В многочисленной группе ребят – воспитанников Ярцевской художественной школы, собравшейся на летний пленер после окончания занятий и экзаменационного просмотра написанных за год работ, с оживлением и веселым, каникулярным настроем что-то обсуждали.
— Кто может научить рисовать карандашом даже того, кто первый раз держит его в руках? — улыбнувшись, спросила девочка лет двенадцати.
И не совещаясь и не раздумывая ни минуты, группа хором ответила:
— Наталья Николаевна!
— У кого самый вкусный чай и сладости? — подхватил рыжеволосый мальчуган.
— У Натальи Николаевны! — прозвучал дружный хор.
Их оживленный разговор прервал учитель, появившийся на крыльце «художки» (так по-свойски называет художественную школу ярцевская ребятня):
— Ребята, проходите. Я вас давно жду. Сегодня пришли результаты ваших работ, отправленных на международную выставку: мне есть чем вас порадовать. Я вами горжусь!
Конечно, такие теплые отношения, подкупавшие какой-то искренней преданностью, тронули до глубины души. Пройти мимо человека, ставшего для большого количества детей своеобразным путеводителем и опорой в жизни, было нельзя. Поэтому мы проследовали за детской группой.
Знакомьтесь: Наталья Николаевна Щеголева — преподаватель композиции и карандашного рисунка Ярцевской детской художественной школы.
Беседуем в просторном светлом кабинете. На стенах развешаны детские рисунки, нечеткие и еще робкие эскизы. На партах хаотично расставлен обучающий инвентарь: вазы, посуда, предметы одежды, пластиковые фигурки птиц и животных. И в этой замершей на мгновение без детского движения творческой тишине чувствуется неповторимая и завораживающая наполненность.
Наталья Николаевна разговаривает открыто, с теплым, душевным подходом, ее глаза постоянно улыбаются. В какой-то момент я ловлю себя на мысли, что попадаю в обволакивающую искренностью и открытостью энергетику, незримо настраивающую на позитивную волну. Уже через 15 минут разговора понятно: именно такое душевное тепло неосознанно считывают дети, обожающие своего старшего друга и наставника…
— Наталья Николаевна, слыша восторженные отзывы Ваших учеников, интересно, чем так можно увлечь современную молодежь, чтобы она рвалась выполнять самую кропотливую и тонкую работу? Как можно максимально заинтересовать ребят?
— Я думаю, все дело в отношении, — улыбается Наталья Николаевна. — Главное в работе учителя – суметь стать для ребят другом, слышать их, понимать. Ведь дети – это цельные, гармоничные и организованные личности, только еще маленькие. Не все родители знают о том, что происходит в жизни ребенка. Зачастую ребятам не с кем поделиться своими проблемами. Так вот, педагог – это именно тот человек, которому можно доверить все. Мы вместе творим, общаемся, устраиваем чаепития. И такое взаимодействие, иногда перерастающее в настоящую дружбу, очень ценно.
Все педагоги детской художественной школы стараются идти в ногу с молодежью, в одном темпе. С детьми мы всегда чувствуем себя молодыми: думаем, как молодежь, вместе приобретаем определенный опыт, радуемся успехам, переживаем неудачи. Только при таком тесном и доверительном общении, сотрудничестве любая, даже самая кропотливая, работа становится под силу и приносит радость.
— Наталья Николаевна, а как Вы открыли в себе творческую личность? В роду были художники?
— Среди родственников художников и тех, кто умел хорошо рисовать, не было. Но я хорошо помню, что руки у родителей, бабушек и дедушек были золотые. Кто-то хорошо шил, без выкроек и лекал, кто-то столярничал, плотничал.
Наверное, тяга к рисованию начала проявляться у меня еще в школьные годы, но тогда я не придавала этому значения. Мне нравился сам процесс. Некоторые мои работы отправлялись на выставки. Особую гордость вызывало, когда рисунки выставлялись в многолюдных местах. Так, одна из работ с изображением вспаханного поля и отцовского трактора долгое время висела в фойе ярцевского кинотеатра. Тогда это было очень престижно. Родители гордились.
