Художник Евгений Данилевский

Рассказ о мастере исторической и батальной живописи

1 апреля 1928 года в семье рабочих Ярцевской фабрики Данилевских на свет появился мальчик, которого назвали Евгением. И никто тогда не предполагал, что Евгений Данилевский станет Народным художником РСФСР (1985 г.), имя которого будет широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом.

Мы ничего не знаем о жизни художника до 13 лет: он не оставил никаких автобиографических записей. Но уже тогда, наверно, мальчик страстно любил рисовать. В годы Великой Отечественной войны Евгений Данилевский оказался в эвакуации в Красноярске. Как знать, не будь той эвакуации, Дома-музея В.И. Сурикова и художественной школы при нем, может быть, и не стал бы Данилевский художником. Или не было бы в творчестве уже зрелого мастера монументальных исторических картин из цикла «Куликовская битва» и диорамных полотен «Штурм крепости Измаил войсками Суворова в 1790 году» или «Взятие крепости Оса Пугачевым». Быть может, тот «суриковский дух», который царил в школе и во всей атмосфере сибирского города, был для эвакуированного ярцевского мальчишки главной точкой опоры в выборе жизненного пути.

Не дождавшись окончания войны, Евгений Данилевский уехал в тогда еще прифронтовой Киев — без билета, на крыше вагона — в школу при Художественном институте, куда по посланным рисункам его приняли сразу в 9-й класс. Там он попал на курс прекрасного педагога, академика живописи П.И. Котова.

— Педагог он был удивительно своеобразный, — вспоминает художник. — Если ему не нравилась моя постановка, то ему было легче объяснить не словами, а делом. Он брал в руки кисть и писал прямо на моей работе самое трудное место, к примеру, руку, и делал он это чудесным образом, виртуозно. Такая наука была самой наглядной и поучительной. Я убежден, что именно в Котове, в этом удивительном художнике-тоналисте, начинаются мои истоки, мое понимание и ощущение живописи.

Котов был портретистом и в значительной степени живописцем батального жанра. Сам ученик известного баталиста Н.С. Самокиша, он обращал особое внимание на учеников, имеющих способности в одном из наиболее сложных жанров живописи. Естественно, что педагогическая деятельность Котова во многом определила творческую ориентацию Данилевского.

Но его дипломной работой стала не батальная картина, а полотно на производственную тему, что вполне отвечало требованиям времени. «Проба стали» — так называлась картина, представленная в 1952 году на Всесоюзной выставке дипломных работ выпускников художественных вузов страны, где имела большой успех. И вместе с тем она стала поводом для дискуссий достаточно шумных, по выражению самого автора картины, «вполне скандальных». Из этих споров родилась дружба Данилевского со многими московскими художниками.

С 1952 года Евгений Иванович работал в Москве — над монументальными произведениями для ВДНХ, в комбинате живописного искусства Художественного фонда РСФСР, с 1962 года до последних дней — в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Автор многочисленных живописных полотен на исторические темы: «Куликовская битва», «Дмитрий Донской», «К полю Куликову», «Царь», «Иван Грозный принимает английское посольство», «Триумф Полтавской победы». Он принимал участие в воссоздании Бородинской панорамы Ф.А. Рубо, был удостоен золотой медали Академии художеств и направлен в творческую поездку в Италию, откуда привез серию мастерски выполненных пейзажных этюдов.

Изучая живописные приемы Ф. Рубо, увлекся панорамным искусством. В 1970 году создал свою первую диораму «Вооруженное восстание 1905 года в Перми», в 1974 — эскиз для диорамы «Штурм крепости Измаил войсками Суворова в 1790 году», в 1970-80-е годы — батальные полотна диорам «Освобождение Будапешта», «Штурм рейхстага» (в соавторстве с В.М. Сибирским), «Взятие крепости Оса Пугачевым». В этих масштабных исторических полотнах проявился его особый дар живописной «режиссуры», умение композиционно передать самую суть исторического события, насытив его интереснейшими, исторически выверенными деталями.

Первой из шести диорам Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, освещающих важнейшие события войны, стала в 1995 году диорама Е.И. Данилевского «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года».

В 1990-е годы художник работал над циклом жанровых картин, посвященных старой Москве: «Московская конка», «Страстная площадь», «Продавец птиц», «Петровский путевой дворец в ХVIII веке» и др.

Выдающийся мастер исторической и батальной живописи, Е.И. Данилевский был также замечательным портретистом и автором многих выполненных с проникновенной теплотой пейзажей средней полосы России — серия «Поленовские места» раскрывает художника как тонкого лирического мастера, работавшего в лучших традициях русской живописной школы.

Глядя на картины Евгения Ивановича, невольно думаешь о том, как сочетаются в одном творческом характере блистательное мастерство баталиста с монументальным размахом мысли и лирической проникновенностью мастера малых станковых форм живописи.

Произведения Е.И. Данилевского выставляются в Музее Москвы, Музее Великой Отечественной войны, Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации, Государственном музее обороны Москвы, других музеях России и СНГ, а также в частных собраниях России, Великобритании, Германии, Италии, Кипра, Польши, США, Франции, ЮАР.

Евгений Иванович Данилевский скончался 28 августа 2010 года, похоронен на кладбище села Бёхово Тульской области. К сожалению, уход самобытного художника, прожившего яркую творческую жизнь, был мало кем замечен.

Елена Алещенкова,

директор Ярцевского историко-краеведческого музея