Выбранные фрагменты из 150-летней истории ХБК

Ярцево, Ярцово, 

Ярцев-перевоз

Одним из поселений Ярцевского района Духовщинского уезда была небольшая деревенька Ярцево. В «Списке  населенных мест Смоленской губернии», составленном в 1859 году, имеются сведения о двух поселениях с таким названием. Ярцово при речке Сиги (в этой деревне насчитывалось семь дворов с числом жителей 75 человек  обоего пола) и Ярцова при реке Вопь, где имелся постоялый двор. Здесь тоже было семь дворов, в которых проживали 26 человек мужского и 29 человек женского пола. Рядом деревня Лаги с восемнадцатью дворами и 206 жителями, неподалеку – село Ульхова слобода (17 дворов, 126 жителей). В Ульховой слободе имелась православная церковь и ежегодный торг —  ярмарка.

В 60-х годах 19-го века через эти места пролегла железная дорога из Москвы на Смоленск (движение было открыто в сентябре 1870 года) и далее на Брест. В связи с этим возник пристанционный поселок, был дан толчок  к развитию небольшого поселения в сравнительно крупное. В земском  сборнике «Статистических сведений по Смоленской губернии» в двух поземельных общинах под единым названием Ярцево указывалось уже 39 дворов с 226 жителями.

Основатель 

фабрики

Основатель Ярцевской фабрики Алексей Иванович Хлудов происходил из рода богатейших купцов России, крупных фабрикантов хлопчатобумажной промышленности. В 1874 году Хлудовы учредили Товарищество с капиталом в 3 млн рублей, в котором пайщиками состояли только одни Хлудовы и их родственники.

 Одним из самых крупных предприятиях Хлудовых была Ярцевская фабрика. Ее строительство началось в августе 1873 года в полутора верстах от железнодорожной станции на берегу реки Вопь при небольшом селении Ярцев-перевоз. Выбранное Хлудовым место для новой фабрики было весьма удачным. Благодаря железной дороге Москва-Брест фабрика была связана с центром и западными губерниями страны. Через Смоленск проходила еще одна железная дорога Рига-Орел, которая через Рижский порт давала выход на зарубежные рынки. Большую роль играла и река Вопь — приток Днепра, протекавшая по значительной части лесной территории Смоленщины. Хлудов  скупил у помещиков около 12 с половиной тысяч десятин леса и отчасти других угодий и  таким образом в достатке обеспечил фабрику топливом. А главное — предприятие было обеспечено дешевой рабочей силой: промышленность на Смоленщине была развита слабо, и  духовщинские крестьяне рады были получить заработок на предприятии, расположенном рядом с деревней. 

 Флагман 

промышленности 

губернии

Фабрика строилась А.И.Хлудовым довольно быстро. Уже в марте 1876 года стала работать часть прядильного корпуса. Ткацкий корпус начал действовать в январе 1878 года. Через  три года была завершена постройка прядильного корпуса, полностью он был введен в строй в ноябре 1881 года. 

По мере ввода в строй корпусов предприятия увеличилась численность рабочих. В год начала действия фабрики на ней было занято около тысячи рабочих, в 1877 году – 1349,  в 1879 году — 2523, в конце 19-го века — свыше 4000.  Основную массу рабочих с самого начала составляли уроженцы Духовщинского уезда. 

Ярцевская фабрика сразу стала крупнейшим предприятием Смоленщины, на ней трудилось 35% всех рабочих губернии. Вместе с тем она была еще и одним из крупнейших текстильных предприятий России. На фабрике перерабатывался хлопок американский, приобретенный за границей собственной конторой в Ливерпуле,  отчасти египетский, поступавший в Россию через Одесский порт, и бухарский.

Владелец фабрики Алексей Иванович Хлудов в Ярцеве не жил. Не только он сам, но и правление основанного им акционерного общества «Товарищество  Ярцевской мануфактуры бумажных изделий  А.И.Хлудова» находилось в Москве. В Ярцеве жил один из директоров правления, который руководил всеми делами  производства  через мастеров. Первым директором фабрики был англичанин Миленч. 

А.И.Хлудов, заинтересованный в том, чтобы рабочие жили при фабрике, строил для них квартиры. К концу XIX века было уже 55 жилых зданий с 697 каморками (маленькими комнатками). Почти половина из них приходилась на три больших казармы. 284 каморки находились в 13 больших деревянных казармах. Всего   в фабричных помещениях  в сентябре 1895 года проживало 4603 человека.

Новый владелец 

фабрики

В 1907 году значительную часть паев Товарищества приобрел  Н.И. Прохоров — владелец «Трехгорной мануфактуры». Он и стал директором-распорядителем, а по существу хозяином на Ярцевской фабрике. Наследница основателя фабрики Вера Александровна Хлудова оставалась только одним из членов правления. 

