Кино или театр? И там и там есть свои плюсы, минусы, но все большую популярность завоевывает именно кино: спецэффекты поражают, экранные лица завораживают, сюжеты запутывают. А театр… Неужели он стал пережитком прошлого или же не сдает своих позиций, привлекая новую аудиторию? Марина Михайлова – руководитель народного коллектива «На Ольховской» Центра досуга «Современник» поможет расставить все точки над «i» со своей режиссерской позиции.
— Расскажите, пожалуйста, про историю театра, как Вы стали режиссером?
— Честно говоря, с изначальным постановщиком — Юрием Петровичем Ковиным — меня познакомили, когда я еще училась в институте: брала у него специализированную литературу, потому что ее особо не было в библиотеке. Пару раз была на его репетициях, но постоянно не могла ходить – у меня ребенок маленький был. Начала руководить театром в 2011 году, тогда заканчивала Смоленский государственный институт искусств по специальности «Менеджер социально-культурной деятельности». Мне даже не предложили должность, а попросили ее занять.
Историю создания, как таковую, не знаю: звонила ребятам, но изначальных членов коллектива не смогла найти, то есть кто-то пришел через три года, кто-то через пять лет. Понимаете, дело в том, что очень разнятся даты основания между 1984 и 1989 годами, но мы все-таки придерживаемся версии, взятой с сайта города Ярцево: 1984 – запуск, а 1989 – получение звания «Народный». Получается, в этом году у нас несколько памятных годовщин: 35 лет театру, 30 лет – присвоению звания «Народный» и его защите, 10 лет – созданию молодежного экспериментального театра (для людей с особенностями в здоровье) и 5 лет, как нет с нами основателя театра Юрия Петровича Ковина. К последнему событию хотим сделать в апреле-мае юбилейный вечер.
2019-й объявлен Годом театра, поэтому не раз покажем комедию «Два часа счастья» — со взрослым составом, а с детьми сказку «Как Иван Василису выручал». Вообще хотелось бы объединить два поколения, потому что либо родители ходят на серьезные спектакли, либо ребята на маленькие показы. А ведь сказка подойдет и взрослым и детям – есть над чем подумать. Тем более мы пытаемся сказочные сюжеты осовременивать. Например, Кот Баюн у нас читает рэп под песню группы «Queen» — «We will Rock You».
Сейчас развитие идет больше в комедийной струе: не пользуются зрительским вниманием драматические постановки. Хотя были два исключения: миниатюры к столетию Октябрьской революции и театрализованная композиция, показанная на церемонии закрытия поискового сезона. Хотя зрителей я, наверное, понимаю – детям хочется веселиться, а взрослые уже пережили все это, и у них мало желания возвращаться воспоминаниями в тяжелое прошлое. Но я заставила себя поставить спектакль «Выходили бабки замуж»: начинали весело и интересно, а закончилось все драматично. Но зато с этой работой нас впервые пригласили на международный фестиваль, который возглавляла дочь Папанова – Елена Анатольевна.
— По какой методике Вы преподаете сценическую игру?
— Сама учусь в процессе. Знаете, вот даже иногда интересно съездить на фестиваль не только для того, чтобы собственные умения показать, но и на мастер-классах побывать. Особенно любят дети ездить в Гагарин, куда мы случайно попали впервые на 2-й межрегиональный фестиваль мини-спектаклей. Были там и Петр Кожевников – актер из сериала «Молодежка», и Галина Боб из «Девчат». Они прекрасно общались с детьми, провели мастер-классы. К нам, по приглашению Вячеслава Волонцевича, приезжала Юлия Владимировна Зыкова – актриса МХАТа, которая активно позанималась с детьми и взрослыми практическими упражнениями. Она также рассказала о своей театральной жизни – ярко, живо получилось.
— Скажите, а каков уровень популярности театра среди ярцевчан? Много ли народу посещает спектакли?
— Я особо и не знаю – сижу ведь на месте звукооператора. Общаюсь со зрителями, когда приходят маленькие дети: обсуждаю с детьми спектакль в форме вопросов и ответов.
Принесли как-то раз непрофессиональную видеозапись со спектакля «Выходили бабки замуж» — людей было, как в больших театрах. Возможно, здесь реклама подействовала: развешиваем объявления, в интернете и газетах публикуем. Хотя мы играем, даже если в зале два зрителя.
В связи с этим, еще хотелось бы отметить один большой минус – отсутствие подслушек, то есть детям приходится работать голосом, а ведь во Дворце культуры у нас зал большой, народу много. И все не будут сидеть и молчать. Иногда подставляем микрофоны снизу, чтобы их было не видно, но вообще это проблема – отсутствие необходимой техники.
— Кто финансирует спектакли?
— Финансирования как такового нет, но по мере необходимости обращаюсь к руководству. В целом же, костюмы шьем сами – из подручных средств: родители помогают, да и так народ тоже что-то из одежды приносит, а мы уже все это приспосабливаем под необходимое. На «Женитьбу Бальзаминова» у нас очень удачно разбирался Черкизовский рынок – четыре бальных платья закупили по двести рублей.
На постановку басен Крылова экспериментальным театром я предложила ребятам играть во всем черном (как истинным актерам): брюки, водолазки, трико.
Был еще случай: одна из мам принесла старый костюм чертенка, который мы потом переделывали в теленка. Родителей я вообще сразу предупреждаю о том, что кружок бесплатный, но если кто-то умеет рукодельничать, то прошу их помочь.
Как видим, театр жив: ребята занимаются под руководством профессионала и просто хорошего человека – Марины Михайловой. Ценители сцены имеют возможность посмотреть спектакли. Вот только извечная проблема искусства – недостаток финансирования. Возможно, после прочтения этой статьи кто-то вспомнит про не нужные в хозяйстве предметы старины, раритеты – отнесите их, пожалуйста, в «Современник», что на Ольховской, а потом придите на спектакль и порадуйтесь за свои вещи, которые обрели новую жизнь; вдохновитесь игрой и попробуйте себя в роли актера!
Кино и театр: два абсолютно противоположных мира – идеально вылизанная среда и реальная жизнь. Выбор — куда пойти – за вами, но знайте, что в Ярцеве есть уголок искусства, где всегда ждут и играют даже для двух зрителей, которые не прячутся от вас по ту сторону экрана.