В ноябре в городском музее открылась выставка работ ярцевского художника
Ноябрьский вечер. За окнами ранняя, но уже по-зимнему глубокая, сырая мгла. Тишина в небольшом зале городского музея в мягкой подсветке неярких светильников, в сопровождении барабанной дроби по стеклу обжигающего ледяного дождя, обволакивает еще более уютным теплом. Живописные холсты на стенах, выполненные в разных техниках масляной живописи. Пространство, заполненное особой атмосферой творчества и как будто нерукотворной, хрупкой красоты. Неспешный разговор с автором из официальных и стандартных вопросов и ответов перетекает к воодушевленному обсуждению технических мелочей и художественных приемов. Уже больше часа мы увлеченно беседуем с Виктором Петровичем Стаиным. Легкость в общении и обворожительная улыбка, не сходящая с лица художника-самоучки, открытость и умение слышать собеседника располагают, увлекая в особый мир – глубокую и бескрайнюю Вселенную творческого человека.
Хорошо известный в Ярцеве производственник-металлург, в свое время заместитель директора ГУП ЛПЗ Виктора Химичева, он был первым человеком, отвечающим за слаженную работу всего ярцевского заводского филиала в период частых отъездов Виктора Андреевича в Москву.
Виктор Стаин многое сделал для нашего города и ярцевчан. 13 лет назад он ушел на заслуженный отдых. Именно с этого времени в его творческой биографии начинается совершенно иной отсчет: жизнь, наполненная великолепием разноцветья и буйства красок разнообразных притягательных художественных образов. Около 400 работ вышло из-под кисти мастера.
«Свой мир» — так называется выставка картин Виктора Стаина, предоставляющая ярцевчанам возможность приобщиться к совершенно иной реальности – миру глазами художника, неспешно созерцающего над суетой.
— Виктор Петрович, трудно представить, как удавалось сочетать тяжелую работу в руководящем звене металлургического предприятия общероссийского значения и такое тонкое художественное восприятие? Вы писали картины по выходным?
— В период, когда я работал на заводе, заниматься живописью было некогда. Работа поглощала настолько, что иногда я даже не осознавал, день за окном или ночь. Хотя в то время приходило немало идей. Наверное, тот, кому дано видеть окружающий мир как-то по-особенному, будет видеть его таким при любых обстоятельствах, даже не имея возможности самовыражения.
— С чего началось Ваше увлечение живописью?
— Я родился после войны, в 1949-м году. Интерес появился еще в детстве. Но осознанное увлечение пришло в 13 лет. Тогда в школе был Красный уголок. Там работал человек, который рисовал плакаты типа: «Наша цель – коммунизм». Вот он меня и приобщил: сначала я был подручным, помогал, потом втянулся, а позже такой азарт появился… даже после окончания школы я не смог расстаться со своим увлечением. Я продолжил рисовать и в армии, а позже — в институте стал относиться к этому более серьезно. Так и пошло: живопись превратилась в увлечение длиною в жизнь.
Наверное, в то время, когда я был ребенком, рисование было способом уйти в особенный мир, где ты мог оставаться наедине с собой и творить свою особенную, ни с чем не сравнимую, уникальную реальность. В моем роду никогда не было художников. Да и мне учиться этому ремеслу было некогда. Но, сколько я себя помню, в любую свободную минуту меня тянуло взять кисть. Повезло, что близкие всегда поддерживали такие порывы.
— Все Ваши работы объединяет необыкновенная энергетика тепла. В каждой картине чувствуется душа мастера. За счет чего удается добиться такого эффекта?
— Для того, чтобы сегодня работать в определенной технике, нужно было пройти большой путь. Я пробовал разные краски, приемы, техники, перечитал десятки томов специализированной литературы. Писал акварелью, акрилом, пробовал работать мастихином. Даже незначительные нюансы в живописи способны все изменить на холсте. Со временем я изучил цветовой круг, гармонию цветовых оттенков. Понял принцип и важность их сочетания. Так, шаг за шагом, в каждой картине появлялись какие-то новые приемы, детали.
Сегодня в открытом доступе можно найти большое количество мастер-классов, уроков живописи, советов современных художников, имеющих всемирную известность. Можно сказать, что я непрерывно учусь у них. Игорь Сахаров, Алексей Юшенков, Иван Велес – это настоящие мастера своего дела. Они во многом способствовали тому, чтобы со временем я сделал выбор в пользу масляной живописи. На мой взгляд, она имеет немало преимуществ. Смешивание красок позволяет добиться более плавных переходов и многообразия оттенков. Масло более податливое. С помощью использования определенной цветовой гаммы, игры света и тени удается получить эффект реалистичности. Наверное, когда посетители выставки говорят, что полотна передают особое ощущение пространства, воздуха, объема, они имеют в виду именно это.
— Виктор Петрович, в чем Вы черпаете вдохновение? Что предшествует желанию взять кисть?
— Не могу назвать что-то конкретное. Толчком к началу работы может стать любая мелочь, абсолютно все: арбуз на столе, цветы в вазе, зимний парк, шум прибоя, стая птиц, красивое лицо или старая фотография… Это особый мир, в котором нужно жить постоянно. Меня часто спрашивают: «Как научиться рисовать?». Я отвечаю: «Купи краски и рисуй!». И с каждым разом будет получаться все лучше и лучше. Уверяю вас, самое главное – это желание.
