«Дежурный по городу слушает…»

Нередко можно слышать суждения о том, что работа полицейских в больших городах сопряжена с плотным графиком, отсутствием свободного времени, постоянным риском для жизни, и наоборот, монотонная провинциальная текучка «спальных районов» расслабляет даже «бывалых» сыщиков. О том, насколько это соответствует действительности, мы поговорили с полицейским с большим стажем, НАЧАЛЬНИКОМ ДЕЖУРНОЙ ЧАСТИ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ОТДЕЛА МВД РОССИИ «ЯРЦЕВСКИЙ» ЕВГЕНИЕМ САМУЛЕНКОВЫМ, встретившись с ним в преддверии Дня сотрудника органов внутренних дел. Сегодня его подразделение считается «визитной карточкой» ярцевской полиции, на счету этих полицейских сотни раскрытых преступлений, многие из которых расследованы по горячим следам. Но для того, чтобы иметь профессиональное чутье и поддерживать стабильные показатели раскрываемости, Евгению Анатольевичу пришлось пройти длинный и сложный путь. Как, впрочем, и каждому, кто на протяжении десятилетий оставался верным своему долгу.

«Работаем!..»

Молодой 22-летний следователь Евгений Самуленков уже почти час наблюдал за старым, ничем не приметным домом, расположенном в глухом переулке пристанционного поселка. По его сведениям именно здесь, в отдаленном тихом районе, была организована торговля наркотиками. Уже не один месяц объект находился под пристальным наблюдением оперативников. Данные подтверждались: отсюда зелье расходилось не только по городу, но и далеко за его пределы. Наркосеть быстро опутывала Ярцевский район, активизировалась работа распространителей, то и дело пакетики с белым веществом фигурировали в криминальных сводках. Уже несколько месяцев все мысли Евгения упирались в этот дом: он изучал, просчитывал, выстраивал логические цепочки. Все сходилось. Медлить было нельзя: паутина быстро затягивала новые жертвы. Обыск назначили на сегодняшний вечер. К операции подключились оперативники сразу нескольких силовых структур. И хотя в практике молодого следователя это дело было уже не первым, ранее участвовать в пресечении деятельности наркобизнеса ему не приходилось. Продолжительное ожидание в сумерках добавляло напряжения.

— Работаем! – наконец раздалось в рации. 

Экипированные сотрудники спецслужб быстро двинулись к дому. События развивались стремительно, но предсказуемо: без стрельбы и внештатных ситуаций. Уже через 15 минут Евгений стоял посередине комнаты, сплошь уставленной химическим оборудованием. На полу валялись несколько разорванных свертков с белым порошком. Чувство, которое в тот момент овладело молодым следователем, было незнакомым: никогда раньше ему не приходилось испытывать такого отвращения. Но именно это состояние начальник дежурной части, майор полиции Евгений Анатольевич Самуленков будет вспоминать даже через 18 лет работы в правоохранительных органах.

— Евгений Анатольевич, в Вашей профессиональной деятельности часто возникали ситуации, которые оставляли неизгладимые впечатления?

— Когда обычный человек, в семье которого никогда не было офицеров и связанных с «органами» родственников, попадает в другой мир — это само по себе неизгладимое впечатление. Это как другая жизнь, в которой свои законы, связи, иерархия, схемы, особая криминальная логика. Иногда выходишь после дежурства из отдела и с таким наслаждением вдыхаешь воздух родного города, что кажется – вот оно, настоящее счастье. 

