Ранее «Вести Привопья» уже рассказывали о том, что обучающиеся 1-4 классов школы-гимназии приступили к обучению в отремонтированном здании начальной школы. Напомним, что был произведен не только капремонт здания, но улучшилась и материальная база школы. В том числе был переоборудован и логопедический кабинет. О том, как теперь в нем работается, рассказала учитель начальных классов и учитель-логопед Елена Ефременкова.
Волшебные чемоданчики
С Еленой Вячеславовной наши читатели знакомы давно: в марте прошлого года она победила в районном этапе «Учителя года-2021», а весной 2022-го стала лауреатом областного этапа этого профессионального конкурса.
По первому образованию Елена — логопед и дефектолог. До гимназии она несколько лет проработала учителем-логопедом в детском саду, но уже более 10 лет совмещает обязанности учителя начальных классов и учителя-логопеда, что, по ее словам, очень помогает в работе.
— Конечно, и до ремонта здесь было необходимое методическое и дидактическое оснащение, — говорит Елена Вячеславовна, показывая свой обновленный кабинет. – Я и сегодня не отказываюсь от накопленных за годы работы дидактических материалов, в том числе и сделанных своими руками. Но сейчас материальная база значительно обновлена и расширена: приобретены специальные логопедические комплекты, установлено новое оборудование.
С интересом рассматриваю содержимое так называемых чемоданчиков логопеда. Один из них предназначен для развития мелкой моторики. Какизвестно, движения мелких мышц кистей рук напрямую влияют на развитие высших психических функций: мышления, внимания, памяти, воображения, речи. В этом смысле отлично работают самые обычные, казалось бы, предметы, которые мы встречаем в повседневном быту. Только у тех, что в логопедическом чемоданчике, несколько непривычные размеры: разноцветные пластиковые болты и гайки просто огромные, а вот прищепки наподобие бельевых наоборот крохотные.
Так как учитель-логопед работает в основном со школьниками младших классов, то и здесь сделан акцент на игру: в наборе есть пальчиковый футбол, миниатюрный волчок, мягкий мячик с вмятинами, игры-шнуровки и др. Необходимый материал используется в зависимости от темы и цели занятия.
Во втором «волшебном» чемоданчике собраны предметы для коррекции дисграфии (частичного нарушение процесса письма, проявляющегося в стойких ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, — ред.) и дислексии (специфического расстройства способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку, — ред.). Например, «тактильный алфавит» – набор пластиковых структурных элементов букв: ребенок должен выбрать из них необходимые и «сконструировать» букву. А чтобы проверить правильность выполненной работы, используются специальные планшеты с фактурными оттисками букв. Работая с «тактильным алфавитом», ребенок учится правильно располагать буквы и их элементы в пространстве, в то время как при оптической дисграфии он часто пишет буквы в зеркальном отображении.
Детям интересно, учителю полезно
При всей полезности логопедических чемоданчиков, безусловно, гордость и изюминка кабинета – это интерактивный стол, рассчитанный на двух учеников.
В его центре расположена подъемная сенсорная панель, на которой непосредственно работают ученики, а установленная программа оценивает правильность выполненного действия.
Каждое учебное место оснащено зеркалами, которые необходимы для отработки правильной артикуляции звука. Здесь же — очень чувствительный микрофон: ряд упражнений предполагает его использование. Например, он нужен для отработки речевого дыхания, которое происходит в игровой форме. Выполняя упражнение «Сдуй снежинку», ребенок видит на экране соответствующую картинку и понимает, правильно ли выполнено задание. Также программа фиксирует и анализирует произнесенное предложение и находит ошибки.
Интерактивный стол совмещен со столом учителя-логопеда, следовательно, педагог видит на мониторе компьютера все, что делает ученик на интерактивном блоке. Кстати, чтобы работать с этим современным оборудованием, учительнице пришлось пройти специальные курсы.
К столу прилагается программное обеспечение — набор интерактивных логопедических программ. Например, «Море словесности». Это интерактивный тренажер для развития навыков письменной речи и коррекции дисграфии.
К нему прилагается специальная электронная ручка. Внешне она похожа на обычную шариковую, с ее помощью можно вручную писать текст на бумаге. При этом на краю листа крепится небольшой блок: через него написанный текст передается на компьютер в программу «Море словесности». Она автоматически распознает ошибки в написании букв и отражает их в карточке ученика.
