которые с избытком подбрасывала жизнь:

— Раньше наша школа часто участвовала в фестивалях художественного творчества, которые проводились на уровне области, — делилась воспоминаниями Людмила Сергеевна. — Практически всегда наши воспитанники были в числелучших. Ваня хорошо читал стихи, у него было чувство ритма. А я готовила чтецов. Помню, Ваня был маленький, учился в среднем звене, я приглашаю его в кабинет, он четко отбарабанивает стихотворение. Репетируем. В какой-то момент он начинает плакать:

— Я так не могу.

— Ты что, Ваня? Ты можешь. Ты можешь все. Ты умеешь даже лучше, чем я, потому что ты сильный, — говорю я ему. Это было так давно, а кажется, будто вчера. 

…Почти 50 лет отработала Людмила Сергеевна Юденкова в Ярцевской школе-интернате. Можно сказать, не отработала, а прожила здесь всю свою жизнь, воспитав и выпустив из стен этого учреждения сотни, тысячи детей, сумев стать для них самым близким и родным человеком. Ребята и сейчас вспоминают ее, пишут, присылают фотографии, символичные подарки. Когда-то Людмила Сергеевна и сама являлась  ученицей и выпускницей этого учреждения, поэтому с жизнью в интернате знакома не понаслышке.

Она родилась в Духовщине. После смерти отца многодетная семья, где кроме Людмилы воспитывается еще двое мальчишек, переезжает в Ярцево.  

В роду Людмилы Сергеевны было много педагогов, перед глазами всегда был пример родителей-учителей, поэтому, после окончания школы вопроса выбора будущей профессии не стояло. С раннего детства она знала, что будет учителем. Большую роль сыграла и любимая учительница истории Жанна Владимировна Герасимова.

В 1974 году Людмила поступает на исторический факультет  Смоленского государственного педагогического института и параллельно работает пионервожатой в школе, к тому времени уже ставшей вторым домом. Тогда она еще не знает, что для сотен, тысяч обездоленных детей ей суждено будет стать больше, чем учитель, и ее материнского тепла хватит на каждого. Она не подозревает, что даже спустя десятилетия, находясь на заслуженном отдыхе и продолжая преподавать, будет вести по жизни своих, до боли родных, повзрослевших мальчишек и девчонок.

 Золотое правило

 нравственности

Старшая пионервожатая, воспитатель, учитель истории и обществоведения, около 30 лет в должности заместителя директора по воспитательной работе – такую линию жизни начертила Людмиле Сергеевне судьба. Только в прошлом году, учитывая возраст, она вернулась на ставку учителя. 

Десятки благодарственных писем, грамот, дипломов, наград, значок «Отличник народного просвещения» — так отмечены годы успешного и кропотливого учительского труда. 

В преддверии профессионального праздника мы побеседовали с Заслуженным учителем Российской Федерации (это звание Людмила Сергеевна получила в 2008 году) в небольшом и тихом школьном классе.

— Людмила Сергеевна, любой учитель, отработавший определенное время в интернате, сможет продолжать трудовую деятельность в обычной школе. А легко ли наоборот: любой ли педагог средней школы сможет работать в интернате?

— Нет, конечно, потому что здесь приходится быть не только учителем, но и наставником, воспитателем, родителем. Все дети в интернате называют взрослых мамами и папами,  ведь детство в любых обстоятельствах остается детством. Если в средней школе бОльшую часть времени педагоги уделяют образованию детей, то в нашем учреждении мы находимся с ребятами с утра до вечера, решая все детские вопросы, обеспечиваем им полное сопровождение. Если ребенок заболел — воспитатели рядом, если детям требуется квалифицированное лечение, операция – этим занимаются взрослые, начиная со сбора документов и заканчивая выпиской из стационара. Конечно, это определенный образ жизни, который подходит не всем. Иногда тяжело не только физически, но и морально. Главное – помочь ребенку настолько, насколько это возможно. И я уверена, любой педагог и воспитатель интерната работают с полной самоотдачей. 

— Какая основная черта характера объединяет всех учителей вашей специфической школы?

— Неравнодушие. Тут нельзя быть черствым душой. Если проанализировать педагогический состав, то видно, что многие работают в интернате десятилетиями. Несмотря ни на что. Это сложно. Остаются только те, кто больше думает о благополучии ближних, чем о своем собственном. У нас учатся дети приходящие, которые по окончанию учебы возвращаются к родителям, но их немного. Большинству же воспитанников возвращаться некуда. И единственная семья для них – это мы. Поэтому тут надо отдавать сердце, любить, понимать, заботиться. 

Большинство наших детей – это социальные сироты, то есть они имеют родителей, которые лишены родительских прав либо отбывают наказание в местах лишения свободы. По-настоящему осиротевших, оставшихся без родителей, во все времена было меньше. Вот они ценят внимание взрослых особенно. 