Часто меня подключали к оформлению стенгазет, плакатов, стендов, учебных пособий, я помогала с рисунками одноклассникам. Такую активность заметил директор школы, который тогда был у всех учеников в большом авторитете. Мы очень хотели быть похожими на него. Однажды он сказал мне: «Наталья, нельзя потерять такой дар, нужно его развивать. Поступай в институт на художественно-графическое отделение». Естественно, не прислушаться к его совету я не могла.
После окончания школы я подала документы на художественно-графический факультет Смоленского государственного педагогического института имени Карла Маркса. На вступительных экзаменах нужно было сдать «рисунок», «живопись» и «композицию», о которых в то время я не имела никакого представления, так как у нас преподавалось только черчение, а возможности посещать художественную школу у меня не было. Волнуясь и переживая, я сдала экзамены как могла. Расстроилась, конечно, что не справилась и уехала. Спустя неделю вернулась, чтобы забрать документы. ..
— Наталья, вы передумали учиться? Почему? Вы отлично сдали экзамены: твердые четверки. Вы зачислены, – голос секретаря приемной комиссии звучал как будто из другого мира. Я не поверила своим ушам. В тот момент меня накрыла такая радость, что, казалось, крылья выросли за спиной.
В дальнейшем, уже после окончания института и долгих лет преподавания в художественной школе, я ни разу не пожалела о своем выборе.
— Как сложилась Ваша творческая судьба после окончания высшего учебного заведения?
— В 1991 году после окончания вуза я приехала по распределению в Ярцево, так как в Ярцевском районе жили мои родители. Устроилась преподавателем изобразительного искусства и черчения в среднюю школу №9. Но в 2001-м мою судьбу перевернула случайная встреча. Сокурсница Ирина Пашик, которая преподавала в художественной школе, предложила попробовать заниматься с одаренными детьми. Конечно, тогда нам всем не терпелось раскрыть свой творческий потенциал. Мы были полны сил и энергии и думали, что способны горы свернуть. Я согласилась. Какое-то время пришлось работать в две смены: с утра общеобразовательная школа, после обеда – художественная.
В итоге я осознанно сделала свой выбор в пользу художественной школы. Сюда приходят дети, у которых уже изначально есть желание творить, совершенствоваться. Работать с увлеченными людьми всегда интересно. 21 год пролетел как один день. В прошлом году я вернулась к занятиям в средней школе: преподаю изобразительное искусство во второй средней, совмещая с основным местом работы. Конечно, забот значительно прибавилось.
— Вы можете оценить, насколько сейчас разнятся способы преподавания в художественной и общеобразовательной школах?
— В художественной школе формируется своеобразный костяк ребят, по-настоящему увлеченных творческим процессом. А на уроках в общеобразовательных школах мы даем только базовые знания. Каждый день в «художке» разнообразен, несмотря на то, что из года в год программа остается прежней. По окончании учебного года я всегда переосмысливаю, анализирую, где ребятам было наиболее трудно, ведь главное для преподавателя — это суметь увлечь детей. Без этого педагогический процесс невозможен, особенно когда он — творческий.
Когда я иду домой, у меня перед глазами стоят детские рисунки. Я вижу, кому и где нужно доработать. И до следующей встречи с детьми постоянно «гоняю» эти мысли в голове, они меня не отпускают. Поэтому, приходя на урок к конкретному классу, я уже знаю, кому и что нужно сказать. Только так, акцентируя внимание на отдельных деталях, кропотливо работая над ними, можно добиться хороших результатов.
В общеобразовательной школе все проще. Многие ребята относятся к предмету поверхностно. Поэтому и качество навыков значительно ниже. Из всей школы можно выделить не так уж много детей, вникающих в суть художественного процесса. Пожалуй, этим обоснованы и разные способы преподавания.
— Если говорить об отношении к Вашему предмету в средней школе 20 лет назад и сегодня, что изменилось?
— Раньше изобразительное искусство (ИЗО) было предметом, где рисовали те, кому это нравилось. Увлечь детей было сложно. Больше внимания уделялось основным дисциплинам: математике, русскому языку. ИЗО было на втором плане. Позже с развитием образования, внесением поправок в образовательную программу отношение к развитию творческих способностей детей стало более серьезным.