Что еще «умеет» это чудо обучающей техники?
Например, ведет электронную документацию. В индивидуальных электронных карточках учеников, помимо личных данных, фиксируются логопедические проблемы каждого ребенка, изученные темы, результаты выполненных заданий, ошибки, допущенные при их выполнении. Здесь же педагог может спланировать будущее задание.
Также в электронном виде проще отслеживать динамику развития ученика (не нужно держать в голове его успехи и ошибки) и выстраивать дальнейшую стратегию обучения, подбирая из предложенных в блоке заданий необходимые для данного ребенка.
Все это экономит время педагога и в определенном смысле упрощает его труд. Словом, работать с современной техникой детям интересно, а учителю – полезно.
Не цель, но средство
Рассказывая об интерактивном оснащении кабинета, Елена Ефременкова подчеркивает: новое оборудование – это очень хорошо, оно открывает много новых возможностей, но это не самоцель и не дань моде, а эффективное средство для оказания логопедической помощи детям. А нужна такая помощь, к сожалению, очень многим ученикам. Сегодня только среди первоклассников более половины детей имеет логопедические проблемы.
— Елена Вячеславовна, о каких конкретно проблемах идет речь?
— Когда ребенок приходит в школу, меняется его социальная роль: он становится учеником. А это предполагает и новые обязанности: он приобретает учебные навыки, прежде всего, осваивает чтение и письмо. И вот здесь-то часто возникают сложности. Учителя и родители жалуются, что школьник допускает «глупые» ошибки, или ошибки «по невнимательности»: пропуск букв и слогов в словах, их перестановку, замену букв. У меня был случай, когда ребенок писал все слова в предложении без пробелов, не разделяя их между собой. На самом же деле это не «глупые» ошибки, а проявление дисграфии или дислексии, то есть логопедические проблемы, которые не были проработаны в дошкольном возрасте и «перетекли» в школу.
— К сожалению, не во всех детских садах есть логопеды, и они в основном работают с детьми от пяти лет.
— Это происходит из-за загруженности специалистов, которые не всегда имеют возможность работать с младшими воспитанниками и вынуждены концентрировать свое внимание на ребятах, которым скоро идти в школу. Конечно, не все логопедические проблемы можно решить за этот короткий срок. Но хуже то, что не все дети, которым рекомендованы занятия с логопедом, посещают их.
— Почему так происходит?
— Зачастую родители дошкольников не обращают внимания на отклонения в речи ребенка, считают, что все наладится само собой, когда он подрастет. Больше сосредотачиваются на подготовке к школе. Детей учат читать, писать печатными буквами, знакомят с алфавитом. При этом упускается самое главное. Учеба в школе предполагает, что ребенок придет в первый класс с уже поставленной речью: звуки отработаны, и первоклассник умеет не только правильно их произносить, но и правильно слышать. Если же логопедические проблемы не проработаны до школы, в дело вступает школьный учитель-логопед. Но время уже упущено, ребенку тяжелее приобретать школьные навыки. А если отставание не преодолеть в начальной школе, ситуация только усугубляется. Сегодня у меня есть обращения от учащихся средних классов, которые осознали свои проблемы и, что особенно дорого, готовы принимать помощь.
— Насколько реально помочь детям старшего возраста?
— При его желании частично можно помочь. Хуже, когда из-за постоянных неудач ребенок теряет мотивацию к учебе, опускаются руки, он перестает пытаться изменить ситуацию и может вообще перестать учиться.
— Как строятся Ваши занятия?
— В нашей школе все первоклассники проходят логопедическое обследование, как вновь поступившие ученики. По его итогам могут быть предложены либо профилактические, либо корректирующие занятия. Они проходят как индивидуально, так и в мини-группах, в основном – с учениками начальных классов. Мы работаем не только над связной речью (построением собственного высказывания). Идет коррекция произношения, речевой моторики, речевого слуха, увеличивается словарный запас, выстраивается правильное словообразование. Это большой объем серьезной работы. При этом важно выявить причины логопедических отклонений. Иногда ребенку может понадобиться помощь других специалистов: психолога, дефектолога. А я в свою очередь постараюсь помочь всем, кто обратится за логопедической помощью.
Татьяна Филимонова