В первый раз я почувствовал вкус другой жизни, точнее, атмосферу, которой она пропитана, когда в составе оперативной группы участвовал в обыске, переступил порог жилища одного из цыганских домов пристанционного поселка. Действия проводились в рамках разработки. Представьте, просторная пустая комната, посередине печка. Повсюду грязь и антисанитария, все уставлено канистрами, колбами с жидкостями и порошками, пластиковыми бутылками, контейнерами. Там был организован непрерывный процесс производства наркотиков. Из одежды, продуктов – ничего. Нищета. Обстановка давящая. В ходе обыска был задержан парень, который являлся распространителем. На тот момент ему только исполнилось 18 лет. А мне чуть больше 20-ти. Впоследствии его вина была доказана, по приговору суда он получил 10 лет лишения свободы. И знаете, у меня на всю жизнь отложилось в голове: столько усилий приложили, вроде бы доброе дело сделали, многих людей от смерти спасли, преступный бизнес прикрыли, а человек в таком возрасте оказался за решеткой, судьба его перевернулась: лучшие годы в тюрьме проведет, выйдет уже 30-летним мужиком. Так его по-человечески  жалко было. До сих пор он у меня перед глазами стоит. Такие вот неизгладимые впечатления.

От стажера до майора 

Нельзя сказать, что Евгений Анатольевич мечтал о службе в полиции со школьной скамьи. Однозначного решения не было. Родители всю жизнь были связаны с системой образования. Тем не менее, педагоги не по обстоятельствам, а по призванию, отдавшие большую часть жизни воспитанию подрастающего поколения, несмотря на непростые 90-е и нестабильную криминогенную обстановку, поддержали сына в выборе, когда он после окончания юридического факультета решил продолжить учебу по линии МВД. Решающими факторами оказались престиж профессии и честь офицерского мундира.

После практики в прокуратуре служба затягивала Евгения Анатольевича все больше. Трудовые будни в ярцевском отделе полиции начались в 2004-м с должности следователя следственного отдела. Потом девять лет в подразделении ГИБДД, возвращение в дежурную часть, постепенный подъем по служебной лестнице. Не быстрый, но уверенный и стабильный, основанный на искренней любви к профессии и обостренном чувстве справедливости.

— Евгений Анатольевич, в свое время Вы работали в разных подразделениях МВД, знаете о службе не понаслышке. Чем Вам запомнилась работа в следствии?

— Это был нелегкий труд. Наверное, это можно связать с переходным периодом в нашей стране. Количество преступлений тогда зашкаливало: большую часть оперативных сводок составляли преступления имущественного характера — кражи, грабежи, угоны машин, сезонные взломы дачных домов, наркотики. Тогда все следователи работали на износ. Не могу сказать, что мы не жалели себя, но с личным временем никто не считался. Мы приходили рано утром и уходили далеко за полночь, иногда ночевали на работе, потому что смысла идти домой на пару часов уже не было.  Вот таким напряженным графиком, когда ты ни минуты не делаешь то, что тебе хочется, а только то, что нужно, эта работа мне и запомнилась.

— У Вас был авторитет, на который хотелось равняться?

— Конечно, и не один. Сегодня коллектив отдела полиции сравнительно молодой. А раньше в большинстве он состоял из возрастных и опытных сотрудников, закаленных службой, профессионалов своего дела. С ними было не страшно и на выезды ездить, и в задержаниях участвовать. Еще в период прохождения практики меня поражала работоспособность ярцевских следователей. Однажды вхожу в кабинет. Обстановка – минимальная: стол, стул, печатная машинка. Следователь жулика допрашивает и на машинке показания фиксирует. Никаких компьютеров, записывающих устройств, диктофонов — вот как работали. И раскрываемость была высокая. Конечно, с такими товарищами, которые, не обращая внимания ни на какие трудности, делали свое дело, хотелось стоять в одном строю. 

Сердце полиции –

дежурная часть

Поздний предновогодний вечер, город готовится к празднику. Ничто не предвещает беды. Неожиданно в дежурную часть поступает сообщение: разбой. Молодой парень с оружием вскрыл один из игровых автоматов, которые в свое время собирали завсегдатаев на улице Советской. Вытряхнув из автомата большую сумму денег, он ловит такси и, угрожая водителю расправой, заставляет его выйти из машины, прыгает за руль и скрывается с места преступления. Звонок в дежурную часть поступает от очевидцев происшествия. Уже через 10 минут сотрудники записывают их показания на месте. Через 30 минут преступника удается поймать. Праздник сотрудникам ОВД приходится встречать в погонях и выяснениях обстоятельств. В таком режиме работает большинство сотрудников отдела.

