И вновь я приглашаю читателей «Вестей Привопья» в виртуальный клуб любителей старых газет. Более полутора лет мы внимательно и пристрастно вчитываемся в строки пожелтевших от времени страниц, чтобы понять, какими были ярцевчане 50 или даже 100 лет тому назад. О чем они думали и что чувствовали, когда в послереволюционные годы строили молодое советское государство? Как встретили 22 июня 1941 года? Как воевали, а затем день за днем ценой неимоверного напряжения сил восстанавливали народное хозяйство? Каким был наш город в бурные 20-е или грозные 40-е? Коснулась ли его оттепель 60-х?
На последний из этих вопросов мы и постараемся сегодня ответить, пролистав ярцевскую районную газету за 1957 и 1962 годы.
«Знамя» над городом
За столетний период своего существования ярцевская районная газета учреждалась, закрывалась и переименовывалась не единожды – нашим читателям был представлен обзор и «Ярцевского рабочего», и «Ярцевского пролетария», и «Ярцевского ударника». Не забыли мы и о газете «Ярцевский текстильщик», созданной в 1929 году как печатный орган «рабочих, работниц и служащих Ярцевской прядильно-ткацкой фабрики».
Но за всю историю своего существования дольше всего — 34 года и 8 месяцев — наша газета носила название «Знамя Октября», и было это с 1957 по 1991 год.
Редакция располагает единственным номером «Знамени Октября» за 1957 год – №6 за субботу, 12 января. Календарь подсказывает, что в первые две недели 1957 года советские граждане отдыхали только три дня: первого января (вторник) и 6 и 13 января (воскресенье). Остальные же 11 новогодних дней были рабочими, и за этот период вышло 6 номеров газеты. То есть с большой долей вероятности, в 1957 году «Знамя Октября» выходило трижды в неделю. И еще, газета имеет двойную нумерацию: №6 (5500), а значит, является продолжателем и преемником всех предыдущих «Рабочих», «Пролетариев» и «Ударников».
О чем же писало «Знамя Октября» в 1957 году?
В день выхода газеты открылась VIII городская партийная конференция, и, естественно, это стало основной темой «органа Ярцевского городского комитета КПСС, городского и районного совета депутатов трудящихся».
Как подчеркивается в передовице газеты, особенностью конференции было то, что она стала первой после XX съезда КПСС, знаменитого, в первую очередь, сенсационным докладом Хрущева, посвященным осуждению «культа личности Сталина». Однако эта тема на конференции не обсуждалась. Думаю, это связано и с тем, что после XX съезда многие партийцы по всей стране испытали растерянность и серь- езный «кризис веры». В подтверждение — краткая, но значимая цитата из ярцевской газеты: «сами коммунисты (первичной организации – прим. ред.) месяцами не собирались на партийные собрания», «оторвались от рядовых колхозников и запустили работу с людьми».
По пути крутого подъема
О чем же говорили делегаты партконференции? В основном о «борьбе трудящихся нашего города и района за претворение в жизнь грандиозных предначертаний Коммунистической партии».
Если оставить в стороне высокопарность фразы, довольно распространенную в публицистике того времени, а вникнуть в суть, то становится понятно, как много и напряженно работал город.
«В деятельности промышленных предприятий и строек, колхозов, совхозов и МТС есть определенные успехи, – пишет газета. — Промышленность города досрочно справилась с заданиями 1956 года – первого года шестой пятилетки. В районе сделаны первые шаги по пути крутого подъема всех отраслей сельскохозяйственного производства. В колхозах и совхозах расширились посевные площади, выросла урожайность зерновых культур, повысилась продуктивность животноводства».