У меня всегда рвалось сердце за маленьких детей. Дома мамы сто раз поцелуют своих малышей, оденут, разденут, накормят повкусней, погладят, приласкают. В интернате дети этого лишены. Поэтому, пока идешь на урок, ребята сто раз подбегут, расскажут о своих делах, у кого что нового. Здесь учителя все про всех знают.

— Вы помните всех своих выпускников?

— Их столько, что, наверное, запомнить каждого при всем желании было бы невозможно. Более  одной тысячи. Но, конечно, большинство детей прошли через сердце, и навсегда остались в памяти. Ваня Орлов, Тамара Старова, Максим Зуев, Миша Горбачев, Лида Федорова – сейчас им уже около сорока лет. Эти ребята окончили гагаринское училище физической культуры. Некоторые продолжили обу- чение в академии. Ряд наших воспитанников окончили художественную и музыкальную школы, с удовольствием посещали школу искусств. Впоследствии в их жизни это сыграло большую роль. Дети, в детстве которых не хватало тепла и ласки, тянутся к людям. Они больше отдают, чем принимают, поэтому, конечно, участие в их судьбе для педагогов не проходит бесследно. Мы всегда старались донести до ребенка золотое правило нравственности: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

 От неблагополучия

 до «Поющих рек» 

— Людмила Сергеевна, расскажите об учениках, которым, благодаря поддержке педагогов, удалось добиться высоких результатов.

— Таких ребят очень много. Дети старались многому научиться, интересовались, были целеустремленными. Навсегда в сердце осталась Рита Свиридова – очень активная, артистичная девочка, которая хорошо пела. Ее отличала доброта, воспитанность. В то время мы много сотрудничали с детскими фондами. В частности, благодаря детскому фонду «Виктория», мы участвовали во многих интересных проектах. В одном из них «Поющие реки России» группа воспитанников Ярцевской школы-интерната совместно с кардымовскими ребятами отправилась в путешествие на теплоходе по Волге. В процессе путешествия Рита принимала участие в концертах. На борту теплохода были преподаватели из Московской академии хорового искусства имени Попова. Риту заметили и после поездки пригласили посещать занятия в академии. Наш музыкальный работник  по выходным и на каникулах возил Риту в Москву, где с ней индивидуально занимались преподаватели. Позже девочка окончила Смоленское музыкальное училище. Сейчас она находится в декретном отпуске, но кто знает, как в дальнейшем сложится ее судьба. Она подавала большие надежды.

— Это тот случай, когда многое зависело от учителей.

— Да. И таких примеров много. Свою судьбу с Ритой соединил наш воспитанник Сергей Николаев. Он со школьной скамьи был влюблен в нее. Сергей был очень спортивным. Без него не обходились ни одни соревнования. Через благотворительные фонды наши дети имели возможность принимать участие в международных олимпиадах. Сергей был в Америке, Германии. Он занимался волейболом, биатлоном, являлся победителем лыжных гонок. 

Большое влияние на этого мальчика оказал учитель физкультуры Александр Владимирович Кованов, который умел заинтересовать детей, настроить их на победу, дать мощный стимул стремиться к большему. Дети его очень любили, и часто именно это чувство являлось причиной ярких побед.  

После окончания школы Сергей отслужил в армии, сейчас работает в правоохранительных органах. Они с Ритой зарегистрировали брак, и у них родился сын. 

— А почему эти ребята попали в интернат?

— Как и в большинстве случаев — это вина родителей, неблагополучные семьи. 

Когда в 1987 году нашу школу реорганизовали, сюда стали привозить детей со всей Смоленской области. Если раньше интернат представлял собой образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием, то со временем сюда начали поступать дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие ограниченные возможности здоровья. Сложный контингент. Ребятам было тяжело адаптироваться к новым условиям, поэтому нередкими были самовольные уходы. Представляете, что это значит: вырвать ребенка в подростковом возрасте из одной школы и заставить учиться в другой. Конечно, для них это было непросто. Дети бежали в семьи, в свои школы. Несмотря на то, что дома они воспитывались в сложных условиях, в большинстве они хорошо относились к родителям. Видимо, быть в семье заложено у человека на генетическом уровне. 

Мы боролись с самовольными уходами, как могли. Только спустя время этот вопрос удалось решить.Большая заслуга в этом учителей, воспитателей, всех, кто был причастен к работе с детьми. Увлекая ребят, заставляя их поверить в себя, мы всеми силами стремились вывести детей с определенными диагнозами на норму. И часто это удавалось. Чувствуя искреннюю любовь и участие преподавателей, дети относились ко всему с благодарностью. Главное для учителя – это верить в ребенка, и тогда он будет успешным.

 Нас, гордых, жизнь

 не стала нежить

Судьбы воспитанников интерната складывались по-разному.Многие из них под влиянием учителей знали, чего хотят, видели перед собой цель и шли к ней.