Н.И.Прохоров, став хозяином фабрики, немедленно приступил к приведению дел  в соответствующий его интересам порядок, прежде всего к расширению производства. Через год  в Ярцеве  была выстроена новая ткацкая фабрика с верхним светом, куда из главного корпуса были перенесены все 1400 ткацких станков. Освободившееся помещение было использовано для расширения прядильного отделения. Через некоторое время количество  ткацких станков было доведено до 1700, а потом до 2100 штук.  

В Справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи», изданном в 1909 году, содержится такой адрес Ярцевской мануфактуры: местонахождение предприятия — Духовщинский уезд, Суетовская волость,  село Ярцев-перевоз. 

 Из деревни – 

 в фабричное село

Фабрика преобразила селение, в котором она расположилась. Небольшая  деревня, которая была до этого, постепенно превратилась в совершенно новый для Смоленщины тип поселения — фабричное село.  В Энциклопедии Брокгауза и Ефрона читаем: Ярцево — два селения, разделенные рекой Вопью, расстояние от одного до другого – верста. В деревне  Ярцево с поселком Торчиловкой, станцией железной дороги — 1240 жителей, 8 лавок, 3 кузницы, мыловаренный завод, 2 кирпичных завода, керосиный склад, булочное и бараночное заведение, пивная и винные лавки, железнодорожное училище, фельдшерско- медицинский пункт, 2 постоялых двора и 2 чайные.

Село Ярцево, или Ярцев-перевоз, с фабрикой Хлудова имеет 9098 жителей, 22 лавки, 2 аптеки, аптекарский магазин, винную и пивную лавки, трактир, чайную, почту, телеграф, пожарную дружину, лесопильный и чугунолитейный заводы.

Железнодорожная станция  превратилась в крупный пункт сбыта товаров. Как пишется в книге «Россия. Полное географическое описание нашего      Отечества», изданной в 1905 году, она грузила «много мануфактурных товаров и до 1,5 миллионов  пудов дров и лесных строительных материалов». 

 Время великих 

 перемен

28 октября 1917 года, через три дня после свержения в Петрограде Временного правительства, в Ярцеве был образован военно-революционный комитет, в состав которого вошли 43 рабочих, избранных на цеховых собраниях. Под его руководством революционные войска заняли вокзал и почтово-телеграфное отделение, в Ярцеве была установлена Советская власть. 17 октября 1918 года Ярцевская фабрика стала государственным предприятием.

После окончания гражданской войны общее состояние разрухи сказывалось и на Ярцевской фабрике. Недоставало хлопка, котельные вместо угля отапливались сырыми дровами, которые рабочие сами заготавливали во время субботников и воскресников. Изношенные станки выходили из строя. В ткацком цехе из 2162 станков не действовала половина.

Фабрика была нерентабельной, и в Высшем Совете народного хозяйства сложилось мнение ее закрыть. Но новый  «красный» директор текстильного предприятия Я.А.Родионов высказался за его сохранение и был поддержан рабочим коллективом. К 1924 году оборудование фабрики было в основном отремонтировано. Предприятие стало развиваться.

Фабричный поселок стал городом

Вместе с расширением и ростом предприятия рос и фабричный поселок. В 1925 году здесь был открыт первый универсальный магазин, стал работать летний сад имени В.И. Ленина, приступили к устройству тротуаров, улицы мостили булыжником, возникали ряды новых улиц и переулков, центр освещался фонарями.  

Росло влияние Ярцева как крупного промышленного центра. Постановлением  ВЦИК от 16 марта 1925 года центр Духовщинского уезда был перенесен в Ярцево, а сам уезд переименован в Ярцевский. С 1926 года поселок приобрел статус города. 

Главным центром массово-политической работы по-прежнему оставался клуб, при котором были организованы различные кружки, объединявшие 700 человек. Регулярно проводили вечера художественной самодеятельности; кроме того, на самой фабрике было создано 36 красных уголков, где  работали 80 кружков.

Однако старый клуб не удовлетворял культурным запросам рабочих, особенно молодежи, и накануне празднования 11-й годовщины Октябрьской революции в Ярцеве состоялась торжественная закладка  Дома культуры текстильщиков. В том же 1928 году в городе была открыта новая больница.

Фабрика никогда не отделялась от города и помогала ему, чем могла. Электростанция  Ярцевской прядильно-ткацкой фабрики была одной из наиболее крупных  в области и снабжала электроэнергией не только свое предприятие, но и город Ярцево, который своей электростанции в те годы не имел.

Текстильщики решили  сделать свое предприятие коллективом сплошной грамотности. К концу пятилетки на фабрике работало 20 групп по ликвидации неграмотности. В феврале 1929 года стала издаваться многотиражная газета «Ярцевский текстильщик».

 Предвоенные 

 пятилетки

Улучшались бытовые условия и материальное положение рабочих. В начале второй пятилетки вступила в строй фабрика-кухня. Ее производительность составляла 13000 обедов и 2000 школьных завтраков в сутки. Было построено еще несколько жилых домов и детские ясли. Открылся  новый Дворец культуры со зрительным залом на 1200 мест. 

В Ярцеве действовал филиал Смоленского     аэроклуба. 19 декабря 1935 года в городе состоялся авиационный праздник  в связи с открытием парашютной вышки и вручением аэроклубу самолета, построенного на собранные ярцевчанами средства.