Насколько тяжело дались сельчанам эти «первые шаги», можно судить по двум примерам, приведенным ниже. В 1956 году погода в наших краях не баловала, и урожай во многом зависел от усилий руководства и простых людей. Так, в колхозе «7-й съезд Советов» все поднялись «на борьбу за спасение урожая», в результате чего доход хозяйства по сравнению с 1955 годом увеличился в два раза и составил более 1 700 000 рублей. А вот другие «руководители колхозов, совхозов, первичных парторганизаций <…> растерялись перед неблагоприятными погодными условиями минувшего года и по сути дела заботу о судьбе урожая пустили на самотек». Так случилось, например, в колхозе «Большевик», где, по мнению автора статьи, «имелись все условия, чтобы получить трехмиллионный доход, то есть увеличить его по сравнению с 1955 годом в два раза. На деле же получилось обратное: по сравнению с 1955 годом в минувшем году доходы здесь уменьшились наполовину». («VIII городская партийная конференция»).
Продолжает тему успехов в сельском хозяйстве статья «Об итогах социалистического соревнования колхозов района». К началу января уже были известны результаты социалистического соревнования «по надоям молока за первый квартал 1956-1957 сельскохозяйственного года». Лучших показателей добились животноводы колхоза имени Ленина Подрощинского сельсовета. «С 1 октября 1956 года по 1 января 1957 года они надоили на каждую фуражную корову по 364 килограмма молока» и в качестве награды были удостоены «переходящего Красного знамени горкома партии и исполкома райсовета» — его передали «из колхоза «13 лет Октября» колхозу имени Ленина (председатель т. Командиров)».
Опираясь на эти цифры, несложно подсчитать, что в колхозе имени Ленина среднемесячные надои за год составляли около полутора тысяч килограммов молока на корову. Тем из наших читателей, кто сегодня имеет отношение к животноводству, эта цифра может показаться незначительной. В 2022 году, например, средние надои в Ярцевском районе превысили 3,5 тысячи килограммов молока на корову. А передовики отрасли в Смоленской области надаивают и по 10 тысяч килограммов на корову. Но не будем забывать, что сейчас животноводы имеют возможность приобретать породы высокой молочной продуктивности и применять интенсивные технологии молочного скотоводства. Так что прямое сравнение с показателями 1956 года было бы некорректно.
Не молоком единым
Что еще волновало ярцевчан в 1957 году? Например, профессиональная подготовка молодежи. Об этом рассказывает корреспондент И. Карасев в заметке «Молодежь учится»: «Ярцевская школа ФЗУ уже подготовила около тысячи квалифицированных специалистов по различным отраслям производства. Многие юноши и девушки работают сейчас каменщиками, плотниками, штукатурами, ткачами, прядильщиками. Их можно видеть в Камышине, в Гори, в подмосковных городах Яхроме и Ногинске, в Орехове-Зуеве и других городах страны.
Сейчас идут занятия с новым составом учащихся. В этом году здесь обучается 60 девушек. <…> После 14 с половиной месяцев обучения девушки получат дипломы ткачей и будут работать на текстильных предприятиях».
Заинтересовала нас и рубрика «По стране любимой». Можно сказать, что это тот самый «федеральный компонент», который и сегодня присутствует во всех региональных СМИ. Но вот сам материал показался нам очень симпатичным – как по форме, так и по содержанию:
«Ранним утром и вечером на улицах и во дворах Киева можно встретить людей в белых халатах с корзинами в руках. Это разносчики хлеба. В 36 магазинах Киевхлебторга работают 42 таких продавца. Они ежедневно обслуживают около семи тысяч квартир киевлян, доставляют на дом более семи тонн хлеба и хлебобулочных изделий. <…> Киевхлебторг решил увеличить число разносчиков до 180 человек. К концу января предполагается обслуживать не менее 40 тысяч квартир трудящихся».
Кукуруза как символ эпохи
В начале статьи мы обещали читателям ответить на вопрос, коснулась ли Ярцева хрущевская оттепель.
Оттепелью принято называть период в истории СССР примерно с середины 50-х до середины 60-х годов, который совпадает с пребыванием на посту Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева (1953-1964). Характеризовался этот период осуждением культа личности Сталина, освобождением и реабилитацией политзаключенных, либерализацией и демократизацией общественной жизни страны, бОльшей свободой слова и творчества.