— Наши бывшие выпускники поддерживают с нами связь, — говорит Людмила Сергеевна, — потому что для них важно быть достойными своих учителей, добиться чего-то в жизни. Недавно приезжала воспитанница нашей школы Екатерина Папаева. В школе девочка была очень старательной. Сейчас она живет в Москве, работает кинологом в системе ФСИН. Дополнительно собирается получить профессию психолога. Она приезжала, чтобы получить консультацию нашего школьного психолога, занималась с ним. Дети возвращаются сюда, как в родной дом. 

Еще одна выпускница Кристина Базылева успешно окончила художественную школу. Творческий, одаренный ребенок, она очень хорошо рисовала. После школы вышла замуж, в настоящее время живет в Калуге. Там у нее все сложилось.

Многие наши дети, которые успешно социализировались, воспитывались в нашей православной семье. Даже очень слабые по физическому и интеллектуальному развитию дети с помощью воспитателей и протоиерея Сергия Кузьмина сумели в последующем определиться, найти свой путь в жизни. 

У нас был крайне замкнутый мальчик, который мало с кем общался, был очень тихим, большую часть свободного времени проводил за игрой в пазлы.  Я все время переживала за него: как сложится его судьба, если он ни с кем не общается, предпочитает одиночество. Тогда мы решили отправить его в православную семью. Видимо, в детстве знакомство и влияние священника  произвели на него сильное впечатление. Паша выпустился из интерната и при поддержке отца Сергия и прихожан смогиревского храма нашел себя в христианской общине Оптиной Пустыни. Мы все были рады за него, потому что человек не потерялся в жизни.

— Какой период работы в интернате был для Вас самым сложным?

— Наверное, перестроечное время, когда наша школа трансформировалась. Тогда время вообще было сложное, не только в педагогической сфере. Трудно было сохранить нравственные нормы, удержать порядок в школе, в педагогическом коллективе. Сложности были всегда, потому что работать учителем – это труд с утра до вечера. Но, наверное, это и делало нас сильнее. 

Я живу недалеко от интерната, поэтому всегда нахожусь в шаговой доступности от своих воспитанников. В любое время мне могли позвонить и сообщить, что кто-то не спит, у кого-то температура. До сих пор каждый раз, когда я подхожу дома к окну, я первым делом смотрю на окна интерната. Если ночью вижу, что где-то загорелся свет, звоню, прошу проверить, что не так с ребенком.

Были, конечно, сложные дети, но я всегда понимала, что их судьба несравнима с нашими трудностями. В памяти остался мальчик, который прошел не один интернат. Сложный ребенок. Шалун. Он частенько бывал у меня в кабинете. Начинаю ругать его, воспитывать, а он стоит, опустив голову вниз, носом шмыгает и раз за разом повторяет: «Ярцевская школа все равно самая лучшая, все равно лучшая». «Что ты как попугай заладил?», — спрашиваю. «А потому что это так». И знаете, со временем его поведение выправилось. Только потом мы поняли: никто и никогда ему столько внимания не уделял.

— Индивидуальный подход взрослых всегда дает результат?

— Всегда. Дети все понимают, только на интуитивном уровне. Они больше, чем взрослые, слышат, видят, ярче чувствуют. Когда я после выходных приходила на работу, у меня под дверью стояла «штрафная рота». Кто где набедокурил, начинали рассказывать наперебой: «Мама, Людмила Сергеевна, вы же все равно все узнаете…». Ну и как их ругать, начинаешь беседовать с каждым. Я думаю, это показатель степени доверия. Чтобы получить положительный результат в педагогической работе, нужно знать обо всем, что происходит в школе, я имею в виду в среде детей. У нас в школе никогда не было так называемой «дедовщины». Дети разных возрастов всегда милосердно относились друг к другу, сопереживали, старались помочь. Конечно, это заслуга педагогического коллектива. 

— Людмила Сергеевна, дайте совет молодым педагогам, как заслужить уважение в детской среде, потому что, к сожалению, авторитет учителя сегодня  размывается.

— Если вы пришли работать в школу, но не любите детей – лучше сразу сменить место работы, потому что в профессии педагога чувство любви является определяющим. Нужно уметь слышать детей, доверять им, сопереживать. Я ни разу не прошла мимо ребенка, если видела, что у него нет настроения. Всегда старалась разбирать с ребятами возникавшие конфликты, объяснять им, как нужно правильно поступить. Конечно, важно иметь уважение к детям, но нельзя забывать и про уважение к себе. Сумеете расположить к себе детей, войти к ним в доверие, значит, вы на своем месте. Сможете стать примером для подражания – завоюете непререкаемый авторитет. Для того чтобы спрашивать с детей, нужно в первую очередь самому быть на высоте. Важно уметь сотрудничать с ребенком, а не давить на него. При таком подходе многие вопросы снимаются сами собой. 

Людмила Сергеевна замолчала. Повернулась к окну. И после недолгой паузы добавила:

— Важно в каждом ребенке чувствовать родное сердце, и тогда вы для них тоже станете родными.

Надежда Данюшина