Сегодня дежурная часть МО МВД России «Ярцевский» – это 15 сотрудников. Не считая начальника и четырех водителей – 10. Это те, кто работает с гражданами круглосуточно, в режиме 24/7 выслушивает их жалобы и делает все, чтобы помочь.

— Евгений Анатольевич, почти два десятка лет в этой системе – это большой срок. Расскажите немного о ежедневной работе.

— Как театр начинается с вешалки, так отдел полиции начинается с дежурной части. Через нее проходят все граждане, так или иначе соприкоснувшиеся с криминальной средой. Дежурная часть отвечает за пропускной режим, принимает сообщения граждан как по телефону, так и при личном обращении, организовывает выезды на место происшествия, то есть аккумулирует всю актуальную оперативную информацию. Первый сотрудник полиции, с которым сталкивается пострадавший – это оперативный дежурный дежурной части. От его грамотных действий зависит вся дальнейшая работа.

— Что изменилось в работе полиции с того момента, как Вы пришли сюда работать?

— Я бы отметил, что во многом изменился сам характер преступлений. Сегодня мы регистрируем много правонарушений, связанных с развитием IT-технологий, дистанционных мошенничеств. Раньше никто не мог и подумать, что такое возможно. Преступники вышли на новый уровень, стали более эрудированными. Они оснащены современными техническими средствами. При этом количество асоциальных личностей, ведущих преступный образ жизни, по-прежнему велико.  Конечно, наши сотрудники также оснащены более современными техническими средствами. Изменения чувствуются и в кадровом составе полиции: он значительно помолодел. Конечно, в этом есть определенные плюсы: сотрудники со стажем тяжело осваивают новые информационные технологии, электронный документо-оборот, больше привыкли по старинке, с бумагой и ручкой. В этом отношении молодежь подталкивает ветеранов службы к повышению своей квалификации. 

—  В дежурной части работают в основном люди с опытом или это своеобразная «кузница кадров»? 

— Дежурная часть – это подразделение быстрого реагирования. Оттого, насколько своевременно и четко сработают полицейские дежурной части, зачастую зависит конечный результат, поимка преступника, поэтому здесь немало сотрудников, отработавших в полиции всю жизнь. Мне трудно выделить кого-то отдельно, но могу назвать людей, на которых равняется сегодняшняя молодежь. Андрей Викторович Иваненков работает в органах внутренних дел с 1992 года. Он как раз из тех, кто начинал трудиться еще во времена печатной машинки, потом освоил новую электронику, информационную базу, постоянно повышает свои профессиональные навыки. За всю трудовую деятельность у него не было ни одного взыскания, промаха, ошибки. Сегодня он непререкаемый авторитет для молодого поколения. Одним из старожилов можно считать и Алексея Михайловича Иванекина. Он в службе с 1995 года. Трудовой стаж составляет 27 лет. В свое время Алексей Михайлович участвовал в боевых действиях на территории Чеченской Республики, награжден медалью. Такие люди сегодня стоят на страже закона.

— А женщины в отделе работают? 

— Да. Уже три года у нас проходит службу помощник оперативного дежурного Екатерина Винокурова. В ее обязанности входит прием сообщений граждан, занесение их обращений в электронную базу, проверка граждан по оперативным источникам, работа с доставленными, оформление документов, снятие отпечатков пальцев. Огромную помощь она оказывает при работе с женщинами-правонарушителями. 

— Работа сотрудника органов внутренних дел больше связана с негативом. Тяжело постоянно находиться в состоянии напряжения? 

— Сначала тяжело, но со временем привыкаешь. Неприятные ощущения никуда не уходят, но приходит ответственность и понимание того, что никто, кроме тебя, эту работу не сделает. Единственное, что остается – это принимать жизнь такой, какая она есть, и, несмотря ни на что, день за днем просто проживать ее, защищая тех, кто доверяет тебе самое дорогое – свою безопасность и жизнь. 

             Надежда Данюшина