Иногда я могу с утра до вечера просидеть за работой, не поднимая головы. Сравнение, конечно, может и неуместное, но если вы спросите у алкоголика, почему ему хочется выпить, он вряд ли ответит на этот вопрос, возможно, скажет – тянет. Вот и я не могу сказать, где начало моего вдохновения, но точно знаю, что конца у него нет: просто пишу и все! Тянет постоянно и с непреодолимой силой. Образ жизни такой, без этого не могу!
— Обычно художники придерживаются единой темы: портретная живопись, пейзажи, натюрморты, марина (морская тема). Судя даже по небольшому количеству работ, представленных на выставке, Вашей кисти подвластно все. Как можно одинаково хорошо писать портрет матери и брызги прибоя?
— У меня нет каких-то конкретных предпочтений.Мне кажется, если у человека есть желание запечатлеть прекрасное, то не имеет значения, что это будет: портрет друга, ветка сирени или блики солнца в волне. Работая над картиной, в первую очередь ты передаешь свое настроение. Хотя среди примерно четырех сотен картин, написанных мной за весь период увлечения живописью, больше всего, наверное, было полотен с природой.
Хотя пейзажная живопись — одна из любимых моих тем, я не любитель писать на пленэре, поэтому часто фотографирую то, что впечатляет. И только позже, в уединении, отображаю это на холсте. Например, мой автопортрет был написан с фотографии, сделанной во время отдыха с семьей на плесе Волги. Мы путешествовали по левитановским местам, фотографировались.
Есть специалисты, которые хорошо пишут с натуры. Но мне такая работа не нравится. Во-первых, это большие временные затраты. Во-вторых, присутствие посторонних людей отвлекает. Обычно я работаю в тишине, без какого-либо музыкального или новостного сопровождения. Мне кажется, что только при полном сосредоточении человек может добиться лучшего результата. Поэтому главное – уметь увидеть то прекрасное в обычной жизни, чем хотелось бы поделиться с другими. А что конкретно это будет: лицо, пейзаж или букет цветов – не важно.
— Сколько часов в день Вы уделяете живописи? Каждый день пишете?
— Нет, конечно. Я живу в частном доме. Приусадебное хозяйство в летний период отнимает много сил и времени. Поэтому летом, как бы ни воодушевляло разноцветье лесов и полей, выделить хоть пару часов свободного времени мне не удается. В основном я занимаюсь живописью зимой. Могу работать над одним полотном несколько дней подряд. Скажем, для того чтобы написать картину средних размеров, у меня уходит около четырех дней. Но это при условии, что рука не врет, и ты хорошо представляешь, как это сделать. Если рисуешь «от пятна» — это определенная техника, можно написать и быстрее. Например, Игорь Сахаров учит, что море можно нарисовать за два раза. В первый подход работаешь над картиной около пяти часов, потом холст сохнет. И «по сухому» работаешь еще от трех до пяти часов. Так, примерно за десять часов можно нарисовать картину. Но..! Это только при условии, что знаешь, какие техники и в какой последовательности нужно использовать. Правильно говорят: «Век живи — век учись!». Сегодня Интернет открывает большие возможности для всех, у кого есть желание достичь чего-то большего.
— Все Ваши работы оформлены в красивый багет. Вы отвозите полотна в багетную мастерскую?
— Раньше отвозил. Но это дорогое удовольствие. У меня много нестандартных картин, в магазине рамы для них не подберешь. Со временем я научился оформлять полотна самостоятельно. Покупаю багет и с помощью специального оборудования изготавливаю раму по индивидуальным размерам. Для того, чтобы углы не расходились и стыки плотно прижимались друг к другу, использую термоклей. Багет придает картинам законченный, дорогой вид. Для любого мастера это важно.
— Все Ваши работы как будто напитаны любовью к жизни, искусству, мелочам, деталям. У Вас есть любимая картина?
— Они все мои любимые, как дети. Каждой я отдал часть своей души. Я убежден, что картина хороша тогда, когда она вызывает какие-то ощущения, «говорит» с тобой на понятном языке. Ты смотришь на нее и не можешь оторваться. Вот в таком случае ты получаешь удовольствие не только от работы, но и от результатов своего труда.
— Ваши работы продаются? На этом можно заработать?
Виктор Петрович улыбнулся:
— Заработать нет. А вот подработать иногда можно. Но, конечно, не в таком размере, как многим кажется. В первую очередь художник работает потому, что у него есть потребность нести в мир прекрасное. Большинство моих работ было подарено друзьям, знакомым. Конечно, некоторые полотна украшают богатые дома москвичей и жителей других регионов. Приезжают. Покупают. Особенно пейзажи. Но я не занимаюсь рекламой. У меня нет отдельного сайта в Интернете. Знаете почему? Потому что это для меня не важно. Когда я расстаюсь с очередной картиной, у меня двоякие чувства: с одной стороны она украсит чей-то дом, с другой стороны – это мое детище, ребенок, который рождался в муках и поисках. Каждый штрих на ней мне очень дорог. Поэтому отдавать, конечно, всегда жалко. А вот по-настоящему счастливым человеком я чувствую себя тогда, когда у меня есть возможность взять в руки кисть. И это ощущение счастья непередаваемо и несравнимо ни с чем!
Надежда Данюшина