Насколько оттепель затронула общественную и культурную жизнь нашего города, сегодня сказать трудно: тех нескольких экземпляров «Знамени Октября» 50-х — 60-х годов, которыми мы располагаем, явно недостаточно для каких-либо выводов. Но одна характерная примета эпохи все-таки отразилась на страницах ярцевских газет. И примета эта – кукуруза.
Кукурузная кампания началась в СССР в 1955 году, когда на январском пленуме ЦК КПСС Хрущев выступил с докладом, легшим в основу Постановления ЦК КПСС «Об увеличении производства продуктов животноводства». Кукурузу в стране выращивали и раньше, но теперь расширение ее посевов провозглашалось крупнейшим резервом увеличения производства зерна. Хрущев видел в кукурузе основу кормовой базы для крупного рогатого скота и утверждал, что посевы этой «наиболее урожайной» зерновой культуры «могут и должны» производиться в больших размерах почти во всех сельскохозяйственных районах страны. К 1960 году посевные площади под кукурузу планировалось довести до 28 миллионов гектаров.
В результате началось повсеместное выращивание кукурузы, вплоть до Вологодской области. К 1962 году площади посевов составили 37 миллионов гектаров. В кампанию по внедрению кукурузы включились научно-исследовательские институты, известные ученые, передовики сельскохозяйственного производства, партийные руководители и, конечно, средства массовой информации.
«Начали и сев кукурузы, — сообщает №50 (6333) «Знамени Октября» от 25 апреля 1962 года.
«Более 20 гектаров земли подготовлено для посева кукурузы в звене Александра Протасова из отделения Петрово совхоза «Засижье», — пишет И. Крупенева. — Передовые кукурузоводы настойчиво внедряют в производство достижения передового опыта. Ранние посевы этой кукурузы дают возможность получить не только зеленую массу, но и початки молочно-восковой спелости». («Начали сев кукурузы»)
Интересно, что районная газета не только отражала успехи ярцевских кукурузоводов, но и оказывала им посильную методическую помощь. Так, добрую половину полосы занимает статья старшего научного сотрудника сельскохозяйственной Смоленской опытной станции Н. Молчанова «Выращивание кукурузы при посеве парафинированными семенами».
Как известно, в наших краях кукурузу выращивают в основном на силос, а попытки производить ее на зерно редко бывают удачными: не вызревает у нас кукуруза, не хватает ей тепла и солнца. А вот в 1962 году сотрудники Тимирязевской академии разработали технологию, помогающую решить эту проблему. Для этого предлагалось использовать скороспелые и гибридные сорта «Воронежская-80», «Буковинский-3» и др., а семена перед посевом покрывать тонким слоем парафина, что защитит их от «плесневых грибков и гнилостных бактерий». Есть в статье и другие агротехничес- кие тонкости и секреты, которыми мы готовы поделиться с заинтересовавшимися читателями — если таковые найдутся.
Вечная тема
Как известно, в искусстве есть вечные темы: любовь, гуманизм, Родина, истина, вера и т.д., и т.п. А в журналистике провинциальных СМИ от XIX века по сей день это тема благоустройства. Как обстояли дела с благоустройством Ярцева в начале 60-х?
На этот вопрос в своем докладе отвечает председатель исполкома горсовета т. Пистолетов: «Если в прошлом году всеми строителями города сдано в эксплуатацию 4.900 квадратных метров жилой площади, то нынче только строительное управление №7 обязано дать ярцевчанам 6.433 квадратных метра жилой площади. <…> Кроме этого, строители возведут комбинированное детское учреждение на 140 мест».
Запланированы и большие работы по благоустройству города. Причем «ими будут заниматься не только коммунальники, но и коллективы промышленных и хозяйственных организаций», «общественные самодеятельные организации, депутаты городского Совета, ветераны труда», «школьники, домкомы и жители домов». Их силами будут благоустроены парк, сады, скверы, места массового купания. «На улицах города будут высажены сотни декоративных деревьев и тысячи кустарников».
Вот уж действительно «вечная» тема.
А все-таки товарищу Пистолетову было в чем-то проще, чем его современным последователям. Как вы считаете?
Татьяна Филимонова