Помню, после института мы пришли в школы, окрыленные тем, что нам дана высокая честь: нести искусство в массы. Мы думали, что сейчас все наши ученики будут творить и приумножать прекрасное, рисовать. Перед нами открывались радужные горизонты… А на практике получалось совсем по-другому.
Сегодня отношение кардинально меняется: на первый план выходит личностное развитие, а вместе с ним и желание добиваться чего-то большего. И школьные программы поддерживают такие инициативы.
— Занятия в художественной школе проходят в послеобеденное время. Ежедневно дети занимаются 3-4 часа. Насколько это сложно? Как ребятам удается совмещать образовательный процесс, хобби и личные интересы?
— Конечно, дети сильно устают в общеобразовательной школе. Тем не менее, они бегут сюда с радостью, потому что здесь могут заниматься любимым делом. И для нас, как для педагогов, очень важно создать такую атмосферу, чтобы ребята отдыхали душой и одновременно трудились, ведь только ценой большого труда и упорства можно чего-то добиться. Я думаю, что если открыть ребенку другой мир, привить ему чувство прекрасного, то он никогда не захочет его разрушать.
Карандашный рисунок – это тяжелая работа, потому что на полотне важен каждый штрих, который может все изменить. Конечно, ребята, которые давно занимаются, уже могут передать объем, эмоциональный фон. Но особенно приятно, что и малыши не отстают. Многочасовые тренировки делают свое дело.
Для того чтобы ребята меньше уставали, я стараюсь менять художественные материалы. Порисовали ретушью, вижу — заинтересовались: перепачкались, носы все чумазые, а глаза блестят. Значит, получили удовольствие, урок удался.
Недавно мы рисовали любимую мягкую игрушку, так они из дома притащили столько игрушек и так увлеченно работали, что в итоге все педагоги были приятно удивлены. Кто-то писал пастелью на белой бумаге, потом мы ее тонировали, кто-то использовал белое полотно и простой карандаш. В конце занятия расходиться не спешили. Когда дети чем-то увлечены – время для них пролетает незаметно. И самый важный момент для учителя – это когда ребенок не только увлечен, но и удовлетворен тем, что делает. С таким настроем любой труд не в тягость. И для меня важно всегда работать в этом направлении.
— Многое меняется со временем в системе детских ценностей? Как удается акцентировать внимание детей на реальности и отвлекать от гаджетов?
— В первую очередь мы стараемся развивать индивидуальное видение и самостоятельность. Конечно, новые технологии, Интернет оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения. Но в этом есть как минусы, так и свои плюсы. Иногда на занятиях дети делятся новыми идеями, которые увидели в Интернете. Тогда я предлагаю всем классом посмотреть, обсудить процесс работы художника, его достоинства и недостатки. Но я всегда подчеркиваю, что плагиат – это плохо. Посмотреть, как делают другие и поучиться – это одно, а копировать чужие идеи – недопустимо. Никогда учителя нашей школы не делали копий с чьих-либо полотен, но я хочу в следующем году на «Композиции» со своими учениками попробовать нарисовать копию, чтобы они знали, насколько это сложно – передать настроение и эмоции настоящего автора. Всегда важно иметь свой взгляд и выражать индивидуальность. Причем, не только в творчестве.
Обычно в конце урока я ставлю перед детьми конкретные задачи, задаю им домашнее задание, которое они должны выполнить до следующего занятия. Это дисциплинирует, воспитывает ответственность, обязательность. Дети фокусируют свое внимание на работе, а не на гаджетах.
— Не могу не спросить про вкусные сладости и чай. Обычно на уроках царит строгая дисциплина. У Вас по-другому?
— У нас тоже дисциплина, и все ребята это отлично понимают. Но с учетом того, что многие из них приходят из школы голодные, всегда хочется угостить их чем-нибудь вкусненьким, — открыто улыбается Наталья Николаевна. — Кстати, за чаем растворяются все невзгоды и проблемы. Дети отдыхают и лучше настраиваются на рабочий процесс. Такая уж у нас, творческих людей, специфика: писать мы можем только на вдохновении, поймать которое не такая уж простая задача.
Надежда Данюшина