При Дворце культуры работал детский арктический клуб, по  приглашению которого летом 1936 года в гости к ярцевчанам приезжали начальник Главсевморпути  академик О.Ю.Шмидт, Герой Советского Союза летчик В.С.Молоков и начальник Политуправления Главсевморпути наш земляк С.А.Бергавинов.

К концу второй пятилетки (1937г.) на Ярцевской  хлопчатобумажной фабрике работало около 10000 человек. Это было крупнейшее предприятие Западной области, которая была создана в 1929 году и просуществовала до 1937 года. В ее состав входили Смоленская, Брянская, Калужская губернии, а также территории Тверской, Московской и части других губерний.

В 1938 году  был построен новый ткацкий корпус, в цехах которого установлены 1092 станка. Крупным подсобным предприятием становился механический завод. Если раньше на нем работало 65 человек, то теперь 700. Завод снабжал запасными частями 24 хлопчатобумажные фабрики Советского Союза,  а в третьей пятилетке уже выпускал сложные ткацкие автоматы для хлопчатобумажной промышленности страны.

К 1941 году  фабрика вырабатывала в год в среднем около 6 тысяч тонн пряжи   и около 40 млн метров суровой ткани. Это было крупнейшее предприятие не только в нашей области, но и  одно из самых крупных в стране. 

За достигнутые высокие производственные показатели Советское правительство наградило большую группу работников текстильной промышленности орденами и медалями Советского Союза. Среди награжденных были представители Ярцевской фабрики. Депутат Верховного Совета РСФСР С.П. Кобякова была награждена орденом Ленина. 

 Война 

В июне 1941 года с Ярцевской фабрики ушли на фронт 4126 рабочих и служащих. Из них погибли в боях с немецко-фашистскими захватчиками 2135 человек.

Первые фашистские бомбы упали на Ярцево 9 июля 1941 года. Фронт был еще далеко, однако вражеские самолеты теперь появлялись часто. Стало известно, что с них сбрасывались шпионы и диверсанты. Для борьбы с вражеской агентурой в городе были созданы истребительные отряды, а на предприятиях группы самообороны. Для охраны фабрики создали отряд из молодежи, вооружили винтовками, установили круглосуточные посты, организовали ночное патрулирование. В начале июля был создан городской истребительный батальон, который  состоял из партийно-советского актива, комсомольцев  средних школ и учащихся фабричной школы фабрично-заводского обучения. 

Фабрика работала под огнем вражеской авиации до 15 июля. Рабочие стойко боролись с огнем, не покидая фабрику до последней возможности. С крыш фабричных корпусов было сброшено более сотни горящих бомб-зажигалок, ликвидировано более 10 очагов пожара. 

Так случилось, что своевременно эвакуировать оборудование фабрики не удалось. Никто не предполагал, что враг так быстро будет продвигаться вперед и дойдет до Ярцева. В августе 1941 года, когда фронт стабилизировался, было дано указание организовать демонтаж и эвакуацию в тыл страны оборудования фабрики,  механического завода  и торфоразработок в Пронькине.

 После 

 освобождения

В сентябре 1943 года после освобождения  город лежал в руинах. Почти до основания  была разрушена фабрика. Фашисты сожгли все жилые помещения. Прядильный корпус был выведен из строя полностью и не подлежал восстановлению, кроме небольшой центральной части. От ткацкой фабрики остались лишь фундаменты, здание электростанции было основательно разрушено. Дворец культуры текстильщиков, который гитлеровцы превратили в гараж и ремонтную мастерскую автомашин, был взорван. По данным  государственной чрезвычайной комиссии, сумма ущерба, причиненного фабрике, составляла 170 млн рублей. Наркомат текстильной промышленности СССР уже в ноябре 1943 года, спустя два месяца после освобождения Ярцева, принял решение о  восстановлении Ярцевской прядильно-ткацкой фабрики.

В 1946 году планом     предусматривалось превратить Ярцевскую фабрику в крупный текстильный комбинат, заново построить прядильную фабрику, а ткацкую   восстановить и значительно расширить. 

В 1950 году вступили в строй действующих прядильная фабрика, первый цех ткацкого корпуса. В течение пятилетки были также введены в строй более 15 тысяч квадратных метров жилья, школа ФЗУ (фабрично-заводской учебы), баня-прачечная, два детских сада и другие культурно-бытовые предприятия. 

Повышению общеобразовательного уровня рабочих способствовала вечерняя (сменная) средняя школа. Из ее стен вышло 1718 выпускников со средним образованием. Вечерний текстильный техникум подготовил с 1955 по 1973 годы 857 специалистов различных специальностей.

В 1973 году к 100-летнему юбилею предприятия Ярцевский хлопчатобумажный комбинат был награжден высшей наградой Родины – орденом Ленина.

Подготовил  к печати 

Николай Потапенков

    Использованы статьи Д.Будаева,Л.Котова  П.Степанова, Е